Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Язык деловой переписки
Язык деловой переписки представляет собой периферию официально-делового стиля. Наряду с регламентированными письмами, сегодня все шире входят в практику делового общения нерегламентированные деловые письма, наряду с официальными – полуофициальные (поздравительные, рекламные), в которых соотношение экспрессии и стандарта меняется то в одну, то в другую сторону. Несомненно, официально-деловой стиль претерпел существенные изменения. Его формирование теснейшим образом связано с формированием и развитием русского государства, поскольку сфера регулирования правовых и хозяйственных отношений создала потребность в выделении специальной функциональной разновидности литературного языка. Регулирование отношений между людьми, учреждениями, странами требовало письменных свидетельств, актов, документов, в которых постепенно сформировались черты официально-делового стиля. Итак, язык деловой переписки отличает: ● высокая степень использования терминов: – юридических (собственник, закон, регистрация, собственность, приемка объектов, передача объектов, акт, приватизация, падение, аренда, выкуп, личное дело); – экономических (дотация, затраты, купля-продажа, бюджет, расход, доход, платеж, смета, статьи бюджета, расходная часть бюджета); – экономико-правовых (погашение кредита, секвестирование, права собственности, срок реализации товара, сертификат качества); ● именной характер речи, выражающийся в высокой частотности отглагольных существительных: погашение кредита – погасить кредит, решение вопроса – решить вопрос, использование кредита – использовать кредит, отгрузка товара – отгружать товар, отсрочка платежа –- отсрочить платеж; ● в высокой частотности отыменных предлогов и предложных сочетаний: в отношении к, в силу, в связи, в соответствии, в счет, в ходе, в целях, по мере, по линии, по истечении, по причине, при наличии, при содействии, при условии, применительно к, согласно, соответственно (чему); ● стандартизация лексической сочетаемости: сужение значения слов объясняет ограничение лексической сочетаемости слов, появление так называемой регламентированной сочетаемости: контроль возлагается, сделка заключается, платеж производится, счет выставляется (или оплачивается), цена устанавливается, право предоставляется; позиции бывают конструктивными/неконструктивными; деятельность успешной; необходимость настоятельной; скидки значительными; разногласия существенными/несущественными; ● стандартизация синтаксических единиц (предложения, словосочетания), которые не составляются, а как формула воспроизводятся в тексте документа, закрепляющего соответствующую ситуацию социально-правовых отношений: в установленном порядке; в соответствии с принятой договоренностью; в порядке оказания технической помощи; в случае невыполнения долговых обязательств; договор вступает в силу со дня подписания; жалобы подаются в установленном законом порядке; поставка производится автотранспортом; ● формально-логический принцип текстовой организации, выражающийся в дроблении основной темы на подтемы, рассматриваемые в пунктах и подпунктах, на которые графически дробится текст и которые обозначаются арабскими цифрами: 1. Предмет договора 1.1. Исполнитель берет на себя обязанности по снабжению заказчика центральным отоплением и водоснабжением. 1.2. Заказчик своевременно оплачивает предоставленные услуги; ● отсутствие эмоциональности, узкий диапазон речевой экспрессии; ● максимальная степень этикетных требований, выражающаяся в обилии этикетных знаков, этикетных текстов (поздравление, соболезнование, благодарность). Составитель документа должен знать: основные черты официально-делового стиля (т.е. требования, предъявляемые к языку документа); арсенал устойчивых формул и правила их использования в том или ином жанре деловой письменной речи; характеристики жанров и их привязанность к той или иной ситуации делового общения. ● Составитель документа должен уметь: адекватно использовать речевые средства в тексте при соблюдении языковых норм; грамотно составить проект документа и (или) отредактировать его.
|