Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 7. Крестьянский мир 7 страница
Жениху дозволяется посещать невесту и дом будущих родителей. В гости он приходит с одним из своих товарищей и непременно приносит гостинцы - конфеты, пряники. Их, в свою очередь, угощают яичницей, чаем. В период, между запоем и будущей свадьбой, невеста собирает своих подруг на вечеринки. На них жених приглашает своих товарищей и для веселья нанимает гармониста. Парни выходят танцевать поочередно и состязаются между собой. (Мурзова Е.И. упоминает, что на вечеринках, кроме “Метелицы”, других танцев не было). Девушки поют песни, приуроченные к данному событию:
Со ленком я хожу, с зеленым гуляю, Я не знаю, куда лен положить, Я не знаю, куда лен определить. Положу я лен, положу я зеленый, Уж я с левого на правое плечо.
При этом поющие перекладывают пучок ромашки или просто платочек с плеча на плечо. Следующая хоровая девичья песня исполняется для жениха - “Как у месяца, как у ясного, золоты лучья”. Потом девушки поют про невесту и жениха: Как у чарочки, у серебряной, Золотой у нее веночек.
Еще поют ”Как на море там достанька (досочка) лежала”. При словах:
Целуй меня Ванюшенька, я твоя, ой, я твоя. Целуй меня, свет Ванюшенька, я слуга, ой, слуга. жених целует невесту. На вечере девушки поют много частушек, которые они знают бесконечное множество. Весь вечер проходит в пении и плясках. Поглазеть на вечеринку приходит не только молодежь, но пожилые. Особенно женщины. Все не умещаются в доме, и любопытным приходится толпиться под окнами. К двум часам ночи распорядители вечера объявляют конец вечера и предлагают освободить помещение. Остаются только самые близкие подруги невесты и товарищи жениха. Накрывают стол и подают угощения, которые приготовлены к тому времени, с обязательной яичницей с салом. Подавали и вино, которым угощали только парней. Девушки вино совсем не употребляли. По окончании угощения парни и девушки расходятся по домам. “За неделю до свадьбы невеста собирает подруг и идет к жениху обедать. Девки в разноцветных юбках. Юбки широкие, в четыре точи. Запон (фартук -Л.М.) разноцветный, с шитьем. /Мурзова Е.И./ [116] Накануне свадьбы, под вечер, свахи на пароконной повозке привозят от невесты в дом жениха приданное: сундук, на нем матрас, одеяло, подушки. Везли кладку не торопясь, чтобы односельчане могли видеть постель. У дома жениха происходила такая сцена. Свахи спрашивают у сватов: - Можно ли въехать во двор? ” - Пожалуйста. Как же, таких дорогих гостей мы ждем! Свахи (погонихи) не дойдя до двери, останавливаются и кричат - Сундук не лезет в дверь! Сейчас будем подрубать косяки! Им отвечают: - Пожалуйста, не подрубайте. Мы лучше вот вам поднесем по стакану вина, может, как-нибудь внесёте. Погонихи выпивают вино и втаскивают сундук в дверь на половину и опять кричат, что он дальше не пролазит и что требуется промочить. Угощение повторяется. Сундук, наконец, ставят посреди избы. Вызывается сваха (мать жениха) и погонихи начинают выкладывать содержимое сундука. Занавески вешают прямо на окно, дорожки - дерюжки самотканые, расстилают прямо на полу. При этом спрашивают: - Довольны ли свахи? А если не довольны, то мы заберем обратно. Безусловно, все остаются довольными. Сваты от души благодарят погоних, сажают их за стол и обильно угощают. В последний вечер перед свадьбой к невесте приходят ее подруги, проводят с ней вечер и ночуют у нее дома. Утром они поднимаются рано и идут к соседу косу плести. По обычаю это должна сделать родная сестра. Если сестры нет, то её плетет подруга. В косу вплетают подвенечные ленты. При этом девушки поют песню:
Затрубили трубоньки ранёхонько на заре, Восплакала душа Машенька (Нюра, Саша и т.д.) О своей русой косе, о девичьей красоте Вечор мою косыньку, вечор мою русую Девушка её плела, жемчугом её вила Приезжала сваха утром рано на заре Стала маю косыньку рвать - порывать Да на две части разделять.
Вернувшись домой, невеста начинает ”вопить и причитывать: ” Родимая моя матушка, знать я тебе надоела, цветным платком обносилась. Кормилец мой, батюшка, знать я тебя хлебом - солью объела. Родимый мой братец, знать я вас дубовыми дровами обидела... ” / Мурзова Е.И./ [117] Утром жених с двумя дружками и крестным отцом приезжает за невестой. В избу входят с иконой. Невеста уже сидит за столом, а вокруг четыре подростка со скалками. Дружки кричат: - А ну, выходите из-за стола! А ребята отвечают: - Не дадим вам невесту! Купите ее у нас. Дружки наливают им по рюмочке слабого вина и бросают в рюмки по пять копеек и говорят: - Вот выпейте и возьмите по пятаку, а те в ответ: - Нет! У нашего стола четыре угла, давайте четыре рубля! После недолгого торга дружки удовлетворяют требования подростков. Последние уходят, а дружки и жених с крестным отцом (или просто крестный) садятся за стол. Их немного угощают и вскоре все встают. Дружки говорят отцу и матери: - Кормилец батюшка, кормилица матушка, благословите своих детей под злат венец стать, закон божий принять. Жених с невестой кланяются в ноги родителям, целуют иконы, которые держат дружка и крестный отец. Все выходят во двор, где стоят запряженные в повозки лошади, разукрашенные лентами и бумажными цветами. Последним из избы выходят невеста с подружками. На крыльце девушки поют невесте “Полевую песню”: Полевая наша ягодка, Дорогая наша гостенька, Погости у нас манехонько, Во дворе у нас тихоненько, Нет ни ветра у нас, нет ни вихря, Ни белого снега зимнего, Ни осеннего дождя шумного...
Пока девушки поют “Полевую”, дружки обходят вокруг свадебного поезда три раза и один из дружков произносит: ”Христос воскресе! ”, а крестный отец отвечает: “Воистину воскрес! ” такие восклицания произносят с четырех сторон поезда. Процессия трогается со двора. На первой подводе – одноконке, сидят дружки с иконой, на второй - тройке - жених с крестным отцом и свахой. У последней свечи и цветы, а крестный с иконой. На третьей подводе, запряженных парой лошадей выезжает невеста. С ней на повозке с обеих сторон сидят погонихи. На головах у них прикреплены цветы. У двора их дожидается еще две- три подводы с молодежью и весь поезд, под звуки колокольчиков и погремушек, направляется прямо к церкви. Бывает, что жених собирает поезд из парней, сидящих верхом на конях. Когда невеста на повозке выезжает со двора, то верховая кавалькада во главе с женихом движется к церкви впереди поезда. Товарищей жениха называют боярами. На их плечах разноцветные шарфы, повязанные крест-накрест. Следует сказать, что венчанию в Русской Православной Церкви предшествовали обыск и оглашение, имеющие целью выяснить, нет ли препятствий к браку. " Обыском" назывался письменный акт, составляемый причтом церкви перед венчанием каждого брака. В ошнурованную обыскную книгу священник вносил сведения о женихе и невесте и о том, каким по счету браком они сочетаются, о здравом состоянии их рассудка, отсутствии между ними препятствующей браку степени родства и наличии согласия родителей или опекунов на этот брак. Обыск подписывали жених, невеста, 2-3 поручителя и причт церкви. Такая обыскная книга, опечатанная сургучной печатью, была и в добринской церкви. Об этом упомянуто в клировых ведомостях второй половины XIX столетия. В тех же ведомостях - за 1875 г. в графе о «Заштатных и сиротствующих», зафиксирован факт того, что священник Тимофей Петрович Смирнов в 1861 году состоял под судом и следствием «по делу о ненамеренном повенчании четвертым браком трех браков» (?). Простили его лишь по указу Святейшего Синода. Произошло это событие 22 февраля 1874 года. После прощения он был причислен к заштатному духовенству. Как видим, власти строго следили затем, чтобы не было фактов многоженства, да и сами священники, стараясь не допустить оплошности, вели переписку между собой. Образец такого письма, связанного с Нижней Добринкой, в архиве обнаружить не удалось, но среди других бумаг удалось найти подобное письмо и автор (-Л.М.) взял на себя смелость изобразить его на примере найденного: «Село Нижняя Добринка священнику Михаилу Смирнову с притчом. От священника (такого-то). Дата. Прихода государственный крестьянин (ф.и.о.) посватал за себя прихода моего слободы Меловатки у удельного крестьянина (ф.и.о.) дочь девицу (имя), которая по справке мною учиненную из Метрической книги оказалась рожденной в (таком-то) году (такого-то) дня на исповеди у Св. [ятого] причастия всегда бывала и находится здравом уме. В чем и свидетельствую, с приложением церковной печати, слободы Меловатка священник (такой-то). 1885 г.» В приходе велись специальные документы о причащении, на основании которых выдавались свидетельства не только вступающим в брак, но и учащимся, отъезжающим и т. д. Каждый вступающий в брак – парень или девица, старался получить родительское благословение. В одном из номеров «Саратовских епархиальных ведомостях» за 1867 год была опубликована статья Г. Смирнова «Взгляд нашего простолюдина на родительское благословение». Возможно, автором был кто-то из многочисленного нижнедобринского священнического семейства Смирновых. Автор в нравоучительной статье рассказывает о крестьянской девице – сироте, выходящей замуж, которая своею священною обязанностью сирота считала посещение могилы своей матери. Для испрашивания у последней «ни злата, ни серебра, а великого благословения» и никакие препятствия и затруднения не могли помешать этому. «Накануне своей свадьбы, невеста-сирота, в сопровождении своих подруг, отправляется на кладбище, где, сыскав могилу своей матери, начинает вопить, а вслед за нею и подруги ея. В заключение всего, навопившись вдоволь, невеста-сирота падает на могилу своей матери, как бы поверяя последней свою грусть-тоску, свою невыносимую жизнь без родимой матушки, и еще раз, притом в последний раз, испрашивает великого благословеньица на новую жизнь в чужих людях. Приведем из этого вопля, на могиле матери, хоть некоторые причитания, не лишенные, по нашему мнению, интереса, в том отношении, что в них проглядывается сознание великой важности родительского благословения, и в том, что под влиянием такого сознания, в них звучит не какая-либо фальшивая нота, а не притворная грусть, согреваемая сердечною теплотою. «Пришла я к тебе, родимая матушка, Просить ни злата, ни серебра, А великого благословеньица. Подуйте вы, буйные ветры, Со восточной сторонушки! Разнесите вы, буйны ветры, Желты пески с моей родимой матушки. Раскройте вы дубову доску, Разверните золоту парчу, Поднимите вы мою родимую матушку… Благослови меня, родимая матушка, Во чужие люди. Во чужих людях жить умеючи-разумеючи. А чужую мать назвать матушкой…»
По приходе домой, невеста-сирота, в сопровождении тех же подруг, начинает другого рода причитанья, следующего содержания: «Ходила к матушке Божьей церкви, Будила я там свою родимую матушку. Кликала я её, не докликалась. Просила-то я у ней великого благословеньица. Кормилец ты мой батюшка! Зажигай ты воску ярого свечу. Пойдем мы на широкое подворьице, Поглядим мы по широкому подворьицу. Не прилетела ли родимая матушка На широкое подворьице… Родимая ты моя матушка! Прилети во темной ночиньке Сизой голубушкой… Собери меня во чужие люди…» [118]
Те женихи и невесты, у кого родители были во здравии, после получения благословения начинаются вместе с ними приготовления к свадьбе. А вскоре начиналась и сама свадьба. В назначенное время жених и невеста являются к храму. Церковь повелевает венчающимся предстать перед святыми дверями храма. Их встречает священник и вводит жениха и невесту внутрь храма. Это знаменует для венчающихся, что пред лицом самого Бога, в святой церкви, они начинают новую жизнь - в супружестве. Священник трижды благословляет сначала жениха, а потом невесту, произнося: “Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа” и подает им зажженные свечи. По обычаю церкви, обряд обручения он начинает со славословия Богу. После священнодействия берет кольца со святого престола и надевает сначала кольцо жениху, трижды осеняя их крестообразно и говоря: ”Обручается раб божий (имя) рабе божьей (имя) во имя Отца и Сына и Святаго Духа”. После благословения жених и невеста меняются кольцами, и начинается обряд венчания. Жених и невеста соединяют правые руки. Священник, покрыв их руки епитрахилью, ведет в центр зала и становит на “подножку” - коврик из белой или розовой ткани. Пред святым крестом и Евангелием священник спрашивает жениха: -Имеешь ли ты соизволение благое и непринужденное и крепкую мысль взять в жены сию, которую здесь перед собою видишь? ” - Имею. - Не обещался ли другой невесте? - Не обещался! С теми же вопросами священник обращается и к невесте, после чего начинает совершать Таинство Брака. Первую молитву он обращает к Господу: “...благослови брак сей; и подай рабам Твоим сим жизнь мирную, долгоденствие, любовь друг к другу в союзе мира, семя долгожизненное, неувядаемый венец славы; сподоби их увидеть чада чад своих, ложе им сохрани ненаветным...” Во второй молитве священник молит Триединого Господа: “... Даруй им плод чрева, доброчадие, единомыслие в душах, возвысь их, как кедры ливанские, как виноградную лозу с прекрасными ветвями, даруй им семя колосистое, дабы они, имея довольство во всем, изобиловали на всякое благое дело и Тебе благоугодное. И узрят они сыновей от сынов своих...” После третьей молитвы наступают важнейшие минуты венчания - перед лицом всей церкви он скрепляет и освящает новый супружеский союз. Священник берет венец и крестообразно осеняет им жениха и произносит: ”Венчается раб Божий (имя) рабе Божьей (имя) во Имя Отца и Сына и Святаго Духа”. Затем дает жениху поцеловать иконку Христа Спасителя на венце и возлагает его на голову жениха. С этими же словами, (невеста целует иконку Пресвятой Богородицы) священник венчает невесту. Настает святейшая минута венчания. Священник трижды возглашает: “Господи, Боже наш, славой и честью венчай их! ” и трижды благословляет жениха и невесту. Этим действом он провозглашает венчающихся родоначальниками новой семьи и знаменует верность и нерасторжимость их союза. За молитвами и возложением венцов следует чтение Евангелия: “... Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей, и будут оба как одна плоть; тайна эта велика”. Новобрачным заповедуется, что муж должен любить жену свою, так как Христос возлюбил и любит свою церковь, а жена должна повиноваться мужу во всем... После евангельского чтения и молитвы приносят чашу общения с красным церковным вином - кагором. Священник дает молодой паре троекратно испить вина из общей чаши - сначала мужу, как главе семьи, потом жене. Отныне у них все должно быть общим - радость и горе, счастье и несчастье. Затем молодых трижды обводят вокруг аналоя. С пожеланием всех благ в жизни молодых священник снимает с них венцы и ведет на амвон, где они целуют иконы Христа Спасителя и Богоматери. На амвоне они получают благословение святыми иконами, которыми их до венчания благословили родители. В метрическую книгу заносили записи соответствующие моменту. Например: 10 ноября 1874 года священник Михаил Смирнов в графе о бракосочетании записал о том, что жених: “... Аткарского уезда Среднего Колышина Государственный крестьянин Иоаннъ Сухинин православного исповедования, 23 лет отроду сочетался первым браком, а невеста у него была с ...села Нижняя Добринка крестьянская девица Мария Антоновна Рогожина православного вероисповедования. Она также вступала в брак впервые, а отроду девице было 19 годочков. Внес он данные и о свидетелях с обеих сторон - “ Свидетели по жениху: Аткарского уезда, деревни Среднего Колышина Государственные крестьяне Сергей Максимов (вич) Сухинин, Семен Каллистратов (вич) Объедков и Иван Михайлов( вич) Пенхов, по невесте: села Нижняя Добринка Сергей Федоров (вич) Ашнин, Наум Андреев (вич) Луночкин и Егор Аверьянов (вич) Кожевников”. Свидетели своими подписями засвидетельствовали таинство венчания, и обряд на этом был окончен. Все приглашенные на свадьбу рассаживаются по подводам и едут в дом жениха. Молодых и гостей встречают родители. Дружки подводят жениха и невесту к родителям со словами: - Вот, родимый батюшка и родная матушка, поехали в церковь с одним, а привезли двоих. Родители ведут молодоженов в горницу. Вместе с ними входят и дружки, крестный, свахи и погонычи. Все садятся за столы. Дружка наливает всем вина, просит молодых поцеловаться. Вскоре дружки и погонихи отводят молодых в отдельное помещение - избенку и оставляют одних. Через некоторое время к ним приходят парни с девушками и угощаются. Тем временем дружка, сваха и погонихи едут к родителям невесты и зовут в гости жениха. Их сажают за передние столы, а женихова родня садится за задние. Гостям подносят вино, и они запевают песню. Все дружно ее подхватывают. Гармонист заводит плясовую, и тогда все сразу пускаются в пляс. В доме становится тесно, многие выходят во двор, а оттуда и на улицу. У дружка рука перевязаны красным платком, а у свах и погоних в головах цветочки. Гости проходят улицу из конца в конец и возвращаются дом родителей жениха. Здесь снова угощаются. Свадьба дошла до полного накала - много шума и разговоров. Гостям выносят четверть вина уряженной кистью калины и запевают песню:
Калина, калина моя, В саду ягода малина моя.
На передний стол подают курицу, курник (куриный суп) и куст калины. Каждая ветка обвита разноцветной шпалерной бумагой. Дружка делит курицу и с разными присказками подает мясо гостям. Свахи и погонихи становятся на скамью и запевают “Курочку” с приплясом (песня попала в село от украинцев-переселенцев):
Жил я у пана в первое лето, Выжил я у пана курочку за это. Моя курка Черношейка. По двору ходит, хохол раздувает, Пана потешает.
Жил я у пана второе лето, Выжил я у пана петуха за это. Мой петух Громотуха, Моя курка Черношейка По двору ходят, цыплят за собой водят, Пана утешают...
Жил я у пана третье лето, Выжил я у пана уточку за это...
Под звуки песни свахи берут со стола порожнюю посуду и бьют ее об пол. Это признак того, что невеста была честною. В противном случае били старые худые горшки. Затем свадебная процессия направляется к родителям невесты. По улице идут с песнями и пляской. Их сопровождает толпа ребятишек. На этот случай гости покупают дешевых конфет и разбрасывают их ребятам. В доме родителей невесты за передние столы сажают гостей из жениховой родни. Тут уже в почете отец и мать жениха. И снова угощения, песни, разговоры, смех и пляски. В Добринке свадьбу называли весельем. Но на свадьбе часто пели грустные песни, например: “Звезды, мои звездочки”.
|