![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Координаты ландшафтного философствования
Все эти вектора философствования формируют пространство философствования, заданное в сетке координат: это координаты восхождения – «дантовы» координаты; это координаты реальной жизни – «бальзаковы» координаты; это, как синтез – извилистые многомерные координаты философских «одиссей» - путешествий по многообразиям мира и культуры.
1. ДАНТОВЫ КООРДИНАТЫ
Путешествия сознания по дантовым координатам имеют свою логику, оно «блуждает» в ином пространстве. Блуждания Фауста по «дантовым» координатам мира – вот путь философа в мире культуры. Это его дорога. Эрнст Блох сравнивал «феноменологию духа» Гегеля с блужданиями Фауста.
2. БАЛЬЗАКОВЫ КООРДИНАТЫ Человеческая культура, как верно подметил один из первых европейских «геологов» культурного Ландшафта – О. Бальзак, представляет из себя «Человеческую Комедию». Комедию «взлетов» и «падений» «Мысли», «подъемов» и «опусканий» тектонических плит «Обществ», «прорывов» и «изгибов» золотых рек «Капиталов- Товаров», «болот», «трущоб» и «гнилых местечек» «Жизненного мира» Повседневности – т.е. «Комедию» всего культурного Ландшафта, в котором «Личности» выступают ничтожными угловатыми камешками, нещадно перемалываемыми в «муку» жерновами Истории. Вот как красочно описывает выдающий французский историк и философ И. Тэн мировоззрение О.Бальзака: «Слог Бальзака поражает вас своим величием, своим богатством и своей оригинальностью. Это гигантский хаос; здесь вы находите все: искусство, науки, ремесла, историю, философские и религиозные системы; нет * предмета, о котором он бы не говорил. В десяти строках у него укладываются мысли, пришедшие со всех концов света. Тут вы встретите идею Сведенборга, рядом с ней метафору мясника или химика, через две строчки вам попадается кусочек философской тирады, затем шуточка, намек на волнение, греза художника, музыкальная фраза! Мимо вас в своеобразной процессии проходят педанты, метафизики, сладострастные силены, бледные ученые, неунывающие артисты, рабочие в блузах; тут вы увидите костюмы всех веков, наряды серьезные и шутовские, блеск роскоши и отрепья нищеты: здесь мелькает рубище, тут возле него вы замечаете платье, шитое золотом, там лохмотья, украшенные пурпуром и алмазами; пропитанная пылью атмосфера оглашается криками толпы, и газ обливает её своим резким, но обольстительным светом» (Тэн И. Бальзак. Спб., 1894. С.52-53). Прекрасно понял основной «нерв» творчества гения Бальзака в такой же степени гениальный мыслитель И. Тэн. Вот что он пишет: «..преследуемый и наученный, он понял, что деньги – могущественнейшая пружина современной жизни. Он рассчитывал состояние своих действующих лиц, объяснял их происхождение, увеличивание и употребление; уравновешивал издержки и доходы и в роман внес привычки бюджета. Он излагал спекуляции, экономию, покупки, продажи, контракты, коммерческие приключения, промышленные открытия, комбинации и ажиотаж. Он изображал адвокатов, сыщиков, банкиров; он всюду ввел гражданский кодекс и векселя. Коммерческие дела он сделал поэтическими. Он описывал турниры в роде турниров античных героев, но на этот раз около наследства или приданного, среди законников вместо солдат» (Тэн И. Критические опыты. Спб., 1869)
2. Структура «человеческой комедии» истории.
Деньги – Желания. Мир Парижа – как мир театра и гонки вверх – как исходной ментальности буржуазного общества.
3. «ОДИССЕИ» ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ
В классической новоевропейской философии существовал, как правило, абстрактный субъект философствования. Для философии Ландшафта же, как и для древних философов, нет абстрактного субъекта, нет абстрактных идей, - есть «идея-человек» (М. де Унамуно), есть осуществление своей философии как своей жизни. Этот момент правильно подчеркнул современный французский историк философии Пьер Адо. Он утверждает, что античная философия была образом жизни: «Мудрость рассматривается во всей античности как способ бытия, как состояние человека, существующего совершенно иначе, нежели остальные люди, и являющего собой своего рода сверхчеловека. Если философия есть активность, смысл которой – упражнение в мудрости, то упражнение это по необходимости заключается не только в том, чтобы говорить и рассуждать определенным образом, но и в том, чтобы определенным образом быть, действовать, смотреть на мир. Следовательно, если философия не только дискурс, но и жизненный выбор, экзистенциальное предпочтение, то именно потому, что она есть стремление к мудрости» (Адо П. Что такое античная философия? М. 1999. С.236-237). Философский дискурс, как правильно подчеркивает П. Адо, - это лишь оправдание и обоснование «философской жизни». А «философская» жизнь – это и есть странствие по ландшафтным многообразиям мира. §3 ФИЛОСОФСТВОВАТЬ МОЛОТОМ: ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ГЕОЛОГИЯ
Над созданием «трансцендентальной геологии» размышлял М. Мерло-Понти.
«Философствовать молотом» – эту метафору применил один из ландшафтно мыслящих философов - Ф. Ницше в своей работе «Сумерки идолов, или как философствуют молотом» (1888). Но, как и во всех своих работах, он, ввиду своего больного сознания, не смог четко развить эту метафору. Это свойство всех его мыслей, но, тем не менее его броские метафоры и афоризмы, служат часто хорошим «возбудителем» и подсобным материалом для нормального философствования. В этом его непреходящая роль в современной философии. Хотя схожую метафору применил сократик Диоген, который рассматривал свое киническое философствование как «перечеканку монет». Для Философа Ландшафта «философствовать молотом» – это означает «взрывать» тексты, находя скрытые смыслы; «философствовать молотом» - значит стать «геофилософом» - географом бытия и геологом культуры; философствовать молотом» – т.е. заботиться об обустройстве бытии и своего присутствия в нем.. У М. Фуко философ – это «археолог» культуры или её «архивист», но философ Ландшафта более радикален – он «деконструктивист». Он философствует «молотом» критической мысли и острым «кайлом» философского концепта. Он понимает слова ницшеанского «Заратустры», который утверждал, что только с «помощью гор должен учиться строить познающий» и что «дух двигает горами» (Ницше Ф. Сочинения Т.2. С.74). Он не только делает «картографирование» культурного Ландшафта, но еще и врезается в пласты культуры с острым философским концептом - «кайлом» и сотрясает человеческую культуру критической мыслью - «молотом», высекая «искры духа». Это мыслитель, который с опытом человека начала III тысячелетия и «детской наивностью» Лао-цзы (буквально – «Старого ребенка») и Сократа проникает в пласты её текстов; вникает в пласты социальных систем и их изломов; изучает тропы мироэкономических образований, типы производств и товаров, - в общем, он выявляет разломы тектонических плит культуры, её пликативные и дизъюнктивные дислокации складок, типологии фаций в ментальности, обществе и хозяйстве. Он как «К ритически мыслящая личность» П. Лаврова - выясняет: что произошло, почему не все ладно в человеческой культуре, отчего человек в ней несчастен, что нужно сделать для ее «sustainаble development».
|