Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Занятие №21
Тема: «Регуляция водно-минерального обмена». 2. Форма организации занятия: лабораторное занятие. 3. Значение изучения темы: Вода в организме имеет большое значение. Длительное отсутствие поступления воды в организм вызывает смерть. То же самое можно сказать и о минеральных веществах. Поэтому знания о роли воды и минеральных веществ являются обязательными в плане подготовки врача. 4. Цели обучения: - общая: Обучающийся должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): (ОК-1); (ОК-5) Обучающийся должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): (ПК-2); (ПК-3); (ПК-4); (ПК-5); (ПК-9); (ПК-17); (ПК-18); (ПК-31); (ПК-32). - учебная: знать: - Источники воды. Содержание воды в зависимости от возраста. - Функции воды. - Регуляция водного обмена вазопрессином. - Функции минеральных веществ. - Регуляцию натрия, хлора и кальция гормонами. уметь: - Определять содержание ионов колориметрическим методом. - Интерпретировать полученные результаты. владеть: - Навыками лабораторного дела. 5. План изучения темы: 5.1. Контроль исходного уровня знаний: ТЕСТЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ
1. ПРИЧИНОЙ ГИПОКАЛЬЦИЕМИИ ЯВЛЯЕТСЯ 1) гипофункция парафолликулов щитовидной железы 2) гиперфункция парафолликулов щитовидной железы 3) избыток витамина Д 4) гиперпаратиреоз
2. ПРИЧИНОЙ ГИПЕРФОСФАТЕМИИ СЛУЖИТ 1) гиперпаратиреоз 2) минерализация костей 3) гипертиреоз 4) гипопаратиреоз
3. ПРИЧИНА САМОПРОИЗВОЛЬНЫХ ПЕРЕЛОМОВ КОСТЕЙ - ЭТО 1) повышение секреции паратгормона 2) повышение секреции кальцитонина 3) гипервитаминоз Д 4) сахарный диабет
4. ПРИ УМЕНЬШЕНИИ ВОДНОГО БАЛАНСА НА 10% ПО СРАВНЕНИЮ С НОРМОЙ 1) человек погибнет 2) изменений не произойдет 3) развивается угрожающее жизни состояние 4) будет наблюдаться возбуждение
5. ГЛАВНЫЙ МАКРОЭЛЕМЕНТ ОРГАНИЗМА – ЭТО 1) кальций 2) натрий 3) магний 4) хлор Основные понятия и положения темы Вода – одно из самых замечательных веществ по своим физико-химическим свойствам. Вода обязательный спутник жизни: нет ни одного известного нам организма, который мог бы обходиться без нее. Большое количество воды внутри и вне клеток указывает на необходимость ее для процессов жизнедеятельности организма. Функции клеток зависят от общего количества внутриклеточной и внеклеточной воды, от обводнения субклеточных структур, от водного микроокружения макромолекул. Содержание воды в теле человека и распределение ее внутри и вне клеток зависит от возраста. Нарушение водного баланса клеток организма приводит к тяжелым последствиям, вплоть до его гибели. С обменом воды тесно связан минеральный обмен. Живые организмы содержат, чуть ли не все элементы периодической системы. Минеральные вещества вместе с водой создают среду, в которой протекают все обменные процессы в клетках. С минеральными веществами связаны все биоэлектрические и электрофизиологические явления в организме. Минеральные вещества обеспечивают осмотическое давление. Они выполняют многие другие функции. Нарушение минерального обмена также приводит к тяжелой патологии. Возрастные особенности: Наибольшее содержание воды имеет место в тканях эмбрионов (2-х месячный плод – 97%, 3-х месячный – 94%, 4-х месячный – 92%, 5-ти месячный – 85%), к моменту рождения достигает 75-80%. У недоношенных детей содержание воды в тканях выше, чем у доношенных. У детей, получающих преимущественно углеводную пищу, заметно повышается гидрофильность тканей. Жировая ткань, наоборот, очень бедна водой. Поэтому у детей с хорошо развитым подкожно-жировым слоем воды в организме содержится относительно меньше. У новорожденных имеет место физиологическая убыль веса, связанная с уменьшением содержания воды за счет потери воды через легкие и кожу, экскреции ее с мочой и меконием, а также преобладанием катаболических процессов (распад углеводов и белков). Абсолютная потребность в воде увеличивается по мере роста ребенка, в то же время потребность в воде, рассчитанная на кг веса, уменьшается с возрастом. У маленьких детей преобладает внепочечное выведение воды, главным образом с выдыхаемым воздухом. Объем жидкости, выводимой почками, с возрастом увеличивается, а при расчете на кг веса эта величина уменьшается по мере роста организма. Роль минеральных веществ в развитии ребенка.
Концентрация натрия в крови мало изменяется в зависимости от возраста и колеблется в пределах 135-152 мэкв/л. Содержание хлора в крови находится в пределах 9, 6-18 мэкв/л во всез возрастных периодах, а также концентрация калия 4-5, 5 мэкв/л. В то же время содержание неорганического фосфата изменяется с возрастом (новорожденные – 3, 5 мэкв/л, грудные дети – 3, 2 мэкв/л, взрослые – 1 мэкв/л. Потребность в электролитах у детей раннего возраста покрывается за счет материнского молока. Уже через несколько месяцев растущему организму необходимо дополнительное введение с прикормом таких минеральных веществ, как кальций, калий, фосфор, железо и др. Важная роль минеральных веществ состоит в их пластической функции, образовании ферментов, гормонов и других биологически активных веществ. 5.3. Самостоятельная работа по теме:
|