Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ГЕССЕН С.И. (1883-1950)






 

Сергей Иосифович Гессен (1883-1950). Автор работ6 «Государство и социализм» ().

 

«Уже само слово «утопия» – «нигде» – указывает на то, что утопизм есть попытка построить идеальный порядок, не считаясь с конкретными условиями места и времени. это есть неограниченная вера в силу отвлеченно понятого принципа, разумная очевидность которого почитается сама по себе уже достаточной для его осуществления в действительности. Постольку всякий утопизм есть рационализм: цель практического действия оправдывается в нем тем, что, взятая сама по себе и однажды усвоенная разумом, она не может не быть принята им как должная. Но покоится на себе самой, быть внутренне очевидной может только совершенная цель. Поэтому утопизм непременно максималистичен: он не удовлетворяется борьбой с тем или иным видом конкретного зла, но стремится к порядку, сразу упраздняющему всякое возможное зло.

Он жаждет вечного мира, полной независимости от природы, безусловной справедливости, неограниченной свободы, уничтожения всякого насилия, не омраченного ничем счастья» (Гессен С.И. Избранные сочинения. М. 1999. С.147).

 

«Чисто техническое отношение к действительности есть вообще характерная черта утопизма: в нем выражается вера утопизма в безусловную мощь человеческого разума, в безусловную пластичность действительности. Вера в технику есть только оборотная сторона отрицания истории» (Гессен С.И. Избранные сочинения. М. 1999. С.152).

 

2Передавааясь от поколения к поколению, историческое прошлое связует сменяющие друг друга поколения цепью преемственности. История есть предание.

Но именно потому история есть не только предание. Она кроет в себе некоторое иное начало, в силу которого только и возможно чудо изъятия прошлого из власти времен, его сохранения и передачи. Это последнее возможно потому, что в исторической жизни человечества над множеством случайных и изменчивых целей, преследуемых людьми в их повседневной жизни, возвышается сверхвременные начала, имеющие сверхличное значение и как бы пронизывающие собой череду сменяющихся поколений, объединяя их общностью задач, в виде которых они предстоят человеческому творчеству. Начала эти отличаются от всех других целей, которые мы преследуем в жизни, во-первых, тем, что они ценны сами в себе, а не только как средства достижения других целей, и, во-вторых, тем, что они неисчерпаемы и в этом смысле бесконечны» (Гессен С.И. Избранные сочинения. М. 1999. С.153).

 

«Не умирает, а передается из поколения к поколению именно то прошлое, в котором так или иначе реализовались сверхвременные задания культуры, которое явилось ступенью в их осуществлении и как ступень продолжает жить в современных на то же задание направленных усилиях» (Гессен С.И. Избранные сочинения. М. 1999. С.155).

 

«Задание живет в пронизываемом им предании. И прошлое передается лишь через связывающую его с настоящим нить задания. Отсюда сопряженность носителей истории и культуры. Только в пределах культуры и возможна история. И самая культура измеряется длительностью истории: данное общество тем культурнее, чем древнее и богаче его история, т.е. чем больше ценностей накопило оно на пути к вечным заданием культуры» (Гессен С.И. Избранные сочинения. М. 1999. С.157).

 

«Заблуждение утопизма, его диалектическая вина заключается именно в том, что он утверждает задание в полном отрыве от животворящего его предания. Утопизм исполнен пафоса задания. Мир в его данности отвергается им столь решительно потому, что он хочет в корне изменить согласно тому безусловному идеалу, который преподносится ему как абсолютное задание» (Гессен С.И. Избранные сочинения. М. 1999. С.158).

«Сохранить предание – это значит уйти от него в направлении задания: лишь воспринятое как творческий акт и, следовательно, частично отвергнутое, остается предание самим собою» (Гессен С.И. Избранные сочинения. М. 1999. С.165).

 

«Подлинная верность преданию достигается не пассивной приверженностью ему, не абсолютированием предания, а подчинение его тем высшим заданиям культуры, которые в свое время вызвали к жизни действия наших предков и тем самым сделали возможным предание. В противном случае предание окостеневает, переходит как бы на низшую ступень чисто материального бытия и, лишенное внутренней скрепы, рассыпается на мелкие куски» (Гессен С.И. Избранные сочинения. М. 1999. С.165).

 

 

§3 ЛОСЕВ А.Ф.

 

А. Лосева можно считать завершителем традиции русской философии, который полностью отразил

 

1. ТЕОРИЯ МИФА

 

1. ДИАЛЕКТИКА МИФА

 

2. ТЕОРИЯ СИМВОЛА

 

3.

 

2. ТЕОРИЯ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ

 

1. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

 

2. ФЕНОМЕН НЕОПЛАТОНИЗМА

 

3.

 

3.ВОПРОСЫ ЭСТЕТИКИ

 

1. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ФОРМА

 

2. ТЕОРИЯ СТИЛЯ

 

3. ФИЛОСОФИЯ МУЗЫКИ

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал