Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Программа спецкурсаСтр 1 из 17Следующая ⇒
Культура перед вызовом ХХI века. Философия ХХ века о кризисе европейской культуры: Шпенглер, Маркузе, Гуссерль. Человек в ситуации ХХ века: новая предметная среда - глобальность предметного мира и необходимость нового проективного мышления, новая социальная среда - глобальность общественных связей и необходимость нового нравственного мышления. Образование в процессе перехода от ориентации на знания к ориентации на воспитание. Смена методологического фундамента образования: от логики и психологии к философии культуры и антропологии. Философия и культура. Основные парадигмы философского мышления и культурные ориентации. Движение философской мысли от вопроса “Что есть истина? ” к вопросу “Что есть культура? ” и задачи образования. Культура - образ человека (Основные идеи философии культуры). Споры вокруг понятия культуры. Культура как бытие человека. Культура в ее конкретности и культура в ее всеобщности (“чистая культура”). Структура культуры. Культура как опыт деятельности. Основные культурные формы как формы хранения опыта и как культурные категории, определяющие становление личности. Культура как целостность. Культурные доминанты. Культурная деятельность. Культура и история и история культуры. Тип культуры как тип самоопределения человека. Образование в системе культуры. Человек и его сущность (Основные идеи философии человека). Проблема сущности человека. Экзистенциальная ситуация человека: противоречие человека и природы. Человек как бытие социальной функции: дом человека - общество. Человек как бытие свободы: дом человека - история. Основные экзистенциальные противоречия человека и попытки их разрешения. Механизмы компенсации. Движение человека к своему бытию. Человек в системе Дантовых координат.Человек в системе выбора на “жизненных перекрестках”. Культура и архитектура педагогического пространства. Образование в системе культуры. Зависимость строения педагогической деятельности (ее архитектуры) от строения и логики культуры. Архитектура современного педагогического пространства как слепок со структуры культуры нового времени. Принципы современной культуры и требования к архитектуре современного педагогического пространства. Компьютер и тьютор как новые элементы современного педагогического пространства. Педагогическое пространство как пространство диалога. Вопрос и ответ как содержательные элементы диалога. Типы вопросов и характер диалога. Ситуация знания и ситуация мысли. Формирование " человека культуры" как задача современной системы образования. Литература 1. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Антология. - М., 1991. 2. Феномен человека. Антология. - М., 1993. 3. Бердяев А.Н. Философия свободы. Смысл творчества. - М., 1989. 4. Библер В.С. От наукоучения к логике культуры. - М., 1991, Часть вторая. 5. Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия. - М., 1982. 6. Каган М.С. Философия культуры. Санкт-Петербург. 1996. 7. Камю А. Миф о Сизифе // Камю А. Бунтующий человек. М., 1990. 8. Камю А. Бунтующий человек // Там же. 9. Кассирер Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры. - М., 1993. 10. Конев В.А. Философия культуры и парадигмы философского мышления // " Философские науки". - М., 1991, № 6. 11. Конев В.А. Онтология культуры. Изд. " Самарский университет", 1998. 12. Кругликов В.А. Образ " человека культуры". - М., 1988. 13. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. - М., 1991. 14. Маркузе Г. Одномерный человек. - М., 1994. 15. Проблема человека в западной философии. - М., 1988. 16. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. - М., 1992. 17. Степин В.С. Стратегия цивилизационного развития: поиск новых ценностей // Истины и ценности на рубеже ХХ-ХХI вв. - М., 1991. 18. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М., 1994. С. 190-223. 19. Трубников Н.Н. О смысле жизни и смерти. - М., 1996. 20. Фромм Э. Психоанализ и этика. - М., 1993. 21. Фромм Э. Иметь или быть. - М., 1986. 22. Фромм Э. Человеческая ситуация. - М. 1995. 23. Франк С.Л. Смысл жизни // Вопросы философии, 1982. № 2 или в кн. Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992. С.147 -217. 24. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой культуры. Т. 1. - М., 1993. Гл. 2.
|