Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политическая мысль Средневековья и Эпохи Возрождения






В эпоху средневековья (V-XV вв. н.э.) философско-этическую концепцию политики в Западной Европе вытеснила религиозная концепция. В средние века господствовало религиозное мировоззрение, носителем которого была христианская церковь. Он исходил из того, что все сущее возникло по воле Бога, изменения в обществе вызываются Богом для того, чтобы наказать или вознаградить людей.

Аврелий Августин (354-430 гг.) - епископ Гиппонский, один из строителей христианской политической теории. В сочинении «О граде Божием» он выразил политическую доктрину, в которой противопоставил церковь и государство:

- «Град земной» включает дьявольскую волю и становится общественным тираном;

- Истинное государство будет реализовано только после второго пришествия Христа, когда произойдет окончательное отделение праведных и грешных;

- Государство - это часть универсального порядка, создателем и правителем которого является Бог,

- Государи должны служить своей властью, как Богу, так и человеку.

Глубокий отпечаток на развитие политической мысли наложили христианство и римско-католическая церковь. На протяжении всей эпохи Средневековья шла жестокая борьба между папством и светскими феодалами, монархами за руководящую роль в обществе. Центральной проблемой политической мысли был вопрос о том, какая власть (организация) должна быть приоритетной: духовная (церковь) или светская (государство). За доминирование церковной власти выступал Фома Аквинский.

Аквинский Тома (Тома Аквинат 1226-1274 гг.) - средневековый мыслитель, который значительно обогатил религиозную концепцию государства. Фома Аквинский считал:

• государственная власть происходит от Бога и поэтому должна быть подчинена духовной;

• несмотря на божественную природу государственной власти, ее достояние и использования зависит от людей. Таким образом, сущность власти божественна, но формы ее реализации определяются самими людьми;

• возмущение народа против власти монарха является смертным грехом, поскольку равнозначно выступления против Бога

• светская власть должна последовать христианские заповеди и не угнетать народ,

• в противовес нарушению христианских заповедей сброса тирана является правомерным.

В ХVI-ХVII вв. различные социально-политические силы и идейные движения ослабили власть католической церкви. В результате реформации церкви государство освободилась от церковной опеки, а церковь освободилась от государства. Освободившись от философско-этической политической концепции древнего мира и религиозной концепции средневековья, политическая мысль приобретала светский характер. Появляется гражданская концепция политической мысли, отправной точкой которой становится индивид - гражданин.

Никколо Макиавелли (1469-1527 гг.) - выдающийся итальянский мыслитель и политический деятель, автор робот «Властелин» и «Размышления о первой декаде Тита Ливия». В течение 14 лет работал секретарем правительства Итальянской республики и наблюдал политику «изнутри». Участие в политической жизни укрепило его в мысли, что политика - это практическая наука, которая служит решению жизненно важных задач. Вклад Н. Макиавелли в политическую науку:

• обосновал самостоятельность политической сферы, ее относительную автономность от других сфер жизни общества (экономики, культуры), поскольку политика имеет собственную логику, содержание которой определяет политическая власть. Именно власть во всех проявлениях и является предметом политической науки;

• ввел в политологию метод политического реализма, который окончательно освободил ее от религии. Считал, что политическая наука должна постигать истинное положение вещей, непосредственно наблюдая за поведением политических лидеров, масс, их взаимодействием;

• различал понятия «общество» и «государство». Государство - это политическая форма организации общества, формы которой имеют тенденцию изменяться состояния общества;

• сформулировал концепцию циклического развития государственных форм, в основе которой лежит идея круговорота добра и зла. Выделил 6 форм государств:

- «Плохие во всех отношениях» - тирания, олигархия и охлократия,

- «Добрые сами по себе» - монархия, аристократия, демократия. Монархия сменяется тиранией, тирания - аристократией, уступает олигархии, по ее смену приходит демократия, которая, в свою очередь, перерастает в охлократию (власть толпы),

- Наилучшей формой государства считал смешанную, воплощением которой была умеренная республика, объединяющая достоинства монархии (сильно объединяющий фактор), аристократия (мудрость и добродетельное правление) и демократии (свобода и участие народа в управлении).

• отделил политику от морали, сформулировал противоречивый, но вечный принцип «цель оправдывает средства». Политику, основанную на культе насилия, назвали «макиавеллизмом». Считал, что политика не должна основываться на моральных принципах, а исходить из целесообразности, соответствовать опыту, практике, конкретной ситуации. Выбор цели зависит от обстоятельств, а не морали. Цель следует согласовывать со средствами, а средства - с обстоятельствами и результатами.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал