Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






М. Драгоманов






ПРОЭКТЪ ОСНОВАНІЙ УСТАВА УКРАИНСКАГО ОБЩЕСТВА «ВОЛЬНЫЙ СОЮЗЪ» — «ВІЛЬНА СПІЛКА»

 

Часть I. О ЦЕЛЯХЪ ОБЩЕСТВА

I. Въ земляхъ, населенных украинскимъ племенемъ, должно быть основано общество «Вільна Стлка» — «Вольный Союзъ», которое поставить себе задачею работу для политическаго, экономическаго и культурнаго освобождения и развития украинскаго народа и живущихъ среди него иноплеменныхъ колоюй.

Примечаніе. Такъ какъ украинский народъ живетъ въ разныхъ государствахъ: въ Россіи, въ Австріи (въ Галиціи и Буковине) и въ Венгріи (въ восточныхъ комитетахъ) при различныхъ условіяхъ (хотя и при значительно сходныхъ условіяхъ соціальныхъ и культурныхъ) — то в каждой изъ этихъ политическихъ областей пріемы общественной деятель­ности должны быть различны. Поэтому въ каждой изъ вышеупомянутыхъ украинскихъ областей должны быть образованы и особыя политическія общества — скорее вполне самостоятельныя, чем отделы одного и того же, — которыя впрочемь, по самой силе вещей должны будуть прійти въ сглашеніе между собою относительно известной солидарности въ действіяхъ и взаимной помощи.

Настоящій проэктъ, выработанный при участіи украинцевъ россійськихъ, иметь въ виду почти исключительно Украину россійскую же.

II. «Вольный Союзъ» долженъ стремиться къ достиженію своихъ целей въ согласіи съ подобными ему обществами среди другихъ народовъ, интересы которыхъ соприкасаются съ интересами украинского народа.

Примечаніе. Для удобнейшаго достиженія такого согласія «Вольный Союзъ» долженъ принимать въ число своихъ членовъ лица разныхъ національностей, основывать свои отделы в украинскихъ колоніяхъ среди другихъ племенъ и содействовать образованію подобныхъ ему обществъ среди народовъ, интересы которыхъ связаны съ интересами украинскаго народа.

III. Важнейшей задачей «Вольнаго Союза» въ Россіи въ настоящее и ближайшее время должна быть работа для преобразованія этого госу­дарства на началахъ политической свободы, приблизительно на следующих основаніях:

1. Под словами — политическая свобода должно разуметь:

А). Права человека и гражданина:

а) неприкосновенность тела для позорных наказами и смертной казни;

б) неприкосновенность личности и жилища для полиціи безъ судебнаго постановленія.

Примечание I. Въ случаяхъ поимки кого-либо на месте преступленія всякій можеть арестовать виновнаго, но долженъ тотчасъ же передать его вь руки судебной власти.

Примечаніе ІІ. Никто не долженъ быть судимъ судомъ чрезвычайнымъ. Уголовный судъ, кроме мироваго, долженъ быть судъ съ присяжными.

в) неприкосновенность частныхъ писемъ и телеграммъ;

г) свобода выбора места жительства и занятій;

д) неприкосновенность национальности (языка) въ частной и публичной жизни;

е) свобода совести (веры и неверія) и всякаго публичнаго богослуженія и обрядовъ, не противныхъ общественному стыду.

Примечаніе. Изъ этой свободы вытекаетъ отмена государственной церкви и обращенія всехъ церковных учрежденій въ частныя, содержимыя единственно на счетъ желающихъ в управляемые сообразно ихъ воле, безъ всякаго пособія или вмешательства учрежденій гражданскихъ.

ж) свобода речи, печати, театровъ и обученія;

з) свобода сходокъ, прошеній и заявленій внешними знаками (рисун­ками, знаменами, процессіями и др.) безъ нарушенія внешняго порядка и безопасности въ населенныхъ местахъ;

и) свобода товариществъ и обществъ;

i) право ношенія оружія и военныхъ упражненій без нарушенія внешняго порядка и безопасности въ населенныхъ местахъ;

к) право гражданскаго и уголовнаго иска противъ должностных лицъ и учреждений за незаконное нарушеніе интересовъ лица;

л) право сопротивленія незаконнымъ действиямъ чиновниковъ;

м) равенство всехъ въ гражданскихъ правахъ и обязанностяхъ.

Примечаніе І къ разд. А. Права человека и гражданина не могут быть отменены, ни ограничены никакимъ постановленіемъ, ни закономъ, исключая ограниченій, установляемыхъ въ законодательномъ порядке на время внешней войны. Но и въ такомъ случае никто, не принадлежащий къ войску, не может быть судимъ военнымъ, ни другимъ исключительным судомъ.

Примечаніе II къ разд. А. Охрана вышеисчисленныхъ правъ должна возлагаться на обязанность местныхъ мировыхъ судей, которымъ должно быть предоставлено право, подъ личной ответственностію требовать себе содействія вблизи стоящихъ военныхъ силъ, обязанныхъ оказывать им такое содействіе.

Б). Самоуправленіе:

а) местное:

общинное (сельское и городское);

волостное;

уездное;

областное*;

б) государственное.

 

2. Самоуправленіе это должно представляться сходами или же выбранными собраниями, пред которыми должны быть ответственны все должностныя лица, кроме судей, положеніе которыхь должно быть определено особо.

Примечаніе. Въ основныхъ своихъ чертахь теперешнее судоустройство по уставамъ 20 Ноября 1864 г. можетъ быть признано удовлетворительнымь.

3. Все лица, достигшія 21-летняго возраста, должны пользоваться избирательнымъ правомъ и правомъ быть избираемыми въ всякія представительныя собракнія и должности общинныя, волостныя и уездныя;

для права же быть избраннымъ въ собранія и должности областныя и государственныя необходимъ 25-летний возрастъ.

Примечаніе I. Законы объ избирательныхъ сходахъ и округахъ должны быть составлены такимъ образомъ, чтобъ выбранные могли представлять не только жителей всехъ местностей, но и, по возможности, всехъ родовъ занятій, а также не только большинства, но и меньшинства.

Примечаніе II. Избиратели должны иметь право составлять для своихъ выборныхъ наказы.

4. Въ селахъ общественными делами должен заведывать сходи выбираемая имъ управа съ выбраннымъ сходомъ же старшиною.

5. Въ городахъ (и местечкахъ), волостяхъ, уездахъ и областяхъ для заведыватя общественными делами должны быть учреждены думы, выбранныя на основами особыхъ, составленныхъ безъ нарушенія пункта 3-го, законовъ объ избирательныхъ сходахъ и округахъ, — а также управы, выбранныя думами.

6. Сельскіе сходы, а также городскія, волостныя и областныя думы должны иметь право поручать исполненіе своихъ постановленій, кроме своихъ старшинъ и управъ, еще и особеннымъ лицамъ или комитетамъ.

7. Сельскіе сходы, а также городскія, уездныя и областныя думы должны иметь право поручать своимъ управамъ вести гражданскіе и уголовные иски противъ всякого рода должностныхъ лицъ за незаконныя ихъ действія.

8. Указанныя въ 4 и 5 §§ учрежденія общинныя, волостныя и уездныя должны заведывать въ своихъ округахъ делами местнаго общественнаго хозяйства (обществ, имущество, базары, ярмарки и т. п.), благоустройства (пути сообщенія, публичныя зданія, почты и т. п.) и благосостоянія (оздоровленіе, продовольствіе, призреніе, страхованіе, охрана скота отъ эпизоотій и т. п.) и общественнымъ начальнымъ и (по мере средствъ) среднимъ обученіемъ.

9. Областным думамъ и определеннымъ отъ нихъ управамъ и другимъ органамъ должно принадлежать: заведываніе делами местнаго общественнаго хозяйства, благоустройства и благосостоянія, которыя превосходятъ средства одного уезда, принятіе общихъ меръ по области по всемъ деламъ общественнаго хозяйства, благоустройства и благосостоянія: — надзоръ за всею экономическою деятельностью въ области (земледеліемъ, копями, лесами, промыслами, заводами, фабриками и др.) и принятіе меръ къ сохраненію природныхъ богатствъ области и къ правильному ими пользованію, а также к обеспеченію i увеличенію всеобщаго богатства населенія области: — надзоръ (инспекція) за публичнымъ обученіемъ въ области и заведованіе школами средними, и содержимыми на областной счетъ, а также школами высшими, и учеными учрежденіями (академіями и пр.).

10. Сельскіе сходы, а также волостныя, городскія, уездныя и област­ныя думы должны иметь право издавать по всемъ деламъ, входящимъ въ кругъ ихъ действіи, обязательныя постановленія (не противныя основнымъ законамъ и общимъ интересамъ государственнаго союза) назначать для удовлетворенія подлежащихъ ихъ веденію общественныхъ нуждъ налоги и входіть въ сношенія и соглашенія съ другими подобными учрежденіями въ пределахъ государства относительно удовлетворешя общихъ имъ нуждъ.

Примечанія къ пар. 4—10. I. Подробности объ отношенияхъ между названными выше учрежденіями, съ более или менее широкимъ кругомъ действія должны быть определены особыми уставами. Но необходимо, чтобы эти уставы возможно более имели въ виду, чтобы учрежденіе съ более широкимъ кругомъ действія не являлось начальствомъ надъ учрежденіями съ менее широкимъ кругомъ действія, — а чтобъ каждое имело возможно полную самостоятельность въ своемъ круге, особенно въ делахь, которыя оно оплачиваетъ своими средствами. Упомянутый надзоръ въ делахъ образовательныхъ должен иметь значеніе исследованія и совета, а не командованія.

11. Равными образомъ особыми установленіями должны быть опре­делены и отношения къ органамъ местнаго самоуправленія представителей общегосударственнаго правительства (министровъ и областныхъ наместниковъ). Но для того, чтобы местное самоуправленіе было действительнымъ, чтобъ представители государства могли прюстанавливать только такія постановленія и действія органовъ местнаго самоуправленія, которыя не согласны съ основными законами и общими интересами государственнаго союза и чтобъ возникшее такимъ образомъ столкновеніе разрешалось Сенатомъ (высшимъ судомъ) съ ответственностію государ­ственнаго чиновника за последствія произведенной имъ остановки.

11. Полиція въ городахъ, уездахъ и подразделеніяхъ последнихъ должна находиться въ веденіи соответственныхъ думъ, передъ которыми должны быть ответственны начальники местной полиціи, какимъ бы способомъ они ни назначались.

12. Кроме исчисленныхъ въ пар. 8, 9, 10 и 11 делъ местнымъ выборнымъ учрежденіямъ должна принадлежать разверстка и раскладка прямыхъ государственныхъ податей. Областнымъ же думамъ должно принадлежать также предварительное рассмотреніе всехъ проэктовъ общегосударственныхъ финансовыхъ законовъ и представленіе объ нихъ заключеній въ законодательныя государственныя учрежденія, а также законодательство по вопросамъ местной жизни (примененіе избирательныхъ законовъ, территоріальныя разделенія, кодификация обычнаго права и т. п.).

13. Заведываніе делами, общими всему россійскому государственному союзу и общегосударственное законодательство должно принадлежать двумъ думамъ:

А) Государственной Думе, гласные которой должны быть определены особымъ на этотъ счетъ установленіемъ на основами №3-го, и

Б) Союзной Думе, гласные которой должны выбираться областными думами.

Примечаніе. Областныя думы должны давать своимъ представителямъ въ Союзной Думе наказы и иметь право во всякое время заменять этихъ представителей другими.

14. Обе общегосударственныя думы на время перерыва своихъ собраний должны составлять изъ себя Наблюдательную Комиссiю.

15. Министры, назначаемые Главою Государства, должны быть ответственны передъ обеими думами и могутъ быть отдаваемы ими подъ судъ.

16. Думе Союзной, какъ представительнице областей, — кроме участия въ общегосударственномъ законодательстве и управленіе, — должно принадлежать въ частности заведываніе государственными имуществами, какъ общимъ всемъ областямъ государства запасомъ; относительно употребленія этого запаса на пользу общую Союзная Дума должна принимать меры, на основаніи изданныхъ совместно съ Госу­дарственною Думою законовъ и по сношенію съ Думами уездными и областными, которыя должны сообщать Союзной Думе о нуждахъ, какія могутъ быть удовлетворяемы изъ упомянутого запаса.

17. Все названный думы должны обязательно собираться въ опреде­ленные сроки на очередныя собранія. На чрезвычайные же собранія эти думы должны созываться по приглашенію соответственныхъ управъ и Наблюдательной Комиссіи или по желанию трети своихъ членовъ. В случае войны или восстанія въ одной изъ областей, Государственная и Союзная Думы должны собираться сами, если ихъ не созоветъ ни Глава Государства, ни Наблюдательная Комиссія, и не расходиться, пока сами о томъ не постановить.

18. Глава Государства можетъ, съ согласія Союзной Думы, распустить Государственную Думу, но въ такомъ случае распускается и Союзная Дума, а въ манифесте о томъ долженъ быть назначенъ и срокъ избранія новыхъ членовъ этихъ думъ; одновременно съ наданиемъ этого манифеста должны собираться областныя думы, которые и должны заседать до собранія новыхъ общегосударственныхъ думъ.

19. Въ случае незаконнаго захвата государственной власти съ чьей бы то ни было стороны, должны собираться по собственному почину областныя думы, которыя и примуть меры къ восстановленію законнаго порядка. Въ такомъ случае войска, расположенныя въ областяхъ, должны подчиняться областнымъ думамъ.

20. Для суда надъ министрами за преступленія по должности, а также надъ членами Государственной и Союзной Думы за государственную измену долженъ собираться Верховный Судъ изъ членовъ уголовнаго департамента Сената и Союзной Думы.

21. Сенаторы должны назначаться пожизненно Главою Государ­ства изъ кандидатовъ, предложенныхъ ему Союзною Думою непременно из лицъ, получившихъ высшее юридическое образованіе и бывшихъ уже членами судебныхъ палатъ, областныхъ или общегосударственныхъ думъ.

22. Думы уездныя и областныя, а также Глава Государства должны иметь право поднимать вопросъ о несогласіи постановленій Государствен­ной и Союзной Думы съ основными законами (уставомъ, конституціей) государства; вопросы эти должны разрешаться Сенатомъ въ общемъ собраніи его департаментовъ.

23. Никакія перемены въ основныхъ законахъ государства не должны быть производимы безъ предварительного согласія двухъ третей голосовъ Государственной и Союзной Думъ и без утвержденія Государственнаго Собора.

24. Государственный Соборъ должен составляться изъ членовъ соединенныхъ Государственной и Союзной Думы, а также изъ нарочитыхъ гласныхъ, выбранныхь областными собраніями въ такомъ количестве, чтобъ число членовъ Союзной Думы и этихъ нарочитыхъ гласныхъ было равно числу членовъ Думы Государственной.

25.Глава Государства долженъ быть обязанъ обнародовать законы, принятые общегосударственными собраніями, и постановленія Сената, лишающая ихъ силы, а также постановленія Государственнаго Собора, наблюдать за исполненіем законовъ и преследовать въ законном порядке ихъ нарушенія.

Примечание. Глава Государства можеть быть наследственный Императоръ, равно какъ и избранный на срокъ Председатель Всероссійскаго Государственнаго Союза. Въ первомъ случае за его действія должны быть ответственны министры, въ порядке, указанномъ въ §§15 и 21, а во второмъ онъ ответственъ самъ въ томъ же порядке.

IV. Изъ вышеизложенныхъ началъ политическаго преобразованія Росс; я должна считать особенно важными: 1) права человека и гражда­нина и 2) самоуправленіе местное, правленіе же всею Россіей посредствомъ центральнаго представительнаго собранія, безъ признанія и обеспеченія этихъ правъ и местнаго самоуправленія, должно считать такъ же мало охраняющимъ свободу вообще и интересы Украины въ частности, какъ и теперешнее устройство Российской имперіи.

V. По осуществленіи вышеизложеннаго или подобнаго плана поли­тическаго преобразованія Россіи въ целомъ или въ важнейшихъ частяхъ его, члены «Вольнаго Союза» должны взять на себя обязанность обратить свои усил; я къ облегченію угнетающихъ теперь жителей россійской Украины общественныхъ тягостей и къ обеспеченію каждому изъ нихъ средствъ жизни и развитія. Для этаго члены «Вольнаго Союза» должны обязаться проводить при помощи свободы и через органы самоуправленія всякія меры направленныя:

1. Къ уменьшенію тягостей военной повинности, впредь пока общія международныя отношенія дадут возможность заменить постоянную армію временно-собираемыми народными ополченіями.

Примечаніе. Между прочим облегченіе тягости военной повинности можетъ быть достигнуто разделеніем ея между общегосударственной арміей и областными ополченіями, при сокращеніи арміи и срока службы въ ней.

2. Къ обращежю всехъ налоговъ въ прямыя подоходныя подати, постепенно увеличивающаяся, сообразно величине дохода плательщика.

Примечаніе. Само собою разумеется, что теперешніе вопіюще несправедливые налоги и поборы: подушные, паспортные, акцизные и т. п. должны быть прежде всегоили уничтожены, или совершенно преобра­зованы.

3. Къ установленію доступнаго каждому обученія въ школахъ низшихъ, среднихъ и высшихъ — съ темъ, чтобъ для детей бедныхъ семей первоначальное обученіе было даровое и сопровождалось пособіями или, въ случае нужды, полнымъ содержаніемъ ученика на общественный счетъ, причемъ более способные ученики были бы подобнымъ же образомъ содержимы и въ среднихъ, и въ высшихъ школахъ.

4. Къ устройству для бедныхъ людей общественныхъ пріютовъ; для детей, больныхъ, увечныхъ и престарелыхъ, а также общественныхъ пенсионныхъ кассъ для потерявшихъ силы и престарелыхъ работниковъ всехъ видовъ полезнаго обществу труда.

5. Къ ограниченію часовъ дневнаго труда, прежде всего женщинъ и детей, — временемъ, при которомъ было бы возможно сохраненіе здоровья и развитіе телесное и нравственное.

Примечаніе. Фабричная работа для недостигшихъ 14-летняго возраста должна быть безусловно запрещена.

6. Къ установление посредническихъ судовъ между хозяевами и рабочими изъ выборных от обеихъ сторонъ.

7. Къ устройству для рабочихъ здоровыхъ жилищъ, къ удешевленію ихъ найма и къ облегченію покупки ихъ семействами и артелями рабочіхъ.

8. Къ предоставленію, по возможности, каждому земледельцу участія въ пользованіи или во владеніи землею и лесом, — посредствомъ раздачи ихъ изъ государственныхъ имуществъ, переселенія на незанятые места, выкупа при кредите и пособіи отъ общественныхъ учрежденій, покупки общественными учрежденіями земель и лесов у частныхъ лицъ.

Примечаніе I. Заключенные, при введеніи Положенія о крестьянахъ 19 февраля 1861 г., договоры, обезземеливающие крестьянъ или давние имъ т. наз. четвертый наделъ, должны быть проверены, съ примененіямъ, въ случае надобности, обязательнаго выкупа.

Примечаніе ІІ. Въ местностяхъ, въ которыхъ совершившіяся съ 1861 г. выкупныя сделки налагаютъ на крестьянъ платежи, высшіе действи­тельной доходности съ земли, выкупные платежи эти должны быть облегчены посредствомъ перенесенія погашенія выкупнаго долга съ спеціальнаго крестьянскаго налога на общегосударственные расходы.

9. Къ возвышенію поземельного дохода и всякаго заработка тру­дящихся людей посредствомъ устройства общественныхъ товарныхъ складовъ, посредствомъ заказовъ всякаго рода подрядовъ на общест­венные нужды прямо земледельцамъ и работникамъ, при руководстве общественныхъ учреждений (преимущественно общинныхъ).

10. Къ поддержке и развитіи громадскаго и товарищескаго землевладенія и арендованія, и всякай другой товарищеской и артельной работахъ.

11. Къ выкупу копей, водъ, лесовъ, железныхъ дорогъ и т. п. въ собственность государства, областей, уездовъ, волостей или общинъ и къ предоставленіи ихъ въ пользованіе населенію, возможно дешевое и съ примененіемъ, по возможности, артельнаго способа добыванія и обработки продуктовъ.

VI. Проведеніе вышеочередныхъ экономическихъ меръ составляеть наименьшее из обязанностей, принимаемыхъ на себя членами «Вольнаго Союза», по установлена въ Россіи начатковъ политической свободы; члены же, которые будутъ считать эти меры недостаточными, могутъ, после этого установленія, безъ нарушенія своего слова, удалиться изъ общества, для действованіая по своему усмотренію.

Заключеніе. После всего сказаннаго цели украинскаго общества «Вільна Спілка», въ настоящее время могутъ быть сжато выражены въ следующихъ словахъ:

I. Цели обще-гражданскія:

а) права человека и гражданина, — какъ необходимое условіе личнаго достоинства и раз­витiя;

б) Самоуправленіе, — какъ основа для движенія къ социальной справедливости.

II. Цель частно-національная:

Политическая свобода, — какъ средство для возвращенія украинской націи въ семью націй культурныхъ.

 

Історія української Конституції. / Упорядники Слюсаренко А., Томенко В. – К.: Видавництво «Право», 1997. – С.65-74.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал