Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






профессор, доктор юридических наук

Институт Юстиции

Кафедра иностранного государственного и международного права

Внеаудиторная контрольная работа

Вариант 2

Исполнитель: Бардасова Анна Дмитриевна,

Группа

Научный руководитель: Савицкий Петр Иванович,

профессор, доктор юридических наук

 

Екатеринбург 2012

 

 

Введение.

 

Избирательное право является важнейшим компонентом любой правовой системы, так оно способно обеспечивать представительство воли граждан в выборных органах власти. А именно этот аспект позволяет формировать эффективные и жизнеспособные органы власти, приносящие пользу развития всей стране в целом. Процесс формирования избирательных органов отражает степень участия граждан в политической жизни государства, в образовании законодательных органов. Поэтому знакомство с различными избирательными системами зарубежных стран позволяет посмотреть в саму сущность страны, на развитость ее демократических институтов. Но прежде чем непосредственно перейти к анализу избирательного права и избирательных систем Испании, Бельгии и Ирландии, следует дать краткую характеристику каждого государства в отдельности.

Бельгия. Площадь 30, 5 тыс. кв. км. Население свыше 10 млн. человек. Столица - Брюссель. Государственной религии нет, верующие преимущественно католики (90%). Бельгия - конституционная монархия. Глава государства - король, который осуществляет законодательную власть совместно с двухпалатным парламентом (Сенат и Палата представителей). Государственные языки: французский, немецкий, нидерландский. Денежная единица – евро.

Испания. Площадь – 505 тыс. км. кв. Столица - г. Мадрид. Население 45 млн. 866 тыс. чел. Государственный язык: Испанский язык. Государственный строй – конституционная монархия. Глава государства – король парламентского большинства. Парламент – двухпалатные Генеральные кортесы, состоящие из Конгресса депутатов (от 300 до 400 чел.) и Сената (259 членов). Денежная единица – евро.

Ирландия. Площадь 70, 3 тыс. кв. км. Население 4 млн. 581 тыс. чел.

Столица - г. Дублин. Государственные языки: ирландский - первый национальный язык, английский. Государственный строй - парламентская республика. Глава государства - президент, избираемый всеобщим прямым тайным голосованием на срок 7 лет (возможен второй срок). Парламент двухпалатный. Денежная единица - евро.

 

 

Анализ избирательного права и избирательных систем Бельгии, Испании и Ирландии.

 

Все три страны Бельгия, Испания, Ирландия имеют двухпалатный законодательный орган.

1. Нормативные акты, регулирующие избирательное право.

Прежде всего это Конституции стран, избирательные кодексы (если есть), отдельные законы и нормативные акты.

2. Численность депутатов Палаты представителей.

Палата Представителей Королевства Бельгии состоит из 150 депутатов (ст. 63 п. 1 Конституции Бельгии), Ирландии – 166 членов и Испании 350 (Конституцией Испании число членов Конгресса депутатов может колебаться в размере от 200 до 400 членов) (ст. 68 Конституции Испании).

3. Срок полномочий Палаты представителей.

Конгресс депутатов в Испании избирается сроком на 4 года, действие депутатского мандата истекает через четыре года после его избрания или с момента роспуска Палаты.

В Ирландии де срок полномочий точно не оговорен в Конституции, есть лишь указания на то, что она не может действовать более 7 лет со дня первого заседания (сейчас он определен в 5 лет), однако более короткий срок может быть установлен законом. Также как и в Испании, срок действия палаты представителей в Бельгии устанавливается в 4 года.

4. Принципы избирательного права.

Выборы во всех трех странах: -всеобщие (всеобщность выборов заключается в том, что все дееспособные лица, достигшие установленного законом возраста, имеют право участвовать в выборах, причем как активно, так и пассивно.) (ст. 16 Конституции Ирландии)

-тайные (п. 4 ст. 16 Конституции Ирландии, ст. 62 Конституции Бельгии, ст. 68 Конституции Испании)

-прямые

-равные (ст. 61 Конституции Бельгии, п. 4 ст. 16 Конституции Ирландии

Кроме того Бельгия устанавливает еще один принцип, такой как обязательность («голосование является обязательным» ст. 62 Конституции Бельгии)

5. Тип избирательной системы.

В Бельгии и Ирландии пропорциональная избирательная система. Пропорциональная избирательная система - порядок определения результатов выборов, при котором мандаты между партиями, выставившими своих кандидатов в представительный орган, распределяются в соответствии с полученным ими количеством голосов. В Испании также пропорциональная избирательная система, но избрание депутатов от испанских городов Сеуты и Мелильи, расположенных на Африканском континенте происходит на основе мажоритарной системы относительного большинства. Мажоритарная система относительного большинства (при мажоритарной системе относительного большинства для победы на выборах кандидату необходимо набрать больше голосов избирателей, чем каждый из остальных кандидатов, пусть даже за него проголосовало менее половины избирателей.)

6. Процедура выдвижение кандидатов в Палату представителей.

В Испании правом выдвигать кандидатов в палату представителей (конгресс депутатов) в соответствии с избирательным законом 1977 г. принадлежит политическим партиям и объединениям или 0, 1 % избирателей, внесенных в списки для голосования в округе (это процентное соотношение не может быть ниже 500). В Бельгии список кандидатов в депутаты Палаты представителей должен иметь подписи (в зависимости от избирательного округа) от 200 до 500 избирателей или не менее трех парламентариев, чей срок полномочий заканчивается. В Ирландии каждый избиратель вправе выдвинуть свою кандидатуру на выборах в парламент. При этом он должен внести залог, равный 100 ирландским фунтам, который возвращается в случае его победы на выборах или получения им не менее 1\3 голосов от избирательной квоты. Если кандидат баллотируется в несколько избирательных округах (что разрешается законом), возвращается только один залог.

7. Избирательные округа.

Выборы в Бельгии проводятся по установленным законом многомандатным избирательным округам. Количество мест избирательного округа в Палате представителей определяется путем деления численности населения Королевства на 150 и последующего деления численности населения округа на полученную цифру. Оставшиеся места достаются избирательным округам, имеющих самый большой остаток еще не представленного населения. Распределение членов Палаты представителей между избирательными округами проводится королем в соответствии с населением. Численность населения каждого избирательного округа устанавливается каждые десять лет путем переписи населения или иным способом, определяемым законодательством. Король публикует ее результаты в течении 6 месяцев. Через 3 месяца после этой публикации Король определяет количество мест, выделяемых каждому избирательному округу. Новое распределение применяется, начиная со следующих всеобщих выборов. В Испании также законом устанавливаются избирательные округа. Избирательным округом является провинция. От каждой из них избирается не менее двух депутатов и по одному депутату от каждой 175 тыс. жителей, т.е. количество депутатских мест в избирательном округе зависит от численности жителей. Оно определяется делением количества жителей провинции на национальную избирательную квоту, которая в свою очередь вычисляется делением населения всех провинций на число жителей каждой из них. Оставшиеся нераспределенными депутатские места передаются тем провинциям, которые имеют наибольший после произведения деления остаток. Однако в этой системе есть исключения, такие города как Сеута и Мелилья обладают правом избирать по одному депутату в Палату не зависимо от избирательных округов, для представления своих интересов.

Схоже дела обстоят и в Ирландии. Территория Ирландии для проведения выборов в нижнюю палату разделена на 41 многомандатный избирательный округ. Деление на избирательные округа производится с учетом нормы представительства и численности населения. Конституция Ирландии говорит о том, что соотношение между числом членов, избранных в каждый определенный момент от каждого избирательного округа, и населением каждого избирательного округа, установленного последней переписью населения, должно, быть одинаковым для всей страны. Кроме того п. 2.2 ст. 16 Конституции закрепляет, что общее число членов Палаты должно быть установлено с тем, чтобы приходилось не менее одного члена на каждые тридцать тысяч населения или не более одного члена на каждые двадцать тысяч населения. Конституцией оговорено еще одно правило: (п. 2.6 ст. 16) не может быть издан закон, посредством которого число членов, избираемых в избирательном округе, было бы не менее трех.

8. Процедура распределения депутатских мест в Бельгии, Испании и Ирландии.

Выборы в избирательных округах Испании проводятся по пропорциональной избирательной системе. Депутатские места между партиями распределяются по методу д’Ондта (число голосов, полученных каждым партийным списком в избирательном округе, делят последовательно на 1, 2, 3, 4 и т.д. до цифры, соответствующей числу списков. Затем полученные частные распределяют в порядке убывания. Частное, порядковый номер которого соответствует числу замещаемых мандатов, является общим делителем. Каждый список получает столько мест, сколько раз общий делитель укладывается в полученном этим списком числе голосов.), при этом в пределах избирательного округа установлен заградительный пункт, равный 3%. Если остаются нераспределенные депутатские мандаты, то новые выборы не проводятся, освободившееся место получает кандидат, следующий за прежним обладателем мандата. Однако выборы кандидатов в нижнюю палату Парламента, от городов Сеуты и Метильи, о которых уже было упомянуто ранее, проводится на основе мажоритарной системы. Депутатские места в Ирландии в Палату представителей также распределяются по системе пропорционального представительства с использованием правила единственного передаваемого голоса. Суть заключается в том, что избиратель вправе в избирательном бюллетене напротив фамилии каждого кандидата (фамилии расположены в алфавитном порядке) сделать отметки (одну или несколько преференций) цифрами 1, 2, 3 и т.д., свидетельствующие о том, кого из кандидатов он хотел бы видеть избранным в палату представителей в первую, во вторую, третью очередь и т.д.

Если кандидат обозначенный цифрой 1, не соберет достаточного для избрания числа голосов, то голос данного избирателя должен быть учтен при избрании кандидата, обозначенного цифрой 2, и т.д. Таким образом, сначала подсчитываются голоса по первому предпочтению избирателей, и если никто не соберет требуемую избирательную квоту (наименьшее число голосов, необходимое для избрания депутатом), то суммируются голоса по первому, второму предпочтению и т.д. Как мы видим замещение депутатских мест проходит иначе, чем в Испании. На мой взгляд, такой способ распределение депутатских мандатов является более эффективным, так как места получают именно те кандидаты, которые получили наибольшую поддержку избирателей.

Бельгийская избирательная система содержит также много своих особенностей. Прежде всего это возможность создания так называемой группы списков, выдвинутых в различных округах одной и той же провинции и, как правило, одной и той же партией. Эта бельгийская группа списков существенно отличается от соединения списков в пределах одного округа, которое допускается в ряде стран. Депутатские места между списками распределяются на основе избирательного делителя. Каждый список получает столько мест, сколько раз избирательный делитель уложится в его избирательной цифре.

Избирательный делитель определяется по-разному и зависит от того, есть ли в округе сгруппированные списки. Если таковых нет, то он вычисляется по методы д’Ондта. Если же в округе есть хотя бы один сгруппированный список, то избирательный делитель равняется частному от деления общего количества голосов, подданных по округу, на число избираемых в округе депутатов (метод естественного делителя).

Места, остающиеся незамещенными, распределяются затем в провинции по правилу наибольшей средней. Согласно этому правилу депутатские места получают группы списков или изолированные списки с наибольшей средней. Сама же «средняя» у каждой группы или списка определяется делением общего числа голосов, подданных за них в провинции, на число уже полученных ими мест плюс единица. Заградительный барьер равен 5%, что значительно выше, чем в Испании. Список, не получивший ни одного из округов провинции установленного минимума голосов от избирательного делителя, не допускается к распределению депутатских мест в провинции.

Следует сделать вывод, что такая система ставит с более выгодное положение крупные политические партии и причиняет ущерб менее влиятельным, у которых пропадает большое количество голосов. В итоге Палата представителей формируется иначе, чем голоса избирателей. Это происходит по нескольким причинам:

- закон не допускает объединения партийных голосов в масштабе всей страны

- наличие небольших избирательных округов. Величина избирательного округа имеет важно значение, так как чем меньше избирается по округу депутатов, тем выше избирательный делитель и тем сложнее провести своих кандидатов мелким партиям.

Кроме того в Бельгии существует система «полужестких» (полусвязанных) списков, при которых избиратель вправе проголосовать за список в целом, либо отдать предпочтение конкретному кандидату. Избиратель может голосовать по одному из следующих вариантов:

-за список в целом

-за список в целом и за одного кандидата

-за список, за одного основного и одного дополнительного кандидата

-за одного основного кандидата

-за одного дополнительного кандидата

-за одного основного и одного дополнительного кандидата.

Избранными считаются кандидаты, обладающие «цифрой избирательности», которая равна частному от деления избирательной цифры списка на число полагающихся ему мест плюс единица. Для определения «цифры избирательности» к голосам, подданным персонально за каждого кандидата, прибавляются голоса, подданный за список в целом. При этом следующему по списку кандидату могут быть засчитаны лишь голоса, не использованные предшествующим. Если число персональных голосов равно «цифре избирательности», кандидат считается избранным. При меньшем числе голосов предпочтение отдается кандидатам, стоящим в начале списка. Все

данные положения распространяются и на дополнительных кандидатов. Голоса, подданные за список в целом, обеспечивают избрание кандидатов, стоящих во главе списка, даже в тех случаях, когда они получают персонально меньше голосов, чем другие кандидаты своего или конкурирующих списков. Так как за отдельных кандидатов голосует небольшая часть избирателей, преференциальное голосование почти не оказывает влияние на избрание депутатов.

9. Требования для осуществления активного избирательного права

Оно подразделяется на активное и пассивное избирательное право. Необходимо определить тех, кто может обладать активным избирательным правом, т.е. правом избирать членов палаты представителей. Выделим критерии, составляющие активное избирательное право:

1) Гражданство. Все три страны предъявляют это условие как основное. Ирландия также закрепляет, что данным правом могут также пользоваться граждане Великобритании, проживающие как граждане Ирландии на ее территорию.

2) Возраст. Достижение 18 лет. У всех трех стран он одинаковый.

3) Обладание в полной мере политическими и гражданскими правами

Следует добавить, что не во всех странах осуществление своего избирательного права является собственной волей. Так в отличие от Ирландии и Испании, голосование в Бельгии является обязательным. Может осуществляться как лично, так и по доверенности. За уклонение от участия в голосовании избиратель подвергается различным санкциям, например наложению штрафа, величина которого зависит от того, в первый или второй раз лицо не пришло на голосование. За неучастие в выборах его фамилия может быть включена в специальный список, который вывешивается на здании мери по месту его жительства, также возможно объявление ему выговора.

10. Требования, предъявляемые к кандидатам в Палату представителей.

1) Гражданство, как и в активном избирательном праве это условие основополагающее.

2) Возраст. Возможность осуществлять пассивное избирательное право (-право быть избранным) в Испании определяется достижением 18 летнего возраста, Ирландия – 21 год, Бельгия – 25 лет.

3) Наличие правоспособности и дееспособности

4) Кроме всего Бельгия предъявляет помимо всего и ценз оседлости, гражданин должен непременно проживать в самой Бельгии.

 

Заключение.

Проведя анализ избирательных систем Бельгии, Испании и Ирландии, мы увидели все своеобразие избирательных систем трех различных государств. В каждой системе непосредственно есть и свои плюсы, и свои минусы, но невозможно сказать что какая – то избирательная система лучше, а какая-то, наоборот, хуже. Все они имеют право на существование, так как прежде всего во внимание ставятся права, свободы, воля и защита интересов и прав граждан, посредством формирования законодательных органов. Выборы – это один из главных признаков демократии, к которой так стремятся все цивилизованные государства.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Bread from wheat | Решение
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал