Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Посадское население.






Неоднократно замечено, что ряд авторов, говоря о городском населении, понимают под ними именно жителей посада.

Окончательное сформирование такой сословной группы, как,, посадские люди“ приходится именно на середину XVII столетия. В обязанности этого сословия лежали несения тягла - различные денежные и натуральные платежи в пользу государства, и различного рода повинностей. Т.е. они являлись источниками пополнения денег в казну и людских ресурсов, контингента для увеличения числа служилых по прибору и привилегированного купечества.[54] Принято разделять городское население на две основные категории: неподатное и податное. К первым относились служители местных органов власти, духовенство, различного рода государевы служилые люди. Ко вторым же относились лично свободные горожане и несвободные крепостные люди, к которым причислялись дворовые люди, архиерейские и монастырские служители и, наконец, бобыли. При этом, они не имели возможности покинуть, выйти из своего зависимого населения.[55]

Как уже говорилось ранее, в зависимости от специфики региона, население могло тяготеть к различным группам. Так, вполне могло быть, что подавляющее большинство населения посада считались неподатными. Такую картину мы можем наблюдать, в первую очередь, в приграничных городах, преимущественно южных, имевшие военные значения. Основное ее населения составляли поселившиеся здесь служилые люди, в процентном отношении их численность могла достигать 60 % от общего числа жителей посада и даже больше.[56] Однако, число военных зависело не только на основании этого фактора. Известно, что на протяжении всего XVII Россия вела достаточно активную внешнюю политику, при этом ее направления довольно часто менялись. И это, в какой-то мере, определенным образом влияло на состав городского населения. Так, в 30-х годах, когда от западных границ еще исходила опасность, в городах запада страны проживало достаточно большое количество служилых людей. Но в 70-х годах, когда государство стало ориентироваться преимущественно на южном направлении, мы застаем совсем другую картину. Во всех этих городах наблюдаются достаточно ощутимое снижение численности военных. В некоторых из них служилых людей остаются лишь считанные единицы (хотя стоит заметить, что их численность в,, военные” годы едва превышало несколько десятков). А в Суздале, например, военных и вовсе не осталось.[57]

В городах, находящихся на достаточном удалении от границы, уже наблюдается перевес торгово-промышленных людей. Но это вовсе не означает преобладания в них податного населения. Дело в том, что достаточно ощутимую прослойку обитателей посада составляли так называемые служилые ремесленники, чья деятельность была направлена на удовлетворении государственных нужд. Судя по всему, это была одной форм личных повинностей посадского населения, к которым они могли быть привлечены в мирное время. В состав этой группы входили преимущественно кирпичных, каменных, плотничьих и кузнечных дел мастера, привлекавшиеся, главным образом, для строитель-ства городских укреплений и общественных зданий, нередко, столичных. В таком случае, для привлечения дополнительных мастеров, издавался указ, по которому их высылали из родных мест в Москву.[58] Похоже, служилым ремесленником становился только настоящий специалист своего дела, поскольку одного занятия ремесленным трудом было недостаточно для освобождения от тягла. Принцип, по которому человек причислялся к этой категории населения, судя по всему, был схож с процедурой причисления успешного торговца к привилегированному купечеству. Кроме освобождения от тягла, которая давалась всей категории служилых людей, эти ремесленники освобождались ото всех других форм личной повинности, имели определенные послабления в суде и т.д.[59] Кроме того, они могли получать денежное вознаграждение за свой труд, носивший, правда, скорее характер жалованья.[60]

На выходе получается, что,, черных” дворов, тех самых, где жило податное население, было не так уж и много, по крайней мере, они не составляли подавляющего большинства. В основу взаимоотношения их обитателей, похоже, легла община, причем Лаппо-Данилевский называет ее тягловой, поскольку люди, на основании своего положения, осознавали свое единство, что, однако, не мешало дроблению тяглых дворов на так называемых тягловых союзов, а самих тяглецов, на лучших, середних и молодших людей.[61] Достаточно значимый прирост податного населения пришелся на середину XVII века, и связано это было с ликвидацией,, белых слобод”. Достаточно длительный период времени взаимоотношения между последним и посадом можно было охарактеризовать как враждебный. Поскольку,, белые” дворы освобождались от обложения, то достаточно множества людей хотели,, перебежать” в эти слободы. Немало этому способствовали и сами белопоместцы, приманивая людей из посада в свои владения. Получило достаточно широкое распространение практика,, закладничества”, когда человек, фактически, отдавал себя под покровительство своему новоприобретенному хозяину. Потеря каждого человека становилась ощутимой потерей для посада, поскольку не только ухудшалась ее платежеспособность, но и значительно затрудняла платежи. Ведь даже если человек покинул посад, то оставшиеся жители все равно приходились платить за него. И вполне естественно, что при составлении Уложения наиболее настойчиво раздавались требования посадского населения ликвидировать,, белые слободы“. И на это раз правительство пошло им навстречу.

По Соборному Уложению, теперь все бывшие земли этих слобод причислялись к остальному посаду, а ее обитателей – к тягловому населению, при этом, главным критерием для их зачисления в число податных людей стало занятие торговлей и ремеслом.[62] Та же самая участь ждала и жителей близлежащих частновладельческих сел и деревень. Хотя, у них была и возможность,, откупиться”. Для этого им надо было продать свои торговые лавки посаду, и тогда они становились свободны от тягла.[63] Так или иначе, но отныне по Соборному Уложению занятия торговлей и ремеслом становятся монопольным правом только жителей посада.[64] Однако это вовсе не привело к полной ликвидации белопоместных поселений. В Уложении имелись определенные лазейки, допускавшие при определенных обстоятельствах существования,, белых слобод”, принадлежавшим очень крупным землевладельцам. И даже во второй половине столетия эти слободы вели достаточно оживленную торгово-промышленную жизнь.[65]

Попасть в тягло мог и свободный человек, в случае его женитьбы на вдове тяглеца. Хотя по Уложению разрешалось тяглым посадским людям проживать там, где они ожились, данное положение не коснулось достаточно многочисленной группы населения. В первую очередь, насильственному возвращению на посад подвергались скрывавшиеся в слободах, которые принадлежали духовенству и дворянам. Сыску подлежали и закладчики, проживавшие в вотчинах и поместьях.[66] К посаду причислялись и значительное число служилых по прибору. Так, называются пушкари, казаки, солдаты, затинщики, воротники, кузнецы и ямщики. И всей этой категории населения категорически запрещалось покидать пределы посада, к которому они были приписаны. Однако, если человек возвращался из плена, то он и его дети не несли тягло и могли выбирать себе место, где смогут обосноваться.[67] Таким образом, намечалась достаточно интересная тенденция в развитии русского города: при увеличении числа податного населения, сама численность горожан уменьшался.[68]

Какими же видами платежей они облагались?

Выделяются следующие виды сборов, которые, в то или иной мере, падало на все население:

- стрелецкий хлеб (деньги)

- ямские деньги

- полоняничные деньги

Кроме вышеназванных видов платежей правительство в разные годы, особенно во второй половине XVII века прибегали к различными видами чрезвычайных налогов, как следствие многочисленных войн и растрат на нее. Причем, судя по всему, эти сборы носили характер займа у населения.[69] В основу системы налогообложения лежал принцип,, живущей чети”, действовавший уже на протяжении двадцати лет, где единицей сохи считалась уже не земля, а двор.[70] В ней имелись льготные условия, дававшее временное освобождение от податей или ее замену на более легкие виды повинностей давался человеку или целому поселению, в зависимости от степени разорения земли или финансовой несостоятельности лица. Естественно, такая система породила достаточно благодатную почву для людей, стремившиеся избежать обложения, причем обманом не брезговали и крупные землевладельцы, утаивавшие от властей тяглых людей.[71]

Итак, рассмотрение сборов мы начнем с,, полоняничных денег”. Как мы видим, название данного вида платежей произошло от слова,, полон”, т.е. плен. Целью взимания этих денег с населения было выкуп пленных из Крыма. Как мы помним, на протяжении нескольких столетий южные окраины оставались опасным участком границы, откуда на север происходили многочисленные набеги крымчаков, с целью захвата пленных и последую-щей продажи в их рабство. С целью противодействия их набегам, правительство проводило активное строительство ряда укреплений вдоль южных границ, получившие название засечных черт. Однако порой врагам удавалось прорвать эти укрепления, и тогда в плен к ним попадали до несколько десятков тысяч людей, что приводило к большим потерям в людских ресурсах страны. И потому, желание правительства выкупить пленных была очевидна. Для этой цели и собирались,, полоняничные” деньги, по Уложению ставшим постоянным видом платежей[72], а затем, уже в конце XVII века, слился с ямскими деньгами. Последние, как уже можно понять из названия, отправлялись на содержания ямской службы, при этом, они были не менее тяжелыми и обременительными для населения. Принято разделять эти платежи на малые и большие ямские деньги, причем их ставки год от года только увеличивались.

Стрелецкий хлеб, или вернее, деньги, отправлялись на содержания стрелецкого войска, при этом, его распределение между различной категорией населения было неодинаковым. В одном районе страны платили больше, в других меньше. Основная тяжесть этой подати лежала на дворы, принадлежавшие духовенству, меньше всего его платили жители дворцовых сел. Жители посада же находились ровно посередине этих двух групп. А с 1673 года они вместо натуральных платежей стали уплачивать деньгами, размер которого достигал 2 рубля за юфть хлеба.[73] Поэтому, можно предположить, что в середине столетия среди посадского населения все же преобладал натуральный сбор, хотя в Уложении уже оговаривается, что часть денежных доходов посадского населения уходит на содержание ратных людей.[74] Правда, в середине столетия правительство попыталось заменить эти прямые налоги на ряд косвенных. Так, убрав стрелецкие и ямские деньги, власть ввела в 1648 пошлину на соль. Что последовало за этим, думаю, не трудно догадаться.

Однако, не только платежами была тяжела жизнь тяглового человека. На него падали также многочисленные виды повинностей, которые ему приходилось нести в пользу государства.

Ямская повинность, судя по всему, имела две разновидности ее выполнения. Первая заключалась в сборе со всего посада денег для найма человека на работу ямщика. Во втором случае уже предполагался набор на эту должность из числа населения, при этом, они же обязаны были обеспечить ямщику всем необходимым для его работы и помогать ему во всем, от поддержания путей в приемлемое состояние до обеспечения едой должностному лицу во время его остановки. И все это – за счет самих горожан, [75] а если они и получали кое-какие жалования за свою работу, то их размеры были незначительны. Сама работа ямщика была достаточно тяжелой. Вряд ли кому принесет удовольствие долгие разъезды на далеких расстояниях по неблагоустроенным дорогам. Довольно часто бывали случаи злоупотребления путешественников, чьи прихоти, фактически, порой нарушали работу ямщика. При этом, в обязанности населения также входили срочное предоставление в военное время подвод для нужд армии.[76] Но куда более тяжелым и обременительным выглядели городовое и острожное дело, когда жители города должны были содействовать или участвовать в строительстве городских укреплений и даточных людей для этого набирали везде, ото всех тяглых дворов и всех возможных категорий податного населения. Поводом для начала работ могли быть инициированные царем проверке, выявившие неудовлетворительные состояния укреплений или же челобитные самих жителей. Ход работы контролировал представитель местной администрации, в основном, воевода. Если город имел очень важное значение для региона, то к работе могли привлекаться жители из других уездов.[77] Их старались проводить летом, поскольку весной и осенью основное население было занято земледельческими трудами. Зима же было удобным временем для доставки необходимых материалов. Работников выбирало само население, как и в других видах повинностей, за свою работу они получали оплату.[78]

Если городовое дело выполнялось практически всем тяглым населением, то по отношению ратного дела мы снова видим неравномерность его распределения между различными слоями населения. Что касается посадского населения, то по данным Лаппо-Данилевского, даточных людей для службы,, поставляли……с менее значительного числа дворов, чем помещики, вотчинники и дворцовые села”[79]

Брались преимущественно люди средних лет, при этом наибольшее предпочтение отдавались уже опытным в ратных делах людях. Явиться они, судя по всему, должны были в своем снаряжении и вооружении, за свое пребывание в армии они получали жалование не от государства, а от общины. Они же и поставляли им провизию. Община несла полную ответственность за своего даточного человека. Если он сбежал из армии, то его должен был сменять другой человек из той же общины.[80] Беглеца же, в случае его поимки, подвергали избитием кнутом и высылкой обратно на службу, которая, к слову сказать, была достаточно тяжелой и непривычной для человека. В некоторых случаях имелись и факты сбора даточных лошадей[81], но это уже скорее из области экзотики и правительство прибегала к этому лишь в крайних случаях.

Как мы видим, наравне со всеми остальными категориями податного населения, на жителей посада также выпали основные тяжести обложения и несения повинностей. Но иногда определенная их часть получала привилегии, которая если не освобождала их от этих обязанностей, то по крайней мере облегчала им жизнь. Политика выдачи жалованных грамот не обошла стороной и посадское население, как и в случае с привилегированным купечеством, выдавались определенному лицу или же посадской общине и ремесленным корпорациям.[82] Льготы, которые давались в грамотах значительно отличались от тех, которые получали купечество. Если он давался конкретному лицу, то он мог рассчитывать максимум на две льготы, преимущественно личного, бытового характера, например, наличие возможности варить у себя пиво и т.д. На большее число льгот можно было рассчитывать, только если человек состоял в каком-нибудь объединении. Так, среди привилегий, которые получили московские ткачи, были освобождение от тягла, были подсудны только царю т.д.[83] Однако, такие льготы были скорее исключениями и положение посадского населения по-прежнему оставались тяжелыми.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал