Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Определение активности щелочной фосфатазы по фосфору.⇐ ПредыдущаяСтр 35 из 35
Принцип метода. Фосфатаза крови расщепляет b-глицерофосфат натрия с освобождением неорганического фосфора. Мерой активности фермента служит количество освободившегося фосфора. Ход работы. В пробирку с 2, 5 мл глицерофосфатного буфера рН 8, 6 добавляют 0, 5 мл сыворотки и помещают ее в термостат при 370С на 30 мин (опытная проба). В конце инкубации готовят контрольную пробу, в которой смешивают 2, 5 мл буфера и 0, 5 мл сыворотки. Затем в обе пробирки добавляют по три мл 10% р-ра ТХУ и центрифугируют 5 мин при 3000 об/мин. Центрифугат осторожно сливают в чистые пробирки и добавляют к нему по 1 мл 5% р-ра молибдата аммония и 1мл 1% р-ра аскорбиновой кислоты. Через 15 мин колориметрируют опытную пробу против контроля при красном светофильтре в кювете толщиной 1 см. Количество неорганического фосфора определяют по калибровочному графику. Активность фосфатазы выражают в мг неорганического фосфора, образующегося под действием фермента в 100 мл сыворотки (единицы Боданского). Для этого используют формулу: А=С*200, где А – активность фосфатазы в единицах Боданского, С – концентрация фосфора, определенная по графику, 200 – коэффициент пересчета на 100 мл сыворотки. Норма активности щелочной фосфатазы у детей – 5-15 единиц, у взрослых – 2-5 единиц. Диагностическое значение определения активности щелочной фосфатазы в сыворотке крови. Увеличение активности щелочной фосфатазы является одним из признаков рахита, причем степень гиперфосфатаземии зависит от тяжести заболевания. Значительное увеличение активности щелочной фосфатазы наблюдается при остеомаляции, при деформирующей остеодистрофии и при первичном гиперпаратиреоидизме. При механических желтухах активность фермента превышает нормальное значение в 5-10 раз; умеренная гиперфосфатаземия является одним из ранних признаков метастазов злокачественных новообразований. Резкая гиперфосфатаземия наблюдается при злокачественных костных новообразованиях остеобластического типа, но отсутствует при доброкачественных опухолях и новообразованиях остеолитического типа. Вопросы к защите лабораторной работы: 1. На чем основано определение содержания кальция в сыворотке крови? 2. Зачем нужно определять содержание кальция в крови? 3. Почему диапазон колебаний концентрации кальция в крови очень мал? 4. Каково содержание кальция в крови при рахите? 5. Как изменится содержание кальция в крови при снижении секреции паратгормона? 6. Какие функции в организме выполняет фосфор? 7. Принцип метода определения концентрации фосфора в сыворотке крови. 8. Как регулируется содержание фосфора в организме? 9. Что такое щелочная фосфатаза? 10. Принцип метода определения щелочной фосфатазы. 11. Каково диагностическое значение определения щелочной фосфатазы? 5.4. Итоговый контроль знаний: - вопросы по теме занятия: 4. Каково содержание воды в организме человека в зависимости от возраста? 5. Перечислите функции воды в организме. 6. Что такое водный баланс? 7. Назовите источники воды. 8. Каким образом вода выводится из организма? 9. Расскажите о регуляции воды антидиуретическим гормоном. 10. Перечислите функции минеральных веществ в организме. 11. Назовите функции натрия в организме. 12. Каковы причины гипо- и гипернатриемии? Каковы следствия этих состояний? 13. Перечислите функции калия в организме. К чему приводят нарушения в обмене калия? 14. Перечислите функции хлора в организме. 15. Расскажите о регуляции минерального обмена альдостероном. 16. Расскажите о регуляции минерального обмена гормонами предсердий. 17. Какие функции в организме выполняет кальций? 18. Расскажите о регуляции обмена кальция паратгормоном, витамином Д и тиреокальцитонином. 19. Какую роль в организме играют фосфор, магний, марганец, железо, селен и медь?
- ситуационные задачи: 1. Суточный объем мочи 4, 5 л, относительная плотность 1004 (норма 1020). Глюкоза в моче не обнаружена, кетоновые тела отсутствуют. Какому заболеванию могут соответствовать результаты анализов? Обоснуйте ответ, для этого: а) назовите гормон, синтез и секреция которого нарушены в этом случае; б) опишите механизмы действия этого гормона на клетки-мишени.
2. У больного при обследовании обнаружены гипертензия, пониженная концентрация калия в крови. Активность ренина снижена, уровень альдостерона в плазме крови выше нормы. При компьютерной томографии обнаружили опухоль левого надпочечника. Можно ли больному рекомендовать для лечения гипертонии препараты – ингибиторы ангиотензинпревращающего фермента (АПФ)?
3. Известно, что эстрогены оказывают анаболическое действие на кости и хрящи. У женщин в менопаузе повышается вероятность переломов костей. Почему это происходит?
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ КОНЕЧНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ
1. ОБМЕН ФОСФОРА РЕГУЛИРУЕТСЯ ПАРАЛЛЕЛЬНО С ОБМЕНОМ 1) фтора 2) натрия 3) кальция 4) хлора
2. ДЛЯ РЕГУЛЯЦИИ КАЛЬЦИЯ И ФОСФОРА В КРОВИ ОСОБЕННО ВАЖНЫ ВИТАМИНЫ 1) Д 2) К 3) В12 4) С
3. УСИЛЕННОЕ ПОТООТДЕЛЕНИЕ (ДО НЕСКОЛЬКИХ ЛИТРОВ В СУТКИ) ОПАСНО 1) из-за существенной потери электролитов 2) из-за развивающегося нарушения выделения АДГ 3) из-за снижения нагрузок на клетки почек и их гипотрофии 4) из-за чрезмерного охлаждения организма
4. ГОРМОН ЩИТОВИДНОЙ ЖЕЛЕЗЫ КАЛЬЦИТОНИН ОТВЕЧАЕТ ЗА 1) снижение уровня кальция в крови 2) повышение уровня кальция в крови 3) снижение уровня натрия в крови 4) повышение уровня натрия в крови 5) обмен железа
5. ГИПОФОСФАТЕМИЯ ВОЗНИКАЕТ ПРИ 1) гиперпаратиреозе 2) сахарном диабете 3) цинге 4) гипопаратиреозе
6. Домашнее задание для уяснения темы занятия (см. контрольные вопросы и ситуационные задачи для 1-го этапа экзамена). 7. Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой: Подготовить презентацию данной темы. Для презентации рекомендуется использовать учебную и научную литературу, а также материалы сайтов Интернета. Приветствуются авторские разработки в виде схем, анимаций, видеороликов.
Рекомендуемая литература - основная литература: 1. Биохимия: учебник, ред. Е.С. Северин, М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007 2. Руководство к практическим занятиям по биохимии: учеб.для студентов, обучающихся по специальности Лечебное дело и Педиатрия, сост. С.К. Антонова и др.; ред. Л.Л. Петрова, Л.В. Труфанова, Красноярск: КАСС, 2003 3. Возрастная биохимия: учеб.пособие, ред. Л.А. Данилова, СПб.: СОТИС, 2007 - дополнительная литература: 1. Особенности обмена веществ и детоксикациионная функция печени: метод.рекомендации для студентов 2 курса, обучающихся по специальности.- Лечебное дело, Педиатрия, Таксанова Е.И., Салмина А.Б., Красноярск: Версо, 2006 2. Биохимические основы жизнедеятельности человека: учебное пособие, Ю.Б. Филиппович [и др.], М.: ВЛАДОС, 2005 3. Биохимия: руководство к практическим занятиям учеб.пособие, ред. Н.Н. Чернов, М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009 4. Биохимия человека: в 2 т., Мари Р., Греннер Д., Мейес П. [и др.], М., Мир, 2004 5. Клиническая биохимия: учебное пособие, ред. В.А. Ткачук, М.: ГЭОТАР-Медиа, 2004 6. Пособие по клинической биохимии: учебное пособие, Б.А.Никулин, М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007 - электронные ресурсы: 1. Электронная библиотека. Т.14. биологическая химия-CD-ROM, гл. ред. М.А. Пальцев, М.: Русский врач, 2005 2. Биохимия: [Электронный ресурс] сб.ситуац. задач с эталонами ответов для студентов 2 курса, обучающихся по специальности 060103– Педиатрия Режимдоступа: http// krasgmu.ru/ common. php? pagecolibris& umkd id=0& type=1988, Герцог Г.Е., Антонова С.К., Климова А.Д.[и др.], Красноярск: КрасГМУ, 2011 3. Биологическая химия: [Электронный ресурс] сборник тестовых заданий с эталонами ответов для студентов 2 курса, обучающихся по специальности 060103– Педиатрия Режимдоступа: http// krasgmu.ru/ common. php? pagecolibris& umkd id=0& type=28399, Антонова С.К., Труфанова Л.В., Герцог Г.Е.[и др.], Красноярск, КрасГМУ. 2011.
|