Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Россия на рубеже xVI-XVII ВВ. Смутное время






 

1. Причины и начало Смуты. Борис Годунов (1598-1605 гг.).

Лжедмит­рий I (1605-1606 гг.).

2. Правление Василия Шуйского (1606-1610 гг.): нарастание

гражданского противостояния, начало иностранной нтервенции.

2. Борьба русского народа за национальную независимость.

Изгнание поляков из Москвы. Земский собор 1613 г.

Последствия Cмуты.

 

Хронологические рамки темы - 1598-1613 гг. В свою очередь этот период делится на три этапа, что нашло отражение в предлагаемом плане работы.

1. Смутное время по-разному трактовалось в исторической науке. В досоветской историографии Смута рассматривалась как единый комплекс событий, в которых тесно переплелись межсословные, внутрисословные и межгосударственные конфликты. Концепция Смуты была всесторонне разработана В.О.Ключевским, который видел ее причины в сложной социально-экономической обстановке, сложившейся в стране к концу ХVI в. и усугубленной прекращением династии Рюриковичей.

В советской литературе к 1950-м гг. в результате преимущественного интереса к классовой борьбе получила распространение концепция, выделявшая в Смуте два относительно самостоятельных блока событий - крестьянскую войну под предводительством И.И.Болотникова и польско-шведскую интервенцию.

Для современных работ характерно возвращение к идеям В.О.Ключевского, к трактовке Смуты как гражданской войны. Рассматривая тему в современном ключе, особый акцент сделайте на следующих моментах:

1.Смута - это гражданское противоборство, война, разделившая российское общество на враждебные друг другу силы.

2. Во время Смуты шла борьба за выбор пути: или развиваться дальше по восточному образцу и превращаться в деспотию, или вернуться на европейский путь, что означало необходимость предоставления свободы обществу, создание правового государства.

Ответ на первый вопрос рекомендуется начать с анализа причин Смуты. Ее истоки заключались в следующем:

- разорение страны в годы царствования Ивана IV;

- ухудшение положения тяглового населения;

- кризис власти и отсутствие претендентов с твердыми правами на престол;

- недовольство знати централизаторской политикой Б.Годунова;

- притязания Речи Посполитой на русские земли, а польского короля - на российский престол.

Здесь же надо назвать проявления Смуты.

На первом этапе Смуты (1598-1606 гг.) возможность развития страны по европейскому пути связывается с Борисом Годуновым и Лжедмитрием I.

Расскажите, при каких обстоятельствах Б.Годунов стал царем. Подчеркните, что он стал первым выборным государем всея Руси. Раскройте суть его внутренней политики, отметьте умеренность и последовательность его прозападной ориентации, покажите достижения и ошибки Б.Годунова.

Объясните причины общественного недовольства в начале XVII в. Чем были недовольны дворяне, крестьяне, московские бояре, посадские люди, стрельцы в Северской земле? Какие причины породили самозванство, обусловили непопулярность Б.Годунова и успех Лжедмитрия I? Обратите внимание на такой факт, как слабое правовое обоснование годуновской власти.

Далее расскажите о том, почему Лжедмитрию I не удалось укрепиться на престоле. Подчеркните, что главная причина заключалась в противоречивости интересов различных социально-политических сил, поддерживающих самозванца: новый царь, удовлетворяя желания одних, неизбежно вызывал недовольство других.

2. Второй этап Смуты связан с правлением Василия Шуйского (1606-1610 гг). Расскажите об обстоятельствах его воцарения, обратите внимание на крестоцеловальную запись, которую он сделал при воцарении. Некоторые историки рассматривают ее как возможную основу ограничения деспотизма и создания феодального правового государства. Другие же считают, что запись была продиктована конъюнктурными соображениями: в ее основе лежало стремление верхов русского общества вернуться к нарушенной опричниной традиции совета царя с Боярской думой. Какая из этих точек зрения Вам кажется более убедительной? Обоснуйте ответ.

Развитие событий в этот период можно проследить по трем основным линиям:

1) первоначальное движение против Шуйского, в котором главная роль принадлежала И. Болотникову;

2) появление Лжедмитрия II и борьба Москвы против Тушино;

3) иноземное вмешательство в Смуту.

Движение против Шуйского началось вскоре после майского переворота 1606 г. Возглавили его доверенные лица нового самозванца - бывший холоп И.И. Болотников и боярский сын Истома Пашков. Проанализируйте цели, социальный состав мятежного войска, выясните причины распада дворянско-крестьянской коалиции.

Новый поход на Москву возглавил Лжедмитрий II. Объясните, что представлял собой Тушинский лагерь, чем было вызвано открытое вмешательство Польши в русские дела. Проанализируйте условия договора, заключенного 4 февраля 1610 г. боярами-тушинцами с польским королем Сигизмундом об избрании на московский трон его сына королевича Владислава. Подчеркните, что намечавшиеся в нем перемены могли стать первым шагом к конституционной монархии. В договоре наряду с условиями, гарантирующими независимость России и православной церкви, оговаривалось устройство государства: Земский собор должен был стать законодательной властью, а Боярская дума - правительством, имеющим в сфере своей деятельности административное управление, суд и финансы, царь являлся главой государства. Иными словами, предполагалось введение ограниченной монархии с разделением властей.

Далее следует рассказать о свержении Василия Шуйского и пострижении его в монахи, о временном переходе власти к Боярской думе (ее правление вошло в историю под названием семибоярщины) и ее роли в дальнейшем развитии событий.

3. После свержения Василия Шуйского 17 июня 1610 г. и убийства Лжедмитрия II Смута приобрела характер национально-освободительной борьбы, в которой русские стремились освободиться от польской интервенции. Расскажите о подъеме патриотических сил, о походах первого (под руководством П.П.Ляпунова) и второго (во главе с князем Д.М.Пожарским и К.М. Мининым) ополчений на Москву, о ее освобождении от польского гарнизона. Отметьте роль православной церкви, политических и духовных лидеров в борьбе против интервентов. Подчеркните, что в условиях Смуты фактором национального выживания стали идеи религиозного и национального единства и согласия, объединившие все слои общества.

После освобождения Москвы первоочередным делом стало восстановление национальной государственности. Раскройте место Земского собора 1613 г. в решении этой задачи. Проанализируйте его национальный состав, покажите борьбу вокруг кандидатов на престол. Объясните, почему собор остановился на кандидатуре Михаила Романова.

В заключение выясните последствия Смуты. Покажите, как изменилось положение бояр, дворян, крестьянского и посадского населения, отношение общества к царской власти.

Здесь надо отметить следующее: если в XVI в. преобладали представления о царе как о самовластном правителе, распоряжающемся в государстве, как в своей вотчине, то теперь возобладал другой взгляд на природу царских прав - их источник виделся в народном избрании и авторитете церкви.

 

Литература

 

Артамонов В.А., Мезенцев Е.В., Морозова Л.Е., и др. Создатели Московского государства. М., 1997.

Абрамович Г.В. Князья Шуйские и российский трон. М., 1991.

Артамонов В.А., Мезенцев Е.В., Морозова Л.Е. и др. Создатели Московского государства. М., 1997.

Малинин В.А. Герои Смутного времени: крушение легенды. Калуга, 1998.

Морозова Л.Е. Смутное время в России. М., 1990.

Павлов А.П. Государев двор и политическая борьба при Борисе Годунове (1584-1605гг). СПб., 1992.

Перевезенцев С.В. Русская религиозно - философская мысль X-XVII вв. М., 1999.

Радзинский Э. Кровь и призраки Русской Смуты. М., 2002.

Скрынников Р. Борис Годунов. М., 2002.

Скрынников Р. Три Лжедмитрия. М., 2003.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал