Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Занятие №19. 1. Тема: «Характеристика и биологическое значение витаминов».
1. Тема: « Характеристика и биологическое значение витаминов». 2. Форма организации занятия: лабораторное занятие. 3. Значение изучения темы: Витамины - важнейшая группа незаменимых пищевых факторов. Концентрация витаминов в тканях и суточная потребность в них невелики, но при недостаточном поступлении витаминов в организм наступают характерные и опасные патологические изменения, так как витамины являются составными частями сложных ферментов или действуют самостоятельно через белки - рецепторы и таким образом участвуют в метаболизме. Знание биологической роли жирорастворимых витаминов необходимо для понимания нарушения обмена веществ при гипо- и гипервитаминозах этих витаминов. 4. Цели обучения: - общая: Обучающийся должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): (ОК-1); (ОК-5). Обучающийся должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): (ПК-2); (ПК-3); (ПК-4); (ПК-5); (ПК-9); (ПК-17); (ПК-18); (ПК-31). - учебная: знать: - Определение витаминов, их классификацию. - Отличия жирорастворимых витаминов от водорастворимых. - Структуру жирорастворимых витаминов и их провитаминов. - Источники и суточную потребность в витаминах А, Д, Е, К. -Биологическую роль жирорастворимых витаминов в процессе световосприятия (витамин А), регуляции фосфорно-кальциевого обмена (витамин Д), свертывании крови (витамин К), антиоксидантной защите (витамин Е). - Основные симптомы гипо- и гипервитаминозов данных витаминов. уметь: - Провести качественные реакции на жирорастворимые витамины. - Объяснить механизмы образования витаминов А и Д из провитаминов. -Объяснить основные клинические и биохимические признаки гипо- и гипервитаминозов данных витаминов. - Указать антивитамины К и объяснить, в каких случаях их применяют. - Указать суточную дозу витаминов А, Д, Е, К. владеть: - Навыками лабораторного дела. 5. План изучения темы: 5.1. Контроль исходного уровня знаний: ТЕСТЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ
1. В РЕАКЦИЯХ ГИДРОКСИЛИРОВАНИЯ УЧАСТВУЮТ 1) аскорбиновая кислота 2) НАДН 3) ФАДН2 4) ФМНН2
2. АКТИВНАЯ ФОРМА ВИТАМИНА В1 ОБРАЗУЕТСЯ ПУТЕМ 1) метилирования 2) гидроксилирования 3) фосфорилирования 4) гидрирования
3. ВИТАМИН В2 В ФОРМЕ ФМН НЕОБХОДИМ ДЛЯ РАБОТЫ 1) цикла Кребса 2) пентозофосфатного пути 3) дыхательной цепи 4) β -окисления жирных кислот
4. ПРИ ЛЕЧЕНИИ ТУБЕРКУЛЕЗА ФТИВАЗИДОМ ВОЗМОЖНО ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГИПОВИТАМИНОЗА В6 1) из-за поврежденной микрофлоры кишечника 2) из-за модификации В6 3) из-за затруднения всасывания 4) из-за разрушения витамина
5. В СОСТАВ HS-KOA ВХОДИТ 1) РР 2) В2 (в форме ФМН) 3) фолиевая кислота 4) пантотеновая кислота 5) глюкокортикостероидов
Основные понятия и положения темы Витамины – это низкомолекулярные органические соединения, необходимые для нормальной жизнедеятельности организма в небольших количествах, поступающие извне полностью или частично. Уменьшение поступления витаминов вызывает болезни витаминной недостаточности: гиповитаминоз и авитаминоз. Избыточное накопление в тканях витаминов называют гипервитаминозом. Описано 4 крупныхавитаминоза: - рахит (Д) - цинга (С) - пеллагра (РР) - бери-бери (В1) Витаминная недостаточность может быть экзогенной и эндогенной или вторичной. Основные причины гипо- и авитаминозов: экзогенные, эндогенные. Возрастные особенности: Причины витаминной недостаточности у детей: 1) недоношенность 2) искусственное вскармливание 3) длительное вскармливание одним грудным молоком без прикорма 4) прием противоинфекционных средств 5) заболевания ЖКТ 6) одновременное назначение некоторых лекарст нарушающее всасывание витаминов или вызывающее их ускоренное выведение. Основой профилактики гиповитаминозов является диета, сбалансированная с учетом физиологических потребностей в витаминах Классификация витаминов: 1. Жирорастворимые: А, Д, Е, К, F. 2. Водорастворимые: В1, В2, В3, В5, В6, В9, В12, Н и С. 3. Витаминоподобные вещества. По суточной потребности различают 3 группы витаминов: 1. от 20 до 100 мг – С, Р, Е, В5 2. от 2 до 5 мг – А, В1, В2, В6 3. менее 1 мг – В12, Д, Н, К. 5.3. Самостоятельная работа по теме:
|