![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Астана- 2013 г. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
1.Тема: Роль печени в регуляции желчеобразования и участие желчи в пищеварении. 2. Цель: Формирование у студентов знаний об основных закономерностях процессов желчеобразования и желчевыделения в организме здорового человека, механизмов их регуляции для понимания важнейших принципов и путей компенсации функциональных расстройств работы печени. 3. Задачи обучения: научить понимать физиологические процессы, регулирующие деятельность печени, процессов желчеобразования и желчевыделения, привить навыки исследования функций печени. 4. Основные вопросы темы:
5. Методы обучения и преподавания: Выполнение практических работ по теме (освоение клинико-физиологических методик), работа в малых группах, работа в парах, обсуждение результатов исследования, дискуссия, работа с атласами, зарисовка результатов работы, оформление и защита протоколоввыполнения практических работ. Рубежный контроль. Практическая работа №1. ДЕЙСТВИЕ ЖЕЛЧИ НА ЖИРЫ. Цель работы: Изучить влияние желчи на фильтрацию и эмульгирование жира. Методика: Фильтры, вложенные в воронки, тщательно смочить, один - желчью, другой - водой. Воронки вставить в пробирки и налить в них немного жира. Через фильтр, смоченный желчью, жир фильтруется довольно быстро, а через фильтр, смоченный водой, почти не проходит. В третью пробирку налить 5 мл желчи, 0, 5 мл жидкого жира и 1 мл воды, тщательно взболтать. Получается стойкая эмульсия. Оформить результаты работы и выводы.
Литература. Лекции по теме.
Основная: 1. Судаков К.В., и др. Нормальная физиология в динамических схемах: атлас: учеб.пособие. – М., 2009. 2. Агаджанян Н.А., Смирнов В.М.. Нормальная физиология: Учебник для студентов медвузов.- М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2007. 3. Ноздрачев А.Д., Орлов Р.С. Нормальная физиология: учебник + СД-диск. – М., 2006. – 696 с. 4. Физиология человека. Под ред. Р.Шмидта, Г. Тевса. М.,., в 3-х томах.- 2007. Дополнительная: 1. Ткаченко Б. И. и др. Физиология человека.Compendium: учебник. – М., 2009. 2. Современный курс классической физиологии (избранные лекции) с приложением на компакт-диске. Под ре. Ю.В.Наточина, В.А.Ткачука. – М.: ГЭАТАР-Медиа, 2007. – 384 с. 3. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: Учеб. пособие / Н.Н.Алипов, Д.А.Ахтямова, В.Г.Афанасьев и др.; Под ред. С.М.Будылиной, В.М.Смирнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 336 с. 4. Атлас по нормальной физиологии / Под ред. Н.А. Агаджаняна.-М.: Высшая школа, 2007. 5. Судаков К.В., Киселев И.И. и др. Нормальная физиология в динамических схемах: Атлас (цветной, иллюстрированный): учебное пособие. – М., 2007. – 350 с. 6. Ситуационные задачи по физиологии с основами анатомии для самостоятельной работы студентов / Под ред. А.А. Утебергенова, Д.А. Адильбековой. - Шымкент, 2006. - 66 с. 7. В.М. Смирнов. Физиология в рисунках и таблицах.- М., «МИА», 2007. 7. Контроль: Решение ситуационных задач: Задача № 35. Ограничено поступление желчи в двенадцатиперстную кишку. Как это скажется на процессах пищеварения? Алгоритм решения: - динамика выделения желчи; - состав желчи, количество; - роль желчи в пищеварении и всасывании; - регуляция, желчевыделение, желчеобразование.
Вопросы рубежного контроля: 1. Сущность процесса пищеварения. 2. Функциональная система, поддерживающая постоянный уровень питательных веществ в крови. Пищевой центр. Современные представления о механизмах возникновения голода, жажды, насыщения. 3. Методы изучения функций пищеварительных желез. Сущность созданного, И. П. Павловым хронического метода исследования, его преимущества. 4. Роль полости рта в процессе пищеварения. 5. Состав и свойства слюны. 6. Схемы рефлекторной дуги безусловного слюноотделительного рефлекса. 7. Приспособительный характер слюноотделения к различным пищевым и отвергаемым веществам, 8. Общая характеристика процессов пищеварения в желудке. 9. Состав и свойства желудочного сока, 10. Регуляция желудочной секреции 11. Состав и свойства панкреатического сока. 12. Регуляция панкреатической секреции: а) сложно-рефлекторная фаза; б) гуморальная фаза. 13. Кишечный сок, его состав и свойства. 14. Виды сокращений мускулатуры желудочно-кишечного тракта, их характеристика. 15. Регуляция моторной функции желудочно-кишечного тракта: 16. Всасывание основных пищевых веществ, механизм всасывания, его регуляция. 17. Роль желчи в пищеварении. 18. Состав и свойства желчи. 19. Регуляция желчеобразования. 20. Основные пищевые продукты, усиливающие желчеобразование. 21. Механизм желчевыделения 22. Рефлекторная и гуморальная регуляции желчеобразования и желчевыделения. ТЕСТЫ рубежного контроля по разделу «ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА» 1. Какие из перечисленных ферментов содержаться в соке поджелудочной железы: А) пепсин, трипсин, амилаза, липаза; В) липаза, химотрипсин, трипсин, амилаза; С) энтерокиназа, амилаза, липаза; Д) энтерокиназа, пепсин, трипсин, липаза; Е) трипсин, мальтаза, пепсин, лизоцим.
2. Назовите основные ферменты слюны человека: А) амилаза, мальтаза В) амилаза, липаза С) липаза, энтерокиназа Д) амилаза, пепсиноген Е) энтерокиназа, мальтаза.
3. Виды моторной активности тонкого кишечника: А) перистальтические, антиперистальтические; В) маятникообразные, ритмическая сегментация, антиперистальтическая; С) тонические, антиперистальтические, ритмическая сегментация; Д) маятникообразные, сегментирующие, тонические, перистальтические; Е) антиперистальтические, маятникообразные.
4. Какова роль секретина в процессе пищеварения? А) стимулирует выделение желудочного сока; В) стимулирует выделение сока поджелудочной железы; С) стимулирует выделение слюны; Д) стимулирует выделение желудочного и кишечного сока; Е) угнетает выделение желчи.
5. Чем активируется липаза, выделяемая поджелудочной железой? А) пепсином; В) трипсином; С) химотрипсином; Д) желчью; Е) HCl.
6. Какие из перечисленных ферментов содержаться в желудочном соке? А) пепсин, липаза, гастриксин; В) ренин, энтерокиназа, пепсин; С) пепсин, трипсин, химотрипсин; Д) трипсин, химотрипсин, амилаза; Е) химозин, секретин, холин.
7. Как влияют перечисленные ниже вещества на моторику изолированного участка кишечника? А) адреналин усиливает, ацетилхолин тормозит; В) адреналин тормозит, ацетилхолин усиливает; С) адреналин не влияет, ацетилхолин усиливает; Д) адреналин тормозит, ацетилхолин не влияет; Е) адреналин не влияет, ацетилхолин тормозит.
8. Что такое энтерокиназа и где она образуется? А) энтерокиназа гормон, образуется в желудке; В) энтерокиназа гормон, образуется в тонком кишечнике; С) энтнрокиназа фермент, образуется в 12-ти перстной кишке; Д) энтерокиназа фермент, образуется в желудке; Е) энтерокиназа фермент, образуется в печени.
9. Какие слюнные железы выделяют преимущественно серозный секрет? А) околоушные железы; В) подчелюстные железы; С) мелкие железы ротовой полости; Д) подъязычные железы; Е) подъязычные и подчелюстные железы;
10. Какова основная роль гастрина? А) активирует ферменты поджелудочной железы; В) превращает в желудке пепсиноген в пепсин; +С) стимулирует секрецию желудочного сока; Д) стимулирует секрецию желчи; Е) стимулирует секрецию поджелудочной железы;
11. При каких условиях трипсиноген переходит в трипсин? А) под влиянием соляной кислоты желудочного сока; В) под влиянием желчи; С) при контакте с слизистой оболочкой двенадцатиперстной кишки; Д) под влиянием ферментов желудочного сока; Е) под действием химуса;
12. Основные ферменты слюны: A) мальтаза, энтерокиназа; B) амилаза, мальтаза; C) амилаза, липаза; D) мальтаза, липаза; E) пепсин, гастриксин.
13. Ферменты, содержащиеся в соке поджелудочной железы: A) пепсиноген, трипсин, амилаза, липаза, энтерокиназа; B) трипсиноген, химотрипсиноген, амилаза, липаза, нуклеаза; C) химотрипсин, энтерокиназа, амилаза, липаза; D) трипсиноген, пепсин, энтерокиназа, липаза; E) пепсиноген, гастриксин, энтерокиназа, амилаза.
14. Бактериальная флора толстого кишечника: A) тормозит моторику кишечника; B) способствует расщеплению растительной клетчатки; C) усиливает выделение желудочного сока; D) усилиает всасывание; E) способствует выделению желчи.
15. Моторику пищеварительного тракта усиливают: A) энтерогастрон, желчь, тироксин; B) раздражение симпатических нервов, желчь, секретин; C) раздражение чревного нерва, серотонин, гастрин; D) ацетилхолин, раздражение блуждающих нервов, желчь; E) адреналин, инсулин, раздражение чревных нервов.
16. Желудочную секрецию составляют последовательно фазы: A) механическая, сложнорефлекторная, кишечная; B) сложнорефлекторная, желудочная, кишечная; C) гуморальная, кишечная, сложнорефлекторная; D) мозговая, химическая, механическая; E) кишечная, желудочная, безусловнорефлекторная.
17. Секрецию желудочного сока усиливают: A) энтерогастрон, холецистокинин; B) адреналин, бульбогастрон; C) гастрон, секретин; D) гистамин, гастрин; E) соматостатин, серотонин.
18. Под влиянием раздражения парасимпатических нервов моторика желудочно-кишечного тракта: A) усилится; B) притормозится; C) прекратится; D) не изменится; E) уменьшится, затем усилится.
19. Моторику ворсинок кишечника усиливают: A) адреналин, желчные кислоты; B) вазоинтестинальный пептид, энтерокиназа; C) секретин, желчь; D) энтерогастрон, глюкоза; E) вилликинин, желчные кислоты.
20. Пепсиногены желудочного сока активируются: A) желчью; B) амилазой слюны; C) соляной кислотой желудочного сока; D) энтерокиназой кишечного сока; E) бикарбонатами натрия.
21. Секреторная и моторная функция желудочно-кишечного тракта усиливается под влиянием нервов: A) симпатических; B) соматических; C) парасимпатических; D) сенсорных; E) афферентных.
22. Моторика ЖКТ под влиянием желчи: A) увеличится; B) снизится; C) не изменится; D) исчезнет; E) изменится фазно.
23. Желудочную секрецию тормозит прием: A) углеводов; B) жиров; C) воды; D) фруктового сока; E) белков. 24. Ферменты, расщепляющие белки: A) пепсин, гастриксин, липаза; B) амилаза, трипсин, пепсин; C) трипсин, сахараза, энтерокиназа; D) пепсин, трипсин, химотрипсин; E) химотрипсин, лактаза, липаза.
25. Ферменты, расщепляющие углеводы: A) липаза, мальтаза, пепсин, трипсиноген; B) мальтаза, трипсин, галактаза, энтерокиназа; C) амилаза, рибонуклеаза, липаза, пепсин; D) амилаза, мальтаза, лактаза, сахараза; E) химотрипсин, лактаза, сахараза, липаза.
26. Каковы внутренние причины формирования голода: A) увеличение температуры тела и снижение в нем количества воды; B) снижение массы тела и осмотического давления плазмы крови; C) снижение количества глюкозы и повышение аминокислот в крови; D) снижение количества глюкозы и аминокислот в крови; E) увеличение количества глюкозы и аминокислот в крови.
|