Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поражение революциии и ее общественно-политические последствия






1. Манифест 17 октября 1905 г. I и II Государственные Думы. Думская тактика основных политических партий.

2. Третьеиюньский государственный переворот. Общественно-политические последствия первой российской революции

 

1. Манифест 17 октября 1905 г. стал вторым после реформ 60-х гг. ХIХ в. крупнейшим шагом по пути политических преобразований Российского государства.

Изложение первого вопроса рекомендуется начать с анализа событий, побудивших Николая II подписать Манифест. Расскажите о нарастании революционной борьбы, о булыгинской Думе и причинах ее бойкота, о подъеме рабочего движения, итогом которого стала начатая московскими железнодорожниками Всероссийская политическая стачка. Назовите требования стачечников. Отметьте, что Николай II оказался перед выбором: либо введение военной диктатуры, либо провозглашение широких либерально-конституционных реформ. Раскройте содержание Манифеста 17 октября 1905 г. Подчеркните, что он предполагал введение разделения властей, ограничение власти царя, контроль общества за властью через выборы и через своих представителей в законодательном органе.

Покажите, в какой мере были реализованы положения Манифеста. С этой целью проанализируйте закон о выборах от 11 декабря 1905 г. и новую редакцию «Основных законов Российской империи», утвержденную Николаем II 23 апреля 1906 г.

Обратите внимание на следующие моменты:

- 1-й документ ограничивал права избирателей;

- 2-й подтверждал незыблемость самодержавия; вводил вместо однопалатного, полностью выборного парламента двухпалатный: + нижняя палата - Государственная Дума, верхняя - Государственный совет; давал право монарху распустить Думу и назначить новые выборы, а также в перерывах между сессиями издавать законы в форме чрезвычайных указов.

Расскажите об избирательных компаниях в I и II Государственные Думы. Раскройте думскую тактику основных политических партий. Проанализируйте партийный состав Государственной Думы первого и второго созывов. Объясните, почему не получилось сотрудничество между правительством и Думами первых двух созывов. С этой целью проследите борьбу в Думе по аграрному вопросу, раскройте содержание следующих проектов его решения: «Проекта 104-х» (трудовиков), «Проекта 42-х» (кадетов), «Проекта 33-х» (эсеров). Подчеркните, что представленные думскими фракциями аграрные проекты не могли устроить правительство, так как все они затрагивали интересы помещиков.

Покажите, как влияла на общество политическая борьба в Думе. Объясните в силу каких причин, и под каким предлогом были распущены I и II Государственные Думы.

2. Первая революция закончилась разгоном II Государственной Думы 3 июня 1907 г. Объясните, почему эту дату называют третьеиюньским государственным переворотом. Обратите внимание на тот факт, что одновременно с указом о роспуске II Думы был опубликован новый избирательный закон. Это было нарушением Манифеста 17 октября и «Основных законов Российской империи», согласно которым новый закон принимался только с одобрения Государственной Думы.

Революция 1905-1907 гг. имела незавершенный характер, так как не смогла разрешить все проблемы, которые ее породили. В то же время она привела к важным изменениям в стране. Проанализируйте итоги революции в основных сферах жизни общества: политической, социальной, экономической и духовной.

Так, в политической жизни надо прежде всего отметить главное событие - создание законодательной Думы в соответствии с Манифестом от 17 октября 1905 г. При всей ограниченности ее прав, сословном характере ее представительства это был первый в истории опыт российского парламентаризма, возможность легального сопоставления различных политических позиций по важнейшим проблемам жизни страны. Работа Думы проходила в условиях гласности, речи депутатов печатались в газетах. Издавались полные стенографические отчеты практически всех заседаний.

Важнейший итог революции - устранение полного политического бесправия народа. Манифест 17 октября 1905 г. даровал неприкосновенность личности, свободу совести, слова, собраний, союзов.

Провозглашение политических свобод открыло простор для формирования политических партий. Назовите партии, оформившиеся в 1905- 1907 гг. Подчеркните, что создание политических партий, постепенное складывание системы их взаимодействия между собой и правительством привело к возникновению определенного политического механизма, через который регулировались и взаимно корректировались интересы различных социальных и политических сил. Для России это был громадный шаг вперед по пути формирования гражданского общества.

Далее требуется раскрыть воздействие революции на социально-экономическое развитие страны. Здесь прежде всего отметьте тот факт, что революция поставила на повестку дня аграрную столыпинскую реформу. Кроме того, покажите, какие изменения произошли в положении рабочего класса и крестьянства. Главные из них - сокращение продолжительности рабочего дня, повышение заработной платы (после революции зарплата рабочих уже никогда не опускалась ниже уровня 1900 - 1904 гг.), отмена выкупных платежей и снижение арендной платы за землю.

И, наконец, надо исследовать те изменения, которые революция произвела в духовной жизни общества. Пошли на убыль царистские иллюзии в деревне, волнения охватили часть армии и флота, массы ощущали себя субъектами истории, революционные силы накопили значительный опыт борьбы, в том числе осознали действенную роль насилия.

Революция втянула в активную политическую жизнь миллионы людей, заставила их задуматься над такими вопросами, которые раньше казались незыблемыми: о справедливости самодержавного и сословного устройства общества, о личных качествах монарха и т.п. Демократическая интеллигенция, так долго звавшая народ к топору, увидев реальные масштабы и результаты русского бунта, начала задумываться об иных альтернативах разрешения проблем, вызвавших революцию; с другой стороны, представители радикальных политических организаций объявили первую революцию «генеральной репетицией», учли ее уроки и начали подготовку к новому штурму самодержавия.

 

Литература

 

Демин В.А. Государственная Дума России (1906-1917гг): Механизм функционирования. М., 1996.

Ершова Э.Б., Зиновьев А.П. История государственного управления

России первой половины XX века. М., 1996.

Жуков В. Власть и оппозиция. Российский политический процесс ХХ столетия. М., 1994.

Искендеров А.А.Закат империи.М., 2ОО2.

Россия в начале XX в. М., 2002.

Смирнов А.Ф. Государственная Дума Российской империи.1906-1917. М., 1998.

Степанов С.А. Черная сотня в России.19О5-1914гг. М., 1992.

Тютюкин С.В. Меньшевизм: страницы истории. М., 2002.

Шамбаров В. Государство и революции. М., 2001. (История России. Современный взгляд).

Шанин Т. Революция как момент истины. 1905-1907гг – 1917-1922гг., М., 1997.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал