Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Завоевания и территориальные приобретения Российской империи.






Просвещенным абсолютизмом обычно называют время примерно с середины ХVIII в. до Французской революции 1789 г. и связывают его с именами прусского короля Фридриха II и австрийского императора Иосифа II, поскольку их политика в наибольшей мере складывалась под влиянием идей просветителей.

1. Изложение ответа на первый вопрос можно начать с характеристики Екатерины II как государственного деятеля. Здесь надо выделить следующие моменты: влияние двора Елизаветы Петровны и воздействие чтения книг, в том числе французских просветителей Вольтера, Дидро, Руссо, на формирование Екатерины II.

Далее предстоит проанализировать идейную платформу преобразовательной деятельности императрицы - ее «Наказ» Уложенной комиссии. Раскройте содержащиеся в этом документе принципы организации государства, роль государственных механизмов, основы правовой политики и законодательства, судопроизводства, уголовного права и социальной политики. Отметьте, что в «Наказе» была изложена политико-правовая концепция, существенно деформировавшая идеи французского Просвещения. Екатерина II полностью игнорировала просветительскую теорию «естественного права» и теорию общественного договора о разделе функций между членами общества, о взаимных обязательствах монарха и подданных. Напротив, в «Наказе» обосновывалась естественность неограниченного самодержавия в России и общественного неравенства. Обратите внимание на отсутствие в окончательной редакции «Наказа» главы о крестьянах и крепостном праве. Объясните, почему в нем не оказалось каких-либо конкретных подходов к решению крестьянского вопроса.

Далее следует рассмотреть следующие либеральные начинания Екатерины II:

- Указ от 26 февраля 1764 г. о секуляризации духовных владений и переводе монастырских крестьян в категорию государственных;

- учреждение в 1765 г. Вольного экономического общества, призванного популяризировать передовые агрономические знания и содействовать помещичьему рационализаторству;

- созыв Уложенной комиссии в июле 1767 г. для разработки нового Уложения.

На работе Уложенной комиссии следует остановиться подробнее. Проанализируйте ее состав. Раскройте требования крестьян, дворян, купечества, изложенные в наказах от избирателей. Объясните смысл разногласий между представителями разных групп населения и среди самих дворян. Отметьте остроту дебатов в связи с обсуждением крестьянской темы. Подчеркните, что главная задача комиссии - создание нового свода законов - не была решена. Вместе с тем отдельные идеи, высказывающиеся в Уложенной комиссии, были использованы в правительственной практике 70-80-х гг. И еще один итог - в России публично был поставлен вопрос о ликвидации или реформировании системы крепостного права, а идеи французских просветителей стали находить отклик в более широких кругах русского общества.

Далее следует показать, что в целом политика Екатерины II, несмотря на ее либеральные начинания, носила продворянский характер, причем наибольшим консерватизмом отличался период, последовавший за восстанием Пугачева. С этой целью надо проанализировать административную реформу, экономическую, социальную и колониальную политику Екатерины II.

Исследуя реформу органов государственного управления, подчеркните, что она имела одну сверхзадачу - укрепление власти самодержца. Объективно к этому приводили два пути: ослабление центральных правительственных учреждений и усиление местных властей, губернской и уездной администрации.

Рассматривая первый из указанных путей, выделите следующие моменты:

- реформирование Сената, утрата им законодательной инициативы и превращение в высшее судебно-апелляционное учреждение;

- снижение роли коллегий и упразднение части из них в 80-е гг.

- создание Императорского Совета в 1769 г., его состав и функции.

Что касается второго пути укрепления самодержавной власти, то здесь в центре внимания будет губернская реформа 1875 г., вводившая вместо прежнего трехзвенного административно-территориального деления (губерния - провинция - уезд) новое: губерния с населением 300-400 тыс. ревизских душ и уезд в 20-30 тыс.

Расскажите, какие учреждения были созданы в губерниях и уездах, каковы их структуры и функции. Подчеркните, что структура новых местных учреждений обеспечивала прочное господство дворянства во всех звеньях этого аппарата.

Давая оценку губернской реформе, отметьте что ее результатом было создание уже в конце ХVIII в. системы местных учреждений по принципу разделения властей и ведомств: суд отделен от администрации, администрация - от финансового управления. Заслуживает внимания и тот факт, что реформа сделала Россию унитарным государством, без элементов федерализма или автономии отдельных территорий, что имело противоречивые последствия (раскройте их). И последнее - губернскую реформу уместно сравнить с реорганизацией системы городского управления, проведенной в соответствии с Жалованной грамотой городам 1785 г. Здесь важно заметить, что в отличие от дворянского самоуправления выборные городские органы имели гораздо меньше прав и подвергались мелочной государственно-бюрократической опеке.

Характеризуя экономическую и колонизационную политику Екатерины II, сделайте акцент на тех мерах, которые, с одной стороны, укрепляли положение дворянства, с другой - вели к усилению и распространению вширь крепостного права.

2. Ответы на второй вопрос рекомендуется начать с анализа идейных взглядов и черт характера императора Павла I. Здесь надо показать, какое влияние оказали на его формирование следующие факторы: отношения с матерью Екатериной II и революционные события во Франции.

Далее следует подчеркнуть, что внутренняя политика Павла I, вступившего на престол в условиях нарастания кризисных явлений внутри страны, крушения феодально-абсолютистских режимов в Западной Европе, была направлена на укрепление позиций самодержавной власти. В этой связи рассмотрите его Указ о престолонаследии, изданный в день его коронации, 5 апреля 1797 г., и действовавший до 1917 г.; раскройте суть самодержавной доктрины Павла I.

Внутреннюю политику Павла I можно проследить по нескольким направлениям:

- реформа государственного управления;

- сословная политика;

- военная реформа.

В реформе государственного управления надо выделить следующие моменты: изменение функций Сената, реорганизация центрального и местного управления. Отметьте противоречивый характер этих преобразований: с одной стороны, централизация, сосредоточение всех нитей управления в руках царя, с другой - возврат к разнообразию форм управления на национальных окраинах. Такой подход объяснялся слабостью режима, стремлением с помощью популярных мер избежать национально-освободительных движений.

Противоречивость характерна и для социальной политики Павла I. С одной стороны, имело место нарушение дворянских вольностей и привилегий, дарованных Жалованной грамотой 1785 г., с другой стороны - экономическое укрепление дворянства. Расскажите об этом подробнее. Отметьте, что во многих отношениях помещики сравнялись с прочими подданными империи.

Непоследовательностью отличалась и политика по отношению к крестьянству, нашедшая свое выражение в ряде указов 1796 - 1798 гг. Проанализируйте их. Подчеркните, что в них соединились попытки частично ослабить крепостной гнет и стремление удержать в повиновении крестьянскую массу, обеспечив наибольшую отдачу от нее землевладельцам и государству. Особо выделите «Манифест о трехдневной барщине» (1787 г.), в котором Павел I пытался ввести регламентацию эксплуатации помещичьих крестьян.

Оценивая в целом социальную политику Павла I, отметьте следующее: каковы бы ни были побуждения самодержца, его социальная политика способствовала ограничению произвола помещиков.

Что касается военной реформы, то здесь необходимо сделать акцент на ее неприятие со стороны дворянства. Раскройте содержание реформы, отметьте, что в армии насаждались прусские порядки. Поскольку в основу нового Устава, принятого через 3 недели после воцарения, был положен прусский Устав 1760 г., то новые достижения русской военной мысли, проверенные на полях сражений во время екатерининского правления, в нем не учитывались. Объясните, почему дворянство болезненно восприняло преобразования в армии.

Здесь же уместно показать возмущение столичного дворянства мелочной регламентацией быта.

В заключение ответа важно подчеркнуть, что Павел I не был противником дворянства, но ряд просчетов, сделанных там, где он стремился навести порядок и усилить власть самодержавия, вызывали сильное недовольство дворянства. В конечном счете именно ущемление интересов дворянства стало решающим моментом, определившим судьбу Павла I. Формирование уже с 1797 г. антипавловского заговора стало прямым ответом на нарушение устоявшегося баланса между властью и «благородным сословием».

Оценивая итоги царствования Павла I, ответьте на следующие вопросы:

- в какой мере его политика соответствовала или не соответствовала общим тенденциям развития Российского государства со времен Петра Великого, в правление Елизаветы Петровны и Екатерины II;

- способствовала ли деятельность Павла I модернизации страны или это была попытка контрреформы.

3. Внешняя политика России во второй половине ХVIII в. определялась двумя основными направлениями.

Во-первых, правительство стремилось закрепиться на берегах Черного моря, во-вторых, присоединить к России западные земли, некогда входившие в состав Киевской Руси. Кроме того, с петровских времен Россия являлась непременным участником различных союзов европейских государств, принимая активное участие в решении разнообразных международных проблем.

Главные события внешней политики Екатерины II - две русско-турецких войны (1768-1774 гг. и 1787-1791 гг.) и три раздела Польши между Австрией, Пруссией и Россией (1772, 1793, 1795 гг.). От вас не требуется подробного освещения названных событий. Достаточно ответить на следующие вопросы:

- в чем заключалась суть «восточного вопроса» в рассматриваемый период;

- кто из известных полководцев и военачальников одержал победы над турками;

- каковы условия Кючук-Кайнарджийского мирного договора;

- когда в состав России вошел Крым и какие последствия это имело для нее;

- что такое «греческий проект», когда и в связи с чем он возник, и что подразумевал, как он изменил внешнеполитическую линию России;

- когда и при каком соотношении сил на театре военных действий был подписан Ясский мир и каковы его условия.

Что касается участия России в разделах Польши, то здесь следует выделить следующие моменты:

- в начале 60-х гг. ХVIII в. Польша испытывала сильный политический кризис, которым воспользовались соседние государства;

- международная ситуация заставила Россию принять участие в разделе польских земель.

Назовите территории, которые Россия получила в результате раздела Польши. Отметьте, что для политики Екатерины II в отношении вновь приобретенных территорий характерно стремление объединить их со всей империей, нивелировать различия. На них распространялось административное устройство исконных областей, вводились подушная подать и рекрутский набор, подтверждалось крепостное право. Дворянство этих областей получало все права и привилегии российского дворянства.

В заключение подчеркните, что за годы царствования Екатерины Великой России удалось решить вековые внешнеполитические задачи: овладеть выходом к Черному морю, обезопасить южную границу и присоединить Крым, правобережную Украину и Белоруссию.

 

 

Литература

 

Анисимов Е.В. Каменский А.Б. Россия в XVIII - первой половине XIX вв. М., 1994.

Брикнер А.Г. История Екатерины Второй. М., 2002.

Каменский А.Б. Жизнь и судьба императрицы Екатерины Великой, М., 1997.

Каменский А.Б. Российская империя в XVIII в: традиция и модернизация. 1999.

Мыльников А. ПётрIII: Повествование в документах и версиях. М., 2002.

Оболенский Г. Император Павел I.М., 2001.

Омельченко О.А. " Законная монархия" Екатерины Второй: Просвещенный абсолютизм в России. М., 1993.

Песков А.М. Павел I. М., 2000.

Сорокин Ю.А. Павел I. Личность и судьба. Омск. 1996.

Чижова И.Б. Пять императриц: Петербургская культура XVIII в. СПб., 2002.

Шильдер Н.К. Император Павел I. М., 1996.

Эйдельман Н. Я. Твой восемнадцатый век. М., 1991.

Эйдельман Н. Я. Грань веков: Политическая борьба в России. Конец XVIII – начало XIX столетия. СПб., 1992.

12. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX в.:


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал