Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Политические учения Древнего ВостокаСтр 1 из 5Следующая ⇒
Лекция 2. ИСТОРИЯ МИРОВОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ План 1. Политические учения Древнего Востока, Древней Греции и Рима. 2. Политические учения Средневековой Европы. Эпоха Возрождения. 3. Политические теории Нового времени. Эпоха Просвещения. 4. Политические системы ХІХ столетия. 5. Политические концепции ХХ – начала ХХІ столетий. 6. Этапы эволюции политической мысли в России. Ключевые понятия и термины: конфуцианство, платонизм, формы государства: аристократия (правление философов-мудрецов), олигархия, демократия, тирания, тимократия (правление честолюбцев), полития, правовое государство, религиозная концепция государства, «макиавеллизм», теория «общественного договора», принцип разделения властей, марксизм, западники, славянофилы, социализм, революция, большевизм, фашизм и национал-социализм
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ МИРА 1. Политические учения Древнего Востока (Вавилон, Китай, Персия, Ассирия). Политическая мысль не выделялась в самостоятельную область знания, выражалась в мифологической форме, господствовало понимание божественного происхождения власти (Хаммурапи, Мо-цзы, Конфуций); 2. Политические учения Древней Греции и Древнего Рима. Освобождение политических взглядов от мифологической формы. Анализ устройства государства, классификация его форм (Гомер, Соломон, Пифагор, Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон); 3. Политические учения средневековья. Развитие социально-политической мысли в основном усилиями религиозных деятелей Обоснование теологической теории политической власти (Марк Августин, Фома Аквинский); 4. Политические учения Эпохи Возрождения и Эпохи Просвещения. Развитие гуманистических начал в политической теории, освобождение ее от теологии. Анализ проблем прав и свобод человека, закон аи государства (Н. Макиавелли, Т. Мор, Т. Гоббс, Г. Гроций, Дж. Локк); 5. Политические учения Нового времени. Формирование либеральной политической идеологии. Обоснование необходимости разделения властей. Формирование Концепции прав человека и гражданина (Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, О. Конт, А.Н. Радищев). ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА Развитие политической мысли началось с возникновения самой политики и государственных форм правления. Каждый рационально мыслящий правитель или государственный деятель, чтобы сохранить и приумножить личную власть и могущество государства, стремился находить наилучшие формы политической организации и способы политического управления. Например, царь Вавилона Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.) вошел в историю как процветающий политик, полководец и составитель одного из древнейших сводов законов (Законы Хаммурапи). Израильско-иудейский царь Соломон (965-928 гг. до н.э.) провел ряд успешных государственных реформ и вошел в историю как чрезвычайно мудрый правитель. Как умелый правитель-реформатор вошел в историю афинский архонт Солон (640-559 гг. до н.э.). Первые попытки систематизировать знания о политике и предоставить им наукообразную форму делались в VI-IV вв. до н.э. такими учеными, как Конфуций, Сократ, Платон, Аристотель и др. Конфуций (Кун Цзы, 551-479 гг. до н.э.) - философ и педагог Китая, один из основателей философско-этической концепции политики. В основе его политического учения лежали принципы строгого порядка, основанного на нравственных нормах. Одним из самых влиятельных политических учений было конфуцианство, согласно которому: • идеальное правление государством должно опираться на мораль, в частности, на такие этические понятия, как «взаимность», «золотая середина» и «человеколюбие». Эти понятия составляют «правильный путь», которому должен следовать каждый, кто желает жить в согласии с самим собой и другими людьми; • критерием поведения Конфуций считал человеколюбие (категория, подобная Нагорной проповеди Иисуса Христа). Студент «Цзы-гун спросил: «Можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом?»Учитель ответил: «Это слово - взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе». Идея любви к ближнему в конфуцианстве называется принципом меры: то, чего мы хотим от других, должно быть по мере того, что мы должны делать по отношению к ним. • «благородные мужи» (правители) должны проявлять заботу о своих подданных, воспитывать их силой собственного нравственного примера; • государство является большой семьей, где правитель - отец, а подданные - его сыновья. Отношения правителя с подданными выражала сентенция: «Суть господина подобна ветру, а суть простых людей подобна траве. И когда ветер дует над травой, она не может выбирать, а наклоняется». Эта сентенция может быть понята как приложение принципа меры. Правитель спрашивает себя: «Какого поведения я хотел бы от моих подданных?». Если ответ заключается в том, что они должны подчиняться, то это означает, что принцип меры совместим с традициями господства и подчинения. • хорошая жизнь разворачивается в «пяти присущих человеку отношениях»: правитель - государственный служащий, старый - молодой, отец - сын, друг – друг; муж - жена. Учение Конфуция о человеколюбие и сострадании защищало строго иерархическую организацию общества, где обязанности личности определялись его социальным положением.
|