Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Занятие № 18
Тема: «Взаимосвязь обменов. Контрольная работа теме «Азотистый обмен». 2. Форма организации занятия: лабораторное занятие. 3. Значение изучения темы: изучение темы позволяет понять, что существует относительная взаимозаменяемость белков, углеводов и липидов как главных компонентов пищи, объясняет механизмы компенсации обменов при голодании, т.е образование одних веществ за счет эндогенных резервов других. 4. Цели обучения: - общая: Обучающийся должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): (ОК-1); (ОК-5). Обучающийся должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): (ПК-2); (ПК-3); (ПК-4); (ПК-5); (ПК-9); (ПК-17); (ПК-31); (ПК-32). - учебная: знать: - Обмен белков, жиров, углеводов. - Основные методы выделения и идентификации генетического материала. уметь: - Показать тесную взаимосвязь между обменными процессами. -Показать роль важнейших метаболитов углеводного, липидного и белкового обменов в образовании одних групп веществ из других. - Показать роль цикла Кребса во взаимосвязи обменов. владеть: - Культурой мышления, способностью к обобщению, анализу и восприятию информации. - Умением аргументированно и ясно строить устную и письменную речь. 5. План изучения темы: 5.1. Контроль исходного уровня знаний: ТЕСТЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ 1. АМИНОКИСЛОТА, НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ СИНТЕЗА ФОСФОЛИПИДОВ 1) аланин 2) валин 3) серин 4) глутамин
2. ГЛИЦЕРОЛ-3-ФОСФАТ ЯВЛЯЕТСЯ ОБЩИМ МЕТАБОЛИТОМ В ОБМЕНЕ 1) глицерина и глюкозы 2) глицерина пуриновых азотистых оснований 3) глицерина и пиримидиновых азотистых оснований 4) жирных кислот и глицерина
3. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ МЕТАБОЛИТ ЛИПИДНОГО ОБМЕНА 1) ацил-КоА 2) глюкозо-6-фосфат 3) ацетил-КоА 4) пируват
4. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ МЕТАБОЛИТ УГЛЕВОДНОГО ОБМЕНА 1) ацил-КоА 2) глюкозо-6-фосфат 3) ацетил-КоА 4) пируват
5. ПРИ ГОЛОДАНИИ ГЛЮКОЗА ОБРАЗУЕТСЯ ИЗ 1) жирных кислот 2) аминокислот 3) холестерина 4) ацетил-КоА Основные понятия и положения темы Взаимосвязь различных видов обмена веществ: 1. Взаимосвязь белкового и углеводного обменов: связующим звеном является ЦТК. Переход от белков к углеводам начинается с того, что белки гидролизуются до аминокислот, которые дезаминируются, а выделившиеся кетокислоты (пируват, α -кетоглутарат, оксалоацетат) вступают в ЦТК и через пируват включаются в ГНГ с образованием углеводов. Однако белки – это более ценные для организма соединения, поэтому их превращение в углеводы не происходит в больших масштабах. 2. Взаимосвязь обмена углеводов и липидов: Связующим звеном в превращении углеводов в липиды является ацетил-КоА, который образуется из пирувата – конечного продукта гликолиза – и представляет собой исходное соединение для синтеза высших жирных кислот, стеролов. Однако ацетил-КоА не может переходить в пируват, но α -глицерофосфат может метаболизироваться до пирувата. 3. Взаимосвязь белкового и липидного обменов: один из основных продуктов расщепления липидов – ацетил-Коа, включаясь в ЦТК, образует кетокислоты, аминирование которых дает аминокислоты. Глицерин в результате длинной цепи превращений через глицеральдегидфосфат метаболизируется до пирувата, который участвуе в синтезе заменимых аминокислот. Продукты дезаминирования аминокислот через ЦТК и другие метаболические процессы образуют пируват, при окислительном декарбоксилировании которого возникает ацетил-Коа – исходное соединение для синтеза жирных кислот и других компонентов липидов. Жирные кислоты в аминокислоты никогда не превращаются. 4. Взаимосвязь обмена углеводов и нуклеотидов: в ПФП образуется риозо-5-фосфат, который необходим для образования всех нуклеотидов. 5. Взаимосвязь обмена белков и нуклеотидов: для синтеза азотистых оснований используются аспартат, глицин, глутамин. Обратные реакции невозможны: пурины не распадаются до аминокислот, продуктом катаболизма пиримидинов являются β -аналин и β -аминоизомасляная кислота, но это β -аминокислоты, поэтому на синтез белка они пойти не могут. 5.3. Самостоятельная работа по теме: Теоретический материал занятия может быть рассмотрен в форме конференции. Сценарий проведения конференции: На занятии: 1. Преподаватель делит группу на несколько подгрупп. В каждой подгруппе он назначает докладчика, референта и оппонентов. 2. Докладчики в течение 25-30 минут готовят доклады по заданной теме. Доклад не должен быть полным пересказом лекции, это скорее должен быть результат сравнительного анализа. 3. Остальные студенты подгрупп готовят вопросы и повторяют материал. 4. Докладчики делают доклады, оппоненты задают вопросы (5-12 вопросов). 5. Референты оценивают качество докладов и работу оппонентов. 6. Преподаватель оценивает работу всех студентов, обращает внимание на допущенные ошибки и на важные вопросы, которые не были освещены в докладах и обсуждениях.
5.4. Итоговый контроль знаний: - вопросы по теме занятия: 1. Приведите схему превращения углеводов в жиры и наоборот. 2. Какова роль углеводов в липогенезе в печени и жировой ткани? 3. Какова роль углеводов в развитии ожирения, атеросклероза и кетоацидоза? 4. Как связаны обмен углеводов и обмен белков? 5. Как связаны обмен белков и обмен липидов? 6. Какое значение в обмене веществ имеет обмен нуклеиновых кислот? 7. Роль цикла Кребса во взаимосвязи обменов. 8. Какие методы выделения ДНК вы знаете? - вопросы рубежного контроля: 1. Нуклеиновые кислоты, строение, виды, значение; 2. Переваривание нуклеопротеинов в ЖКТ; 3. Катаболизм пуриновых азотистых оснований. Назовите продукты и пути их использования. 4. Подагра. Биохимические пути лечения этой болезни; 5. Синтез пуриновых нуклеотидов; 6. Катаболизм пиримидиновых нуклеотидов; 7. Синтез пиримидиновых нуклеотидов; 8. Репликация; 9. Транскрипция; 10. Генетический код, его свойства; 11. Трансляция; 12. Регуляция синтеза белка путем воздействия на оперон на примере лактозного гена; 13. Гормональная регуляция синтеза белка; 14. Хромопротеины, представители хромопротеинов; 15. Строение и значение гемоглобина; 16. Распад гемоглобина? Какие вещества при этом образуются? Какова их дальнейшая судьба? 17. Формы билирубина, их характеристика; 18. Желтухи, виды желтух и их биохимическая диагностика; 19. Функции белков плазмы крови; классификация белков плазмы. 20. Альбумины, функции. Гипоальбуминемия, причины;. 21. Глобулины, функции; 22. Характеристика транспортных глобулинов: трансферрина, церулоплазмина; гаптоглобина, гемопексин; 23. Источники ферментов плазмы крови, значение в диагностике болезней; 24. Белки острой фазы; 25. Взаимосвязь между отдельными видами обмена веществ; 26. Остаточный азот крови, компоненты, виды гиперазотемии.
- ситуационные задачи: 1. После введения голодающим крысам глутамата и аспартата концентрация глюкозы в крови животных увеличилась. С чем это связано? Напишите схему использования безазотистых остатков аминокислот при снижении уровня глюкозы в крови.
2. Животные длительное время получали только белковую пищу. Снижения глюкозы в крови при этом не отмечалось. Объясните результаты опыта. Напишите схему процесса, поддерживающего уровень глюкозы в крови при углеводном голодании; укажите нормальную концентрацию глюкозы в крови.
3. После внутривенного введения животным N15-аспартата радиоактивная метка появляется в составе нуклеиновых кислот. Какие атомы пуриновых и пиримидиновых оснований будут содержать метку? Напишите схемы соответствующих реакций.
6. Домашнее задание для уяснения темы занятия (см. контрольные вопросы, тестовые задания и ситуационные задачи занятия №19). 7. Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой: Предлагаемые темы рефератов: 1. Методы выделения ДНК. Расщепление с помощью рестриктаз; 2. Идентификация специфических последовательностей. Блот-гибридизация; 3. Установление первичной структуры ДНК-фрагментов (секвенирование ДНК); 4. Получение рекомбинантных ДНК. ПЦР (полимеразная цепная реакция); 5. ДНК-диагностика; 6. Генная терапия. Рекомендуемая литература: 1. Глик Б., Пастернак Дж. Молекулярная биотехнология, 2002. 2. Евтушенков Е.Н., Фомичев Ю.К. Введение в биотехнологию: Курс лекций, 2002. 3. Юров Г.К., Народицкий Б.С., Юров К.П. конструирование и использование ДНК-вакцин, 1998. 4. Богнов Н.П. Клиническая генетика, М., «Гэотар-Мед», 2004. 5. Гебишев Н.В., Гринева Г.Г., Казар М.В., Гуленков С.И. Биология, 2005.
|