Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ВВЕДЕНИЕ. По дисциплине: «Техника юридического письма»
Реферат По дисциплине: «Техника юридического письма» Тема: «Общие понятия принципов права». Выполнили: студентки 5 курса юридического факультета группы «Б» Башмакова Светлана, Хасан Елена, Тюкачёва Наталия. Проверила: Савичева Е. С.
Вологда
ТЕМА: ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ ПРИНЦИПОВ ПРАВА. ВВЕДЕНИЕ. §1. Понятие общих принципов права. §2. Основные принципы юридической техники. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. БИБЛИОГРАФИЯ. ВВЕДЕНИЕ. Актуальность исследования. Понятие «общие принципы права, признанные цивилизованными нациями» является важной юридической категорией, как для международного, так и для внутригосударственного права.. Категория «общих принципов права, признанных цивилизованными нациями» является важным инструментом, обеспечивающим унификацию и гармонизацию права различных государств, а также служит эффективным средством преодоления пробелов и коллизий при рассмотрении судебных споров. Установление закономерностей возникновения общих принципов права, признанных цивилизованными нациями, а также изучение примеров их практического применения судами — позволяет значительно более глубоко понять современное право, тенденции его развития, порядок и условия его взаимодействия с внутригосударственным правом. Юридическая техника - совокупность принципов, правил, методов, средств и приемов, используемых для качественного написания и оформления проектов текстов нормативных, актов. Юридическая техника подчинена неким принципам (требованиям). Необходимость соблюдения этих принципов вызвана тем, что правовой акт - произведение особого рода, отличное и от научного труда, и от художественного произведения. Назначение правового акта, в отличие от других произведений, - властно регулировать общественные отношения, определять юридические гарантии, устанавливать меры по обеспечению исполнения правовых предписаний Цели и задачи. Основными целями настоящего исследования являются: - анализ процессов, связанных с зарождением и развитием «общих принципов права» в национальном праве государств и их влиянием на международное право; - оценка форм закрепления общих принципов права в международном праве; - определение роли и места общих принципов права в системе современного права; - формирование перечня общих «принципов права, признанных цивилизованными нациями», а также раскрытие содержания каждого из принципов; - определение роли общих принципов права, признанных цивилизованными нациями, в процессе взаимодействия норм международного и внутригосударственного права. Для достижения перечисленных целей решаются следующие задачи: - анализ процессов возникновения и развития общих принципов, лежащих в основе национальных правовых систем; - проведение сравнительно-правового исследования сходств и различий «общих принципов права» в правовых системах различных государств; - выявление существующих научных подходов к исследованию проблематики «общих принципов права, признанных цивилизованными нациями»; - проанализировать сущность каждого из принципов, уяснить природу и наиболее общие характерные черты принципов юридической техники, показать значение принципов юридической техники для правотворческой, правоприменительной и правоинтерпретационной деятельности. Объект и предмет исследования. В качестве объекта выступают правоотношения, в которых раскрывается сущность, юридическая природа и характер как общих принципов права, так и принципов юридической техники признанных цивилизованными нациями. Предметом исследования являются правовые принципы, которые могут быть отнесены к категории «признанных цивилизованными нациями»» и нашедшие отражение во многих международных документах, принципы, содержащиеся во внутригосударственных актах, принципы, содержащиеся во внутригосударственных актах, прежде всего, конституциях и некоторых иных законодательных актах отдельных государств, а также принципы, содержащиеся в решениях судебных органов. Теоретическая основа исследования. Были использованы работы таких исследователей, как С.С. Алексеев, М.И. Байтин, P.M. Валеев, A.B. Дарда, В.H Дурденев-ский, Б.Л. Зимненко, Г.В. Игнатенко, В.А. Карташкин, Б.М. Клименко, В. М. Корецкий, Д.В. Красиков, Г.И. Курдюков, М.И. Лазарев, Д.Б. Левин, Р.З.Лившиц, И.И. Лукашук, ГТ.И. Лукин, Ю.Н. Малеев, М. Н.Марченко, С. Ю. Марочкин, С.А.Малинин, Л.Х Мингазов, Р. Мюллерсон, Т.Н. Нешатаева, О. И. Рабцевич, Е.В. Скурко, А.Н. Талалаев. В качестве методологической основы исследования были использованы общенаучные методы познания: логический, исторический, аналитический методы. Кроме того, были использованы научные методы комплексного системного изучения явлений и процессов, а также специальные и частные методы научного познания, среди них - формально-юридический метод, примененный для разработки классификаций определенных явлений и осуществления необходимых обобщений, а также сравнительно-правовой метод, использованный, в частности, для сопоставления норм и принципов национальных правовых систем с международными нормами и принципами. Важным выводом является то, что общие принципы права, признанные цивилизованными нациями, находят свое место в системе международного права в результате согласованного волеизъявления государств, которое позволяет указанным принципам приобрести международно-правовой характер. При этом данные принципы становятся частью международного права посредством международного договора, международно-правового обычая или определенного решения межгосударственной организации.
§1. Понятие общих принципов права.
Понятие " общие принципы права" активно обсуждается в связи со ст. 38 Статута Международного Суда ООН, согласно которой Суд наряду с конвенциями и обычаями применяет " общие принципы права, признанные цивилизованными нациями". По этому поводу существуют разные мнения. Сторонники широкого понимания считают, что это понятие охватывает общие принципы естественного права и справедливости и что речь идет об особом источнике международного права. Подобная точка зрения противоречит природе международного права и не подтверждается практикой. Приверженцы другой концепции полагают, что под общими принципами следует понимать основные принципы международного права. Однако понятие общих принципов права получило известность задолго до признания понятия основных принципов международного права. Наконец, согласно третьей концепции, под общими принципами понимаются принципы, общие для национальных правовых систем. В основном речь шла о правилах, отражающих закономерности применения норм в любой правовой системе. Для международного права такие принципы важны в силу неразвитости в нем процессуального права. Чтобы принцип мог войти в систему международного права, недостаточно, чтобы он был общим для национальных правовых систем, необходимо, чтобы он был пригоден для действия именно в этой системе. Он также должен быть включен в международное право, пусть даже в упрощенном порядке, в результате подразумеваемого согласия международного сообщества. Став, таким образом, обычными нормами, общие принципы не могут рассматриваться как особый источник международного права. То обстоятельство, что общие принципы права должны быть общими не только для правовых систем государств, но и для регулирующих их отношения международных норм, подтверждается практикой. В условиях европейской интеграции судебная практика исходит из того, что общие принципы права - это не только общие принципы национального права государств-членов, но также принципы международного публичного права. Международный Суд ООН ни разу не обосновывал свои решения общими принципами международного права. В ряде случаев эти принципы применялись без упоминания их как общих принципов права. Это имело место в отношении таких принципов, как добросовестность, незлоупотребление правом, ответственность за правонарушение. Чаще использовались процессуальные принципы (например, никто не может быть судьей в своем деле, равенство сторон в споре, приоритет специального закона и т.п.). В целом можно сказать, что общие принципы права не играли сколько-нибудь заметной роли в системе международного права. Положение коренным образом изменилось после того, как в качестве общих принципов стали утверждаться основные права человека и другие демократические нормы. В докладе исполнительного органа Европейских сообществ - Комиссии ЕС говорится: " Основные права человека рассматриваются как неотъемлемая часть общих принципов, присущих правовым системам всех государств-членов, что в свою очередь создает основу права Сообществ. В таком плане общие принципы начинают находить отражение и в практике отечественных судов. Пальма первенства принадлежит Конституционному Суду РФ. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 30 ноября 1992 г. два пункта Указа Президента РФ относительно КПСС были признаны не соответствующими " общему принципу права, согласно которому закон и иной нормативный акт, предусматривающий ограничение прав граждан, вступает в силу только после его опубликования в официальном порядке". В Постановлении Конституционного Суда РФ от 16 июня 1998 г. содержится ссылка на общий принцип правосудия, " согласно которому надлежащим судом для рассмотрения дела признается суд, созданный и действующий на основе закона." В подтверждение Суд сослался на Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод. Действие общих принципов обладает спецификой. В международной сфере главной областью их применения является международное право прав человека. В частности, эти принципы используются судами по правам человека и уголовными трибуналами. Тем не менее и здесь необходимо учитывать специфику применения таких принципов к международным органам. Международный трибунал для бывшей Югославии рассмотрел возражения обвиняемого против юрисдикции Трибунала. Обвиняемый ссылался на уже упоминавшийся общий принцип права, закрепленный конвенциями, согласно которому суд может создаваться только законом. Между тем Трибунал был учрежден " лишь решением исполнительного органа" (Совета Безопасности). В своем решении от 2 октября 1995 г. Трибунал признал необоснованность возражения, поскольку оно неприменимо к международному суду. Трибунал сослался на тот факт, что в ООН нет разделения властей, а законодательная власть в международных отношениях отсутствует. Следовательно, " требование, чтобы трибунал был учрежден законом, неприменимо в международно-правовой сфере. Упомянутый принцип может возлагать обязательство только на государство относительно функционирования его собственной национальной системы. С последним утверждением Трибунала трудно согласиться полностью. Указанный общий принцип относится и к учреждению международного трибунала, правда, в несколько иной форме. Он требует, чтобы трибунал был учрежден правомерно. Сегодня общие принципы права служат инструментом сближения международного и национального права, а также унификации конституционного права государств на демократической основе. Эти моменты нашли отражение и в Конституции России. Она не только включила общепризнанные принципы и нормы в правовую систему страны, но и придала особый статус нормам о правах человека (ч. 1 ст. 17). Все это подводит нас к серьезной новелле в области международного права - к становлению в нем особого общего принципа - принципа демократии.
§2 Основные принципы юридической техники.
Практика правотворчества в России в современный период такова, подчеркивает Лебедев К. К., что о высоком уровне законодательной техники говорить не приходится. Многие федеральные законы с точки зрения юридической техники оставляют желать лучшего, после принятия они неоднократно подвергаются изменениям и дополнениям, причем в подавляющем большинстве случаев изменения и дополнения относятся не к существу нормативных правовых положений, а к их текстуальному воплощению, т. е. носят редакционный характер. И это несмотря на то, что проекты федеральных законов разрабатываются в течение длительного времени, подвергаются юридической экспертизе, проходят обсуждения в подкомитетах и комитетах Государственной Думы и только после такой, казалось бы, тщательной подготовки поступают на рассмотрение законодательного органа, в котором проходят, по крайней мере, три чтения. Но сама процедура принятия законов, сколь бы сложной она ни была, не дает гарантий от возможных недостатков в принимаемых законах. Их качество напрямую зависит от юридической техники[1]. И в первую очередь при разработке нормативно-правовых актов необходимо последовательное соблюдение принципов юридической техники. Принцип (лат. principium - основа, первоначало) - первоначало, руководящая идея, основное правило поведения. Принципы юридической техники - основополагающие начала, совокупность определенных приемов, правил, применяемых как при разработке содержания и структуры правовых актов, их оформлении, публикации и систематизации, так и при их претворении в жизнь. Рассмотрим основные принципы (требования) юридической техники. Все, что в тексте акта не является выражением элементов нормы права и не связано с ними, засоряет текст акта, нарушает юридическую логику его построения, затрудняет понимание и применение его нормативно-правовых положений и подлежит устранению. Оптимальная форма правового акта - это возможный минимум его текста при возможном максимуме его нормативного содержания. Принцип минимизации текста акта имеет свои пределы, обусловленные тем, что в тексте акта должны быть явно сформулированы или с бесспорной определенностью предполагаться все элементы (в их системной взаимосвязи) устанавливаемых, применяемых, толкуемых или систематизируемых норм права. В свою очередь пределы принципа максимализации нормативного содержания акта обусловлены тем, что в его тексте не следует формулировать те элементы правовой нормы, которые носят очевидный характер[2]. В правовом акте недопустимы недомолвки, двусмысленности, выражения, допускающие неоднозначное толкование. В противном случае это приводит к неправильному пониманию и применению закона, что может негативно повлиять на судьбы людей, деятельность государственных органов, производственную деятельность. Неясность норм может создаваться: абстрактностью языка актов законодательства; сложностью применяемых формулировок; неопределенностью (двойственностью) применяемых слов и фраз; использованием большого количества специальных терминов, не применяемых в обыденном языке; чрезмерным использованием бланкетного и ссылочного изложения норм права; наличием большого количества актов, регулирующих один вопрос, принятых в разное время, дополняющих и изменяющих нормы права. К примеру, в нормативных правовых актах можно встретить формулировки «типа», «как правило», «обычно» и т.п., что дает возможность вольного применения правового акта. По этому поводу в учебном пособии Сафиной С.Б. «Юридическая техника» приводится цитата Д.А. Керимова: «Хороший закон исключает развитие его смысла и сформулирован так, что не нуждается в дополнительных разъяснениях»[3] С другой стороны правотворчество невозможно без использования так называемых оценочных понятий (разумный срок, аморальное поведение, социальная справедливость, уважительные причины, добросовестность и др.). Оценочные понятия имеют большое значение в правоприменении, давая возможность учесть условия каждого конкретного дела. Однако чтобы не допускать субъективного рассмотрения дела применять оценочные понятия можно только тогда, когда нет возможности использовать более четкое и точное понятие. «Язык правового акта - это одновременно и материя его текста, и средство выражения его нормативно-регулятивного смысла».[4] Ясность правового акта способствует правильному и полному выявлению содержащейся в нем информации, обеспечивает эффективность действия нормативных актов. Неясный документ не дает полного представления о правах и обязанностях граждан, ведет к неопределенности в юридической деятельности, приводит к недоразумениям и ошибкам. В юридическом тексте следует употреблять простые термины, известные и широкоупотребительные обороты и, по возможности, короткие фразы. Недопустимо применять сложные грамматические конструкции, например, причастные и деепричастные обороты, сложноподчиненные предложения. Не совсем удачно использование некоторых понятий без их дополнительного разъяснения. Понятность юридического языка только для специалистов делает нормы права доступными лишь для достаточно узкой группы общества, которая в силу достатка или должностного положения может воспользоваться юридической помощью. Те группы населения, которые не могут обратиться к помощи юристов, не в состоянии пользоваться правовыми нормами для защиты своих интересов. Термины и понятия часто требуют нормативного определения. Это случается, когда термины представляются недостаточно ясными, имеют два и более значения, являются техническими или специальными, если термин употребляется в законе в ином значении по сравнению с общеизвестным или если по поводу термина в научной литературе имеются разные мнения. Правила юридической техники требуют ясности, простоты и доступности языка правового акта, необходимой точности и однозначности используемых в нем понятий, терминов, формулировок, словесных конструкций и дефиниций. В тексте правового акта элементы профессионального языка юриспруденции, специальные юридические понятия, термины, конструкции и т.д. (например, правоотношение, субъект права, исковая давность, законодательная инициатива, компетенция, состав преступления, эксцесс исполнителя, невменяемость и т.д.) должны органически сочетаться с общеупотребительными словами и словесными выражениями современного литературного языка, а также с профессиональной терминологией неюридического характера (например, биологические агенты и токсины, эпизоотия, информация на машинном носителе и т.д.). В тексте правового акта не должны использоваться словесные архаизмы и неологизмы, различные образные выражения, аналогии, метафоры, двусмысленные обороты речи и т.д. Правила юридической техники требуют экономии (по принципу необходимости и достаточности) словесных средств в процессе подготовки и оформления текста правового акта. В целом правовой акт должен обладать единством стиля, соответствующего целям, содержанию и значению официального документа, который обладает юридической силой. Официально-юридический стиль правового акта требует профессиональной четкости, деловой сухости, властной строгости, смысловой однозначности и надлежащей лаконичности. В правовом акте не следует использовать как канцеляризмы и аппаратно-бюрократические словесные штампы, так и различные выражения из просторечия.[5] Правовой акт должен четко предусматривать механизм действия норм, конкретно определять права и обязанности субъектов правоотношений, точно формулировать правовые санкции, способы поощрения и стимулирования, организационные меры. Наличие декларативных положений дает возможность произвольного толкования и применения правового акта. Не должно быть в правовом акте и разного рода рассуждений, намерений, сомнений, призывов и пожеланий. Изложение нормы без соблюдения правил построения юридических конструкций нейтрализует ее сущность. Например, если регулятивная норма не подкрепляется охранительной нормой, то на практике за нарушение обязанностей и запретов, не наступает юридическая ответственность. Бывает, что провозглашенные права граждан могут не сопровождаться закреплением обязанностей государства и его чиновников обеспечивать реализацию этих прав. Наконец может быть, что материальная норма не подкрепляется процессуальными, в результате чего возникают трудности при реализации материальной нормы. Сафина С.Б. отмечает, что «в известных пределах в таких актах, как конституции, применение декларативных норм оправдано в целях идеологического обоснования основных законов. Но помещаются такие нормы-декларации в специальной вводной части конституции - преамбуле, и в правовой практике, как правило, они не применяются».[6] Текстуальное оформление правового акта должно осуществляться в соответствии с системным характером права в целом, с местом и значением выраженного в нем нормативно-регулятивного содержания в системе всего действующего права. Изменения, вносимые новыми правовыми актами в действующее право, должны быть направлены на его совершенствование, на преодоление имеющихся в нем несогласованностей и противоречий, а не порождать новые коллизии. Новые правовые акты не должны дублировать содержание уже имеющихся актов по тому же самому вопросу. Минимизация количества правовых актов по одному и тому же предмету нормативно-правовой регуляции является одним из основных требований юридической техники и одним из главных направлений совершенствования всей системы действующего права. С этим связана и общеправовая значимость юридико-технических средств и приемов систематизации действующих норм права как эффективного средства повышения качества и регулятивной роли всего права. При разработке правового акта очень важно устанавливать правильную взаимосвязь между общими и специальными нормами, между актами разной юридической силы. При введении нового акта необходимо обеспечить его правильное соотношение с уже действующими актами. Если предусматривается иное регулирование по сравнению с действующим, то проектируемое предписание следует оформлять как предписание, которое вносит изменение и дополнение действующего предписания или формулирует его новую редакцию с указанием структурной единицы и реквизитов закона, в котором содержится изменяемое предписание. Нормативные предписания, которыми устанавливаются какие-либо изъятия, исключения из общего правила целесообразно помещать в том законе, который содержит это общее правило. Юридико-технические правила структурной организации текста акта как единого целого требуют последовательного, согласованного, непротиворечивого, экономного и доступного (для обозрения, понимания и применения) текстуального выражения нормативно-регулятивных целей и положений соответствующего акта. Структура текста (его разбивка на разделы, части, статьи, параграфы, пункты, абзацы и, т.д.) должна в максимальной степени содействовать адекватному выражению в тексте акта юридической логики нормативной регуляции, относящейся к предмету данного акта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Многолетняя практика показывает, что отступления, даже незначительные, от правил законодательной техники, формальной логики и грамматики существенно ухудшают качество принятого акта. В итоге возникают пробелы и противоречия, нечеткие, подчас невозможные для однозначного толкования положения; установленные санкции не соответствуют общественной опасности правонарушения; не действуют механизмы реализации субъективных прав, возникают несоответствия внутри единой правовой системы. При написании законов должна использоваться юридическая техника - совокупная связь определенных приемов, применяемых как при разработке правовых предписаний государства, так и при их претворении в жизнь. Причем эти приемы применяются при разработке не только содержания, но и структуры нормативного акта. Одним из критериев, несоответствие которым ведет к появлению законотворческих ошибок, является соблюдение принципов законодательной техники, формальной логики, грамматики и иных требований, которые были рассмотрены в данной работе. К числу основных принципов законодательной техники относится принцип точности и определенности формулировок и терминов, употребляемых в правовом акте. Он подразумевает, что в тексте акта должны быть явно сформулированы все элементы (в их системной взаимосвязи) устанавливаемых, применяемых, толкуемых или систематизируемых норм права. Данный принцип должен дополняться принципом ясности и доступности языка правового акта, который способствует правильному и полному выявлению содержащейся в нем информации, обеспечивает эффективность действия нормативных актов. Помимо этого нормативно-правовой акт должен соответствовать принципу полноты и конкретности регулирования, отсутствия декларативности. Наличие декларативных положений дает возможность произвольного толкования и применения правового акта. Не менее важен принцип экономичности, оптимальной емкости, компактности изложения. Требование экономичности и компактности касается как содержания определенного нормативно-правового акта, так и количества актов по одному и тому же вопросу в интересах лучшей обозримости нормативного материала. Принцип логической последовательности изложения, цельности, сбалансированности, взаимосвязи нормативных предписаний предполагает недопустимость логических противоречий. Текстуальное оформление правового акта должно осуществляться в соответствии с системным характером права в целом, с местом и значением выраженного в нем нормативно-регулятивного содержания в системе всего действующего права. Кроме того, при создании единой нормативно-правовой базы должен учитываться принцип унификации, единообразия формы и структуры правовых актов. Сюда входит ряд юридико-технических требований относительно порядка очередности изложения материала правового акта, а также реквизиты, удостоверяющие подлинность в качестве официального юридического документа. Одним из направлений совершенствования законодательной техники является повышение технико-юридического качества законодательных актов за счет проведения правовой и лингвистической экспертизы, в том числе на предмет соответствия их принципам законодательной техники. Следует иметь в виду, что содержательный или редакционный уровень правовых норм -- это лишь один из аспектов юридической техники. Другие аспекты относятся к системным взаимосвязям правовых положений, согласованность которых между собой обеспечивается применением определенных способов юридической техники.
БИБЛИОГРАФИЯ.
1. Волкова С. В., Малышева Н. И. Межвузовская конференция о проблемах юридической техники (С.-Петербург) // Правоведение. - 2006. - С.22-26. 2. Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА. М. - 2005. 3. Сафина С.Б. Юридическая техника. - Уфа: РИО БАГСУ. – 2004. 4. Лупандина О.А. О возможности использования информационной избыточности в законодательной технике. Законотворческая техника современной России: состояние, проблемы, совершенствование. Сб. статей: В 2-х т / Под ред. профессора В.М. Баранова. Т. 1. Н. Новгород, 2006. 5. Керимов Д.А. Законодательная техника: Научно-методическое и учебное пособие. - М.: НОРМА. – 2009. 6. Шугрина Е.С. Техника юридического письма: Учебно-практическое пособие. - М.: Дело. - 2005
[1] Волкова С. В., Малышева Н. И. Межвузовская конференция о проблемах юридической техники (С.-Петербург) // Правоведение. - 2011. - С.23. [2] См. Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА. М. - 2005. - С.425.
[3] Сафина С.Б. Юридическая техника. - Уфа: РИО БАГСУ. - 2009. - С.9. [4] Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА. М. - 2005.- С.426. [5] Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА. М. - 2005. - С.426 [6] Сафина С.Б. Юридическая техника. - Уфа: РИО БАГСУ. – 2004. - С.11
|