Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Таким образом, право представляет собой систему обязательных правил поведения, которые устанавливаются государством и охраняются им от нарушений.
Право действует и осуществляет нормативно-правовое регулирование не изолированно, а во взаимосвязи с остальными социальными нормами. Хотя эта связь является достаточно сложной и противоречивой и проявляется далеко не со всеми социальными нормами. К значительной части социальных норм право относится нейтрально. Правовые и иные нормы действуют как бы автономно и независимо друг от друга. Таковы, в частности, нормы общественных объединений, политических партий и религиозные нормы. Право устанавливает лишь пределы действия этих норм, выход за которые признается правонарушением и потому порождает юридически значимые действия. В отведенных правом пределах названные социальные нормы властвуют безраздельно и без какого-либо постороннего контроля и вмешательства. Нейтрально относится право и к части моральных норм. Право, например, не вторгается с сферу отношений, основанных на дружбе и любви, личных взаимоотношений супругов, относя подобные отношения к сфере морали и обычаев. Оно допускает их существование, не заботясь о результатах их действия и возникающих на основе этих норм отношений. Таково взаимоотношение права и норм морали и обычаев, которые не оказывают заметного влияния на правовое регулирование в обществе и реализацию норм права в конкретных отношениях. Принципиально иными являются отношения права и тех норм морали, обычаев, которые действуют в сфере правового регулирования. Право закрепляет, охраняет и защищает от нарушений моральные нормы, признаваемые и разделяемые обществом в целом или большей частью его членов. Так называемая общечеловеческая мораль, основанная на принципах гуманизма, солидарности, взаимопомощи, уважения прав и свобод человека, справедливости, определяет содержание и направленность права, большинства его норм. Современное государство, устанавливая и закрепляя новые нормы права, не может покушаться на общечеловеческие ценности, освященные моралью и закрепленные международными актами и национальным законодательством (право человека на жизнь, его свобода, равенство людей перед законом).
В силу тесного взаимодействия права и морали, обычаев определенную часть норм права можно понимать и применять лишь с учетом соответствующих социальных норм. Только мораль позволяет раскрыть понятие действий, порочащих честь и достоинство человека, охраняемых нормами гражданского и уголовного законодательства. Моральные оценки явного неуважения к общественному порядку являются основанием для квалификации аморальных действий как хулиганства. В гражданско-правовых отношениях широкое применение находят обычаи делового оборота. В названных и иных случаях нормы права являются «бланкетными», поскольку связывают свое содержание с состоянием морального сознания общества, его оценками, существующими на момент применения норм права. Причем моральные нормы и оценки в процессе действия правовых норм могут претерпевать изменения и порой весьма значительные. Соответственно меняется и действие нормы права. Например, в недалеком прошлом в СССР появление человека без одежды в общественных местах признавалось аморальным, квалифицировалось как особый цинизм и влекло уголовную ответственность за хулиганство. За последнее время моральные устои россиян в этом вопросе значительно демократизировались, а поэтому подобные действия будут признаны либо административным проступком либо деянием, вообще не влекущим правовых последствий. Наряду с отношениями взаимодействия, сотрудничества между правом и моралью, обычаями могут существовать достаточно глубокие противоречия. Мораль и основанные на ней оценки отдельных социальных групп могут не совпадать с направленностью и содержанием норм права. Граждане разделяют ценностные ориентации и имеют интересы, не совпадающие с ориентациями и интересами, защищаемыми правом. Конфликт права морали и обычаев происходит по ряду объективных и субъективных причин. Во-первых, в обществе существует антисоциальная мораль лиц, занимающихся совершением преступлений, которая принципиально противоречит действующим нормам права и оправдывает систематические их нарушения. Во-вторых, в обществе отдельные социальные слои, группы могут одобрять и поддерживать регрессивные моральные нормы и обычаи, которые в современных условиях признаются устаревшими, препятствующими дальнейшему развитию общества. Это, например, обычаи и мораль, отражающие устаревшие взгляды на положение в
|