Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Программа спецкурса






Культура перед вызовом ХХI века. Философия ХХ века о кризисе европейской культуры: Шпенглер, Маркузе, Гуссерль. Человек в ситуации ХХ века: новая предметная среда - глобальность предметного мира и необходимость нового проективного мышления, новая социальная среда - глобальность общественных связей и необходимость нового нравственного мышления. Образование в процессе перехода от ориентации на знания к ориентации на воспитание. Смена методологического фундамента образования: от логики и психологии к философии культуры и антропологии.

Философия и культура. Основные парадигмы философского мышления и культурные ориентации. Движение философской мысли от вопроса “Что есть истина? ” к вопросу “Что есть культура? ” и задачи образования.

Культура - образ человека (Основные идеи философии культуры). Споры вокруг понятия культуры. Культура как бытие человека. Культура в ее конкретности и культура в ее всеобщности (“чистая культура”). Структура культуры. Культура как опыт деятельности. Основные культурные формы как формы хранения опыта и как культурные категории, определяющие становление личности. Культура как целостность. Культурные доминанты. Культурная деятельность. Культура и история и история культуры. Тип культуры как тип самоопределения человека. Образование в системе культуры.

Человек и его сущность (Основные идеи философии человека). Проблема сущности человека. Экзистенциальная ситуация человека: противоречие человека и природы. Человек как бытие социальной функции: дом человека - общество. Человек как бытие свободы: дом человека - история. Основные экзистенциальные противоречия человека и попытки их разрешения. Механизмы компенсации.

Движение человека к своему бытию. Человек в системе Дантовых координат.Человек в системе выбора на “жизненных перекрестках”.

Культура и архитектура педагогического пространства. Образование в системе культуры. Зависимость строения педагогической деятельности (ее архитектуры) от строения и логики культуры. Архитектура современного педагогического пространства как слепок со структуры культуры нового времени. Принципы современной культуры и требования к архитектуре современного педагогического пространства. Компьютер и тьютор как новые элементы современного педагогического пространства. Педагогическое пространство как пространство диалога. Вопрос и ответ как содержательные элементы диалога. Типы вопросов и характер диалога. Ситуация знания и ситуация мысли. Формирование " человека культуры" как задача современной системы образования.

Литература

1. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Антология. - М., 1991.

2. Феномен человека. Антология. - М., 1993.

3. Бердяев А.Н. Философия свободы. Смысл творчества. - М., 1989.

4. Библер В.С. От наукоучения к логике культуры. - М., 1991, Часть вторая.

5. Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия. - М., 1982.

6. Каган М.С. Философия культуры. Санкт-Петербург. 1996.

7. Камю А. Миф о Сизифе // Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.

8. Камю А. Бунтующий человек // Там же.

9. Кассирер Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры. - М., 1993.

10. Конев В.А. Философия культуры и парадигмы философского мышления // " Философские науки". - М., 1991, № 6.

11. Конев В.А. Онтология культуры. Изд. " Самарский университет", 1998.

12. Кругликов В.А. Образ " человека культуры". - М., 1988.

13. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. - М., 1991.

14. Маркузе Г. Одномерный человек. - М., 1994.

15. Проблема человека в западной философии. - М., 1988.

16. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. - М., 1992.

17. Степин В.С. Стратегия цивилизационного развития: поиск новых ценностей // Истины и ценности на рубеже ХХ-ХХI вв. - М., 1991.

18. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М., 1994. С. 190-223.

19. Трубников Н.Н. О смысле жизни и смерти. - М., 1996.

20. Фромм Э. Психоанализ и этика. - М., 1993.

21. Фромм Э. Иметь или быть. - М., 1986.

22. Фромм Э. Человеческая ситуация. - М. 1995.

23. Франк С.Л. Смысл жизни // Вопросы философии, 1982. № 2 или в кн. Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992. С.147 -217.

24. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой культуры. Т. 1. - М., 1993. Гл. 2.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал