Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Незавершенность реформ. Поворот к реакции






1. Социально-политические реформы 60-70-х гг. и их значение в развитии российского общества.

2. Незавершенность реформ и борьба революционеров и власти.

3. Политическая реакция. Контрреформы Александра III.

 

Отмена крепостного права в России в 1861 г. открыла дорогу для реформирования всех сторон жизни общества. В 60-70-е гг. последовали реформы местного управления, системы судопроизводства, реорганизация армии, реформа финансов, народного просвещения, цензуры и т.д.

1. В организации системы государственного управления одной из первых стала земская. 1 января 1864 г. было утверждено «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Вспомните дореформенную систему местного управления. Чем была вызвана необходимость перемен в ней? Назовите главный принцип формирования земских органов. Что входило в их компетенцию? Какую роль играли земства в решении социальных проблем, в развитии народного хозяйства? Что собой представляла куриальная избирательная система?

Обратите внимание на тот факт, что земская реформа не сформировала стройной и централизованной системы. Она не создала ни высшего органа, возглавлявшего и координировавшего работу всех земств, ни низшего звена - волостного земства.

Несмотря на зависимость от правительственных органов, земствам удалось сыграть выдающуюся роль не только в развитии местного хозяйства, промышленности, системы здравоохранения и народного просвещения, но также и в политической жизни российского общества. Именно с земствами связано появление земского либерализма, выступившего с требованиями конституционного представительства.

Земская реформа оказала существенное влияние на создание новой системы городского управления. В 1870 г. на тех же началах, что и земское, было введено городское самоуправление. В городах создавались городские думы (распорядительный орган) и городские управы (исполнительный орган), возглавляемые единым лицом - городским главой. Расскажите, как проходили выборы в эти органы, какие вопросы находились в их ведении, какую роль сыграли они в общественно-политической и культурной жизни русских городов.

В 1864 г. введением новых уставов уголовного и гражданского судопроизводства и судоустройства завершилась подготовка судебной реформы. В ее основу были положены принципы, лежавшие в основе суда буржуазных государств Западной Европы. Назовите эти принципы. Объясните, какие суды были учреждены, при разработке каких дел применялся суд присяжных заседателей. Особое внимание обратите на создание института присяжных поверенных - адвокатуры. Следует подчеркнуть, что из реформ Александра IIсудебная была самой последовательной и радикальной, но и она осталась незавершенной. Не был реформирован Сенат, остались в неприкосновенности духовные, военные, коммерческие и иноверческие суды. Высшие чиновники судились особым, Верховным уголовным судом, был сохранен крестьянский волостной суд, учрежденный общим положением 19 февраля 1861 г.

Военная реформа началась в 1861 г. и закончилась введением Устава всесословной воинской повинности в 1874 г. Объясните, чем была вызвана необходимость коренной перестройки всей военной системы и в чем она состояла.

Что касается реформ в области просвещения и печати, здесь следует обратить внимание на восстановление университетской автономии и преемственности высшей и средней ступеней образования, на некоторые цензурные послабления.

Раскрывая значение реформ 60-70-х гг. подчеркните, что они дали стране большие возможности для развития.

2. Реформы 60-70-х гг. не привели к внутриполитической стабилизации в стране. Причиной этому была их растянутость и незавершенность. В итоге преобразований страна так и осталась самодержавной монархией, хотя прогрессивная бюрократия настаивала на продолжении преобразований. Так, в 60-е гг. с предложением ввести народное представительство к Александру II обращались Н.А.Валуев, П.А.Шувалов, великий князь Константин Николаевич. Объясните, как реагировало правительство на эти предложения, что представлял собой «конституционный проект» Н.А.Валуева, почему Александр II остановился перед последним шагом, отказавшись ограничить самодержавие конституцией.

Со второй половины 60-х гг. Зимний дворец стал все больше отходить от нововведений. Покажите, чем это объяснялось, как отразился выстрел Д.Каракозова 4 апреля 1866 г. на формировании нового правительственного курса.

В 70-е гг. в деятельности правительства все больше нарастали охранительные, консервативные тенденции, и в конце 70-х гг. страна оказалась в состоянии политического кризиса. Раскройте его главные признаки. Назовите меры, которыми ответило правительство на действия революционеров. Обратите внимание на создание 9 февраля 1880 г. Верховной распорядительной комиссии по охранению государственного порядка и общественного спокойствия во главе с графом М.Т.Лорис-Меликовым. Для его политики было характерно сочетание репрессивных мер против террористов и подготовки широкой реформы. Расскажите, в чем заключался смысл такой политики, в чем состояла суть конституции Лорис-Меликова, каково было отношение Александра II к действиям Лорис-Меликова и его проекту, в чем заключалась парадоксальность царствования Александра II. Охарактеризуйте место Александра II в отечественной истории.

3. После убийства народовольцами Александра II 1 марта 1881 г. новый император Александр III (1881 - 1894 гг.) провел ряд контрреформ с тем, чтобы ограничить действие реформ 60-70-х гг. Назовите вдохновителей этого курса. Охарактеризуйте основные направления внутренней политики Александра III: защита основ самодержавия, полная централизация власти, поддержка сословных привилегий дворянства, дальнейшее ограничение функций земского и городского самоуправления, реакция в области народного образования и печати, национализм. С этой целью проанализируйте следующие документы: «Манифест о незыблемости самодержавия» (апрель 1881 г.), «Временные правила о печати» (1882 г.), Университетский устав (1884 г.), «Указ о кухаркиных детях» (1887 г.), Положение о земских участковых начальниках (1889 г.). Земское положение от 12 июня 1890 г., Городовое положение от 11 июня 1892 г.

В заключение раскройте особенности реформирования России при Александре III. Подчеркните, что контрреформы относились к политической сфере. В социально-экономической области реформы продолжались. Направленные на активное расширение рыночных отношений в экономике, они обусловили переход к индустриализации, которая развернулась в 90-е гг. XIX в.

Литература

 

Абрамов В.Ф. Российское земство: Экономика, финансы и культура. М., 1996.

Великие реформы в России. 1856-1874. М., 1992.

Герасименко Г.А. Земское самоуправление в России. М., 1990.

Жукова Л.С. Земское самоуправление и бюрократия в России: конфликты и сотрудничество. М., 1998.

История России в XIX в. Эпоха реформ. М., 2000.

Казарезов В.В. Самые знаменитые реформаторы России. М., 2002.

Леонтович В.В. История либерализма в России. 1762-1914. М., 1995.

Ляшенко Л.М. Александр II или история трех одиночеств. М., 2002.

Медушевский А.Н. Россия в XIX веке. М., 2002.

Пушкарёв С.Г. Россия 1801-1917: власть и общество. М., 2001.

Революционный радикализм в России. Век XIX. М., 1997.

Реформы и реформаторы в истории России. М., 1996.

Российские либералы. М., 2001.

Христофоров И.А. «Аристократическая» оппозиция великим реформам (конец 1950-х – середина 1870-х гг.). М., 2002.

Яковлев А.И. Александр II и его эпоха. М., 1992.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал