![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психологическая игра для пятиклассников.
Предварительная работа Анкетирование ребят по следующим вопросам: Нужен ли тебе коллектив? Какое место в коллективе ты занимаешь? Кто является для тебя авторитетом? Что думают о тебе одноклассники? Кто ты: «начальник» или «подчиненный»? Изготовление эмблемы для каждого ученика. Изготовление табличек – визиток на столы для трех групп игроков: УЧЕНИКИ, СПАСАТЕЛИ, НАУЧНЫЙ ЦЕНТР Изготовление табличек с ключевыми словами (помещаются на доске): Личность; Коллектив; Авторитет; Альтруизм; Самосовершенствование. Разбивка детей на три группы: ученики, спасатели, сотрудники научного центра (консультанты). За день до игры ребятам объясняют функции каждой из групп и предлагают выбрать одну из них. Затем ребята объединяются в группы, «знакомятся», выбирают лидера. Включение в игру Звучит песня о дружбе. Ребята подпевают. Создается хорошее настроение, дарим улыбки друг другу. В конце хором проговариваем: Если с другом вышел в путь Веселей дорога. Без друзей меня чуть – чуть, А с друзьями много. Учитель: Мы с вами в пути уже 2 года. Чем лучше я вас узнаю, тем больше убеждаюсь, что каждый из вас как личность необычайно интересен и многое может! А на что мы способны, если действуем сообща, когда мы составляем одно целое, т. е. коллектив?! Кстати, как вы понимаете слово «личность»? Ребята отвечают: «Это - я», «Это значит иметь свое лицо», «Уважать себя», «Это когда себя воспитываешь…» Учитель: А что такое коллектив? Ребята отвечают: «Это - все мы», «Это - не просто люди, которые вместе, а те, кто интересен друг другу», «Это общие дела», «Людям вместе хорошо, они учатся или трудятся, их что – то держит вместе». Учитель: Молодцы, спасибо! К этим понятиям мы еще вернемся. А сейчас позвольте представить вам участников нашей встречи. Представление групп Учитель: Авторитетные гости игры - консультанты из научного центра. Сегодня они будут давать нам справки и выскажут свое мнение по некоторым вопросам. Затем учитель поименно представляет ребят, при этом мальчики встают с мест, а девочки реагируют кивком головы, улыбкой (это создает деловое настроение и учит коммуникационному этикету). Учитель: Группа спасателей придет нам сегодня на помощь, поддержит в решении наших проблем. Представляю вам …. Лидер этой группы представляет своих игроков. ПОГОВОРИМ! ПОДУМАЕМ! ПОСОВЕТУЕМСЯ! Учитель или консультант (если «научный центр» привлекался в качестве помощника для обработки анкет) зачитывает интересные ответы на вопросы анкеты. Учитель: Спасибо вам за интересные мысли и откровенность. Давайте спросим научный центр, что такое коллектив? Ира. Я воспользовалась словарем С.И. Ожегова: «коллектив-это группа лиц, объединенных общей работой, общими интересами». Учитель: Какое слово кажется вам ключевым в этом определении? Правильно «общими», «общей». Каждый человек индивидуален и самобытен, но так как человек живёт среди людей и нуждается в них, он должен учится жить в обществе, а для этого нужно работать над собой, видеть и чувствовать каждого человека, с которым вас сталкивает «общая работа», «общие интересы». Работа научного центра продолжается. Сейчас Наташа познакомит нас с результатами анкеты. Наташа: на первый вопрос «Нужен ли коллектив?» «ДА» ответили 32 человека (33), «НЕТ» - 1 человек. Ребята тут же захотели узнать, кто этот человек, которому все они не нужны. Это осталось секретом для них, но не для учителя. На самом деле этот ученик очень нуждается в коллективе, но думает, что тот ему не нужен, потому что он, ученик, не такой уж хороший, ловкий, удачливый. Это игра для него. Может ученик поймет, что главное – изменить свое мнение, самому нуждаться в ребятах, тогда и мир вокруг него станет другим. На второй вопрос «Какое место ты в коллективе занимаешь?» ребята ответили так: важное – 24человека, не важное – 5 человек, не знаю – 4 человека. Учитель: Ребята, как вы думаете, почему несколько человек в классе могут чувствовать себя ненужными? Ответы детей: Может мы с ними плохо обращаемся? У них нет важных поручений. У нас всегда начальники одни и те же. Надо что – то подремонтировать в классе, тогда и будешь нужным. Ответы давали и ребята, входящие в число тех, кто написал в анкете, что занимает неважное место в коллективе. Для учителя их мысли – руководство к действию! Учитель: Ребята, спасатели сталкиваются с разными трудностями. Сейчас вы можете их спросить о том, как лучше разрешить ту или иную проблему. Ученица: У нас некоторые мальчики в классе считают себя лучше других, унижают слабых. Что бы вы им посоветовали? Спасатель: Тот, кого считают слабым, пусть спортом занимается. Ученица: Лучший – во всем лучший. А унижать других подло. Спасатель: Я хочу сказать тем, кто считает себя сильнее других, что пусть не задаются вдруг придет кто – нибудь более сильный и будет унижать их. Учитель: Спасибо. Действительно, ребята, унижающие других, достойны осуждения. Но эти ребята не плохие, просто им некуда себя девать. В хорошем ведь реализовывать себя труднее. Например: один такой «герой» постоянно задирает мальчика, который слабее его, но учится лучше. Нужно учиться радоваться успехам другого и не завидовать. согласны. Теперь поговорим о том, как вы понимаете слово «личность»? кого можно считать личностью? Ученики высказываются. Научный центр даёт определение понятия «личность». Учитель: У Олеси есть вопрос к спасателем. Ученица: Кого человек должен уважать в первую очередь: себя или других? Ученик: Других и себя, но вначале других людей. Учитель: Может ли неуважающий и не любящий себя человек уважать других? Нет. Но собственная личность не должна затмевать для человека все вокруг, иначе его назовут эгоистом. Самоуважение помогает человеку становиться лучше по отношению к другим и к самому себе. Далее консультанты научного центра зачитывают ответы на вопросы анкеты «Кто ты: начальник или подчиненный?», «Что думают о тебе одноклассники?», «Кто является для тебя авторитетом?» Оказалось, что в классе себя считают начальниками и подчиненными одновременно - _______ человек, начальником - ______ человек, подчиненными - ______ человек. Группа консультантов дала справку: авторитет – это тот, кто пользуется признанием. Среди личностей, которые пользуются у ребят авторитетом, были не только родители, родственники и учителя, но и известные артисты эстрады и кино. Учащиеся задают вопросы спасателям: - Помогите, меня ударил одноклассник. Мне очень обидно, ведь он – мальчик, а я – девочка. Как действовать, чтобы он понял, что так делать нельзя? - Сегодня учительница сказала нам, что желательно каждому человеку иметь для себя авторитет. Это будет помогать становится лучше. А меня авторитета нет. Помогите мне найти его. Ребята обсуждают в группе: ответы, высказывают общее мнение. ПОДАРОК ОТ УЧИТЕЛЯ Учитель: Посмотрите на эмблему, которую я приготовила для вас. Что означает лепесток? Цветок? Консультанты объясняют значение слова «альтруизм»: альтруистом можно назвать человека, который испытывает симпатии к другим людям, стремится оказать им помощь, переживает их горести как свои, готов пожертвовать своим покоем, достатком, временем, своим интересом ради них. Учитель: Что означает слово «самосовершенствование»? Все отвечают.
КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСТВО Задание группам – выработать правила существования личности в коллективе. Группы зачитывают свои результаты своей работы, выбирается самое важное и компонуется свод правил. Сообщение «Кто и когда придумал отмечать день рождения?» Долгое время отмечать день рождения никому в голову не приходило. Праздновать день рождения начали в Древнем Египте, позже этот обычай распространился и на Ассирию. Но он касался только людей выдающихся – фараонов и царей, а также их наследников мужского пола. Первые письменные свидетельства о праздновании дней рождения египетских фараонов относятся примерно к 3000 году до н.э. Во дворце устраивали пир, в котором принимали участие помимо знати и слуги и рабы. Нередко по случаю дня рождения фараона из тюрем выпускали заключённых. Долгое время дни рождения женщин не только не отмечали, но даже не записывали. Насколько известно, первой женщиной, которая удостоилась ежегодного праздника, была Клеопатра II, царица Египта (185-116 гг. до н.э.). Древние греки отмечали дни рождения своих богов 12 раз в год (так, день рождения Артемиды, богини Луны и охоты, праздновали шестого числа каждого месяца). Что же касается простых смертных, то такой привилегией пользовался только глава семьи - муж и отец, и то лишь один раз в году. На женщин и детей особого внимания не обращали.
|