Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические указания. 1.Просвещенный абсолютизм в политике Екатерины II и Александра I






1." Просвещенный абсолютизм" в политике Екатерины II и Александра I. Особенности российского " просвещенного абсолютизма".

При подготовке первого вопроса раскройте смысл понятия " просвещенный абсолютизм" как особой формы самодержавной власти, идеи «союза философов и монархов». Надо знать, что идея «просвещённого абсолютизма» выдвинута идеологами Просвещения, создавших теории естественного равенства людей и общественного договора. Подчеркните, что идеи просветителей (Дидро, Монтескье, Руссо) были взяты на вооружение монархами ряда европейских держав и России, которые использовали их для укрепления феодального строя в условиях его начавшегося разложения.

Охарактеризуйте направленность екатерининских реформ в области внутренней и внешней политики.

Следует определить основные задачи, которые стояли перед Екатериной II при проведении реформ: ликвидация наиболее устаревших феодальных политических, юридических и социально-экономических институтов. Студентам на основе анализа содержания внутренней политики Екатерины II и конкретных фактов: реорганизация полиции и судебной системы, взаимоотношений государства и церкви, государства и сословий, необходимо определить были ли решены поставленные задачи.

Отметьте, что во вт. пол. XVIII в. в России началось разложение феодально-крепостнической системы. Разрушение рамок натурального хозяйства, развитие рынка, формирование элементов капиталистического уклада, - всё это свидетельствовало о новых явлениях в экономике России. В значительной степени этот результат был достигнут за счет расширения прав и привилегий дворянства и усиления эксплуатации крестьян и экстенсивных методов ведения хозяйства. На это была направлена законодательная деятельность императрицы Екатерины II.

Наряду с гибкой внутренней политикой Екатерина II проводила активную внешнюю политику. Необходимо знать причины русско-турецких войн вт. пол. XVIII в., их ход. Отметьте выдающийся вклад в победу русских войск и флота под предводительством А.В.Суворова и Ф.Ф.Ушакова. Подчеркните, что в это время Россия приобрела Крым и Северные берега Чёрного моря.

Изучая вопрос о развитии культуры вт. пол. XVIII в.. следует отметить выдающихся деятелей науки, русских изобретателей того времени. Надо назвать достижения в архитектуре, живописи и других направлениях культуры.

Подумайте, почему после Великой французской революции наметился курс на усиление реакции?

Дайте оценку царствования Екатерины II.

Студенты должны отметить преемственность в политике Александра I и Екатерины II. Надо пояснить, почему Александра I в истории называют последним правителем эпохи «просвещённого абсолютизма».

Раскрывая основные направления либеральных реформ Александра I, целесообразно более подробно остановиться на министерской реформе, на нововведениях в области народного просвещения. Особое внимание рекомендуется уделить работе комиссии под руководством М.М.Сперанского. Рассмотрев проект государственного реформирования России, предложенный Сперанским, следует проанализировать причины половинчатости и незавершенности либеральных реформ Александра I.

Рекомендуется дать краткий анализ причин, хода и итогов Отечественной войны 1812 г., изучить её влияние на дальнейшее развитие России.

Особое внимание при подготовке к первому вопросу следует уделить анализу взглядов деятелей российского просвещения Новикова Н.И.и А.Радищева. Покажите, как в своём произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Радищев в духе теории естественного права говорит о неразумности и несправедливости крепостного права, его экономической неэффективности и опасности для общества и потому указывает на революционный путь борьбы с ним.

В заключение необходимо раскрыть особенности российского «просвещённого абсолютизма».

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал