Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Федеральные органы государственной власти






(См. схему 3 на стр. 574)

1. Механизм Российского государства: краткая характеристика

Механизм Российского государства представляет собой систему органов, наделенных властными полномочиями и осуществляющих функции государства. В связи с тем, что Российская Федерация яв­ляется федеративным государством, его механизм состоит из феде­ральных органов и органов субъектов РФ. Согласно ст. 11 Конститу­ции РФ государственную власть в Российской Федерации осуществ­ляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ.

Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Субъектам РФ предоставляет­ся право самостоятельно устанавливать систему органов государ­ственной власти, порядок их организации и деятельности и их ком­петенцию в соответствии с основами конституционного строя Рос­сийской Федерации и общими принципами организации органов государственной власти, устанавливаемыми федеральным законом. В связи с этим в субъектах РФ сложились разнообразные системы организации государственной власти.

Взаимодействие федеральных органов государственной власти и органов субъектов РФ осуществляется сообразно предметам ведения, закрепленным ст. 71 и 72 Конституции РФ. При этом федеральным органом исполнительной власти разрешается создавать свои терри­ториальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. В процессе своей деятельности федеральные органы РФ имеют пра­во принимать общеобязательные решения по вопросам, отнесенным к компетенции Российской Федерации, и обеспечивать их исполне­ние с помощью органов государственной власти субъектов РФ. В то же время по вопросам, отнесенным к исключительной компетенции субъектов РФ, органы государственной власти субъектов РФ принимают самостоятельные решения, которые могут даже противоречить нормативно-правовым актам федеральных органов.

Различие в предметах ведения федеральных органов и органов субъектов РФ не означает одновременного существования двух качественно различных механизмов государства. Единство меха­низма Российского государства обеспечивается основами консти­туционного строя, закрепляющими власть многонационального на­рода Российской Федерации, принципы законности, разделения властей, демократизма, органичного сочетания субординации и координации.

Принцип законности обеспечивает создание единого политико-правового режима в деятельности органов государственной власти Российской Федерации, согласованность их действий, реализацию мероприятий, закрепленных нормативно-правовыми актами феде­ральных органов, на территории субъектов РФ с учетом их специфи­ки и интересов населения.

Последовательное закрепление и проведение принципа разделе­ния властей обеспечивает единство организационной основы феде­ральных органов государства и органов государственной власти субъектов РФ. Система сдержек и противовесов, применяемая на федеральном уровне, учитывается субъектами РФ, творчески приме­няется ими при конституировании собственной системы органов государственной власти. По мере накопления опыта оптимальный вариант системы сдержек и противовесов на уровне субъектов РФ будет закреплен в специальном федеральном законе.

Демократизм деятельности механизма Российского государства выражается в праве народа участвовать в управлении делами госу­дарства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе избирать и быть избранными в органы государственной власти, участвовать в отправлении правосудия, обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в любые государственные органы.

Принцип субординации и координации компонентов системы механизма Российского государства требует строгой государствен­ной дисциплины, подчинения по вертикали вышестоящим органам и координации деятельности с органами, выполняющими однотип­ные либо общие задачи. Негативное отношение отдельных органов субъектов РФ к этому принципу, стремление выйти из-под подчине­ния центру по вопросам, отнесенным к ведению Российской Феде­рации, создает дополнительные искусственные препятствия на пути

экономических, социальных и иных реформ, вносит дисгармонию в деятельность единого государственного механизма.

Солирующую роль в согласованном взаимодействии всех компо­нентов механизма Российского государства играют федеральные орга­ны. Особо значение имеет деятельность Президента РФ как главы го­сударства, призванного обеспечивать согласованное взаимодействие всех ветвей власти как на федеральном уровне, так и на уровне субъек­тов РФ и наделенного в этих целях специальными полномочиями.

2. Президент Российской Федерации

Как глава государства Президент играет особую роль в механиз­ме государства. Согласно ст. 80 Конституции РФ он является: 1) га­рантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина; 2) при­нимает меры по охране суверенитета Российской Федерации; 3) обес­печивает согласованное действие органов государственной власти; 4) определяет основные направления внутренней и внешней поли­тики; 5) представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Вся деятельность Президента, в какой бы сфере она ни проявля­лась, в конечном счете направлена на охрану Конституции, обеспече­ние ее неукоснительного действия. Особо важной является задача со­здания такого правового режима, при котором ни один орган госу­дарства, ни одно должностное лицо не нарушали бы Конституции, не принимали противоречащих ей правовых актов, и не нарушали прав и свобод личности и гражданина.

В этих целях Президент наделяется широкими полномочиями в подборе кандидатур на ключевые государственные посты. Часть из них он назначает самостоятельно, другую часть — Государственная Дума либо Совет Федерации по его предложению. Государственная Дума дает согласие на назначение Президентом Председателя Пра­вительства и по предложению Президента назначает на должность Председателя Центрального банка РФ. Президент РФ также пред­ставляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на долж­ности судей Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также Генерального прокурора РФ.

Самостоятельно Президент РФ принимает решение об отставке Правительства РФ, назначает на должности заместителей Председате­ля Правительства РФ, федеральных министров, формирует Совет Бе­зопасности, Администрацию Президента, назначает полномочных пред-ставителей Президента в субъектах Федерации, высшее командование Вооруженных Сил РФ, послов РФ в иностранных государствах.

Конституция предоставляет Президенту РФ и иные способы не­посредственного влияния на деятельность государственных органов. Для обеспечения эффективного действия федеральной законодатель­ной власти Президент наделен правом законодательной инициативы, т.е. может вносить свои законопроекты на рассмотрение Государствен­ной Думы. Он также подписывает федеральные законы и обладает правом отлагательного вето, т.е. может отклонять закон и направлять его на повторное рассмотрение, изложив мотивы неподписания. Пре­зидент назначает выборы Государственной Думы и в установленных Конституцией случаях может распускать ее досрочно.

Большое влияние на законодательный орган РФ, иные органы государственной власти и общественность страны оказывают еже­годные послания Президента РФ о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики РФ, с которыми он обращается к Федеральному Собранию. Такого рода послания со­держат перечень основных проблем в обществе и государстве и пу­тей их решения. Таким образом, ежегодные послания способствуют координации усилий всех государственных органов на решении важ­нейших задач общества и государства.

Весьма значимой является роль Президента РФ в обеспечении эффективной работы Правительства РФ и иных органов исполни­тельной власти. Так, Президент имеет право председательствовать и высказываться на заседаниях Правительства РФ, отменять действие постановлений и распоряжений Правительства РФ в случае их про­тиворечия Конституции РФ, федеральным законам и указам Прези­дента РФ. В случае возникновения разногласий между органами го­сударственной власти Российской Федерации, а также между орга­нами государственной власти субъектов Федерации, Президент РФ использует согласительные процедуры. Конституция не называет конкретных форм этих процедур, предоставляя право их определять самому Президенту с учетом конкретных условий и сути конфликта.

Президент наделен правом приостанавливать действие актов ор­ганов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые противоречат Конституции РФ, федеральным законам или нарушают права и свободы человека и гражданина. Действие актов приостанавливается до их рассмотрения компетентным судом.

Согласно Конституции РФ Президент РФ осуществляет руковод­ство внешней политикой Российской Федерации, в том числе от имени государства ведет переговоры и подписывает международные договоры, ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при Президенте дипломатических представителей.

Как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Президент РФ утверждает концепцию и планы строительства, при­менения Вооруженных Сил РФ, издает указы о призыве граждан на военную службу, утверждает планы дислокации Вооруженных Сил, размещения военных объектов, ведет переговоры и подпи­сывает международные договоры о совместной обороне и воен­ном сотрудничестве по вопросам коллективной безопасности и ра­зоружения.

В случае агрессии против Российской Федерации или непосред­ственной угрозы агрессии Президент вводит на территории Россий­ской Федерации или в ее отдельных местностях военное положение. Президент РФ обладает также правом вводить на всей территории-РФ или ее отдельных местностях чрезвычайное положение. Как и в случае введения военного, так и чрезвычайного положения Прези­дент РФ должен незамедлительно сообщить об этом Совету Федера­ции и Государственной Думе, т.е. обеим палатам Федерального Со­брания. Окончательное решение о введении в стране или ее части военного или чрезвычайного положения принимает Совет Федера­ции. В случае отрицательного решения Совета Федерации относи­тельно указов Президента о введении военного или чрезвычайного положения, последние должны быть отменены или пересмотрены.

Президент РФ правомочен решать и значительную часть вопро­сов, связанных с реализацией прав и свобод личности — граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства. Так, он решает вопро­сы гражданства РФ и предоставления политического убежища, на­граждения государственными наградами РФ, присвоения почетных званий РФ, высших воинских и специальных званий. Президент так­же осуществляет помилование лиц, отбывающих уголовное наказа­ние по приговору суда.

В процессе своей многогранной государственно-правовой дея­тельности Президент РФ издает указы и распоряжения, которые яв­ляются обязательными для исполнения на всей территории Россий­ской Федерации. При этом акты, принимаемые Президентом, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

Президент РФ избирается на основе всеобщих равных прямых выборов и при тайном голосовании. Президентом может быть избран гражданин России не моложе 35 лет и постоянно проживаю­щий в России не менее 10 лет.

Исполнение полномочий Президентом начинается с принесения им присяги в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Го­сударственной Думы и судей Конституционного Суда РФ. Полно­мочия Президента ограничиваются истечением срока его пребыва­ния в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ.

Конституция предусматривает возможность досрочного прекраще­ния полномочий Президента по трем основаниям: 1) по инициативе самого Президента; 2) в случае стойкой нетрудоспособности; 3) по инициативе Федерального Собрания — в случае принятия им реше­ния об отрешении Президента от должности.

В Конституции же определена только процедура прекращения пол­номочий Президента в случае его отрешения от должности. Механизм отставки Президента по мотивам стойкой его нетрудоспособности по состоянию здоровья остался неурегулированным в Конституции. Пока что он не решен и на уровне действующего законодательства.

Согласно Конституции, Президент РФ может быть отрешен от должности Советом Федерации. Однако инициатива в этом вопросе должна исходить от Государственной Думы. Основанием для отре­шения является факт совершения Президентом государственной из­мены или иного тяжкого преступления. Уголовный кодекс относит к их числу шпионаж, диверсию, вредительство, пропаганду войны, призывы к насильственному изменению конституционного строя, получение взятки, превышение власти или служебных полномочий при отягчающих обстоятельствах и др.

Процедура отрешения Президента от должности проводится в три

этапа:

—первый этап сводится к выдвижению Государственной Думой
обвинения в совершении Президентом тяжкого преступления. Ини­
циатива в принятии такого решения может исходить от группы де­
путатов Государственной Думы численностью не менее 1/3 от обще­
го числа. Для рассмотрения данного вопроса на заседании Государ­
ственной Думы требуется заключение специальной комиссии,
образованной самой Государственной Думой. Решение принимает­
ся квалифицированным большинством, т.е. двумя третями голосов
от общего числа депутатов палаты;

—на втором этапе надлежит получить заключение Верховного
Суда РФ и Конституционного Суда РФ. Верховный Суд РФ дает

заключение о наличии в действиях Президента признаков тяжкого преступления. Конституционный Суд дает заключение о том, что ус­тановленный порядок выдвижения обвинения против Президента был соблюден;

— третий этап процедуры отрешения Президента РФ от долж­ности включает принятие Советом Федерации решения по этому вопросу. Решение выносится на основании рассмотрения всех ма­териалов, подтверждающих правильность решений Государствен­ной Думы, заключений Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ. Вопрос считается решенным положительно, если за от­решение проголосует не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации. Однако это решение должно быть при­нято в течение трех месяцев после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если решение в указанный срок не будет принято, то обвинения против Президента считают­ся отклоненными.

3. Федеральное Собрание Российской Федерации

Федеральное Собрание РФ — это представительный и законодатель­ный орган страны. Оно осуществляет законодательную власть — при­нимает федеральные законы, а также решает иные вопросы, отне­сенные к компетенции представительных органов власти.

Федеральное Собрание РФ состоит из двух палат — Государствен­ной Думы и Совета Федерации. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избранных населением, а Совет Федерации — из 178 чле­нов. В эту палату входят по два представителя от каждого субъек­та РФ — главы его представительного и исполнительного органов.

Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.

Совместные заседания палат согласно ст. 100 Конституции могут проводиться в трех случаях: 1) заслушивание ежегодных посланий Президента РФ; 2) заслушивание посланий Конституционного Су­да РФ; 3) заслушивание выступлений руководителей иностранных государств.

Важнейшим направлением деятельности Федерального Собрания является утверждение федерального бюджета, подготавливаемого высшим федеральным органом исполнительной власти — Прави­тельством РФ. Первоначально бюджет рассматривается и утвержда­ется в форме федерального закона Государственной Думой, а затем одобряется Советом Федерации. Для осуществления контроля за ис-

полнением федерального бюджета Совет Федерации и Государствен­ная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяется федеральным законом.

Каждая из палат Федерального Собрания обладает и некоторы­ми, только ей присущими полномочиями. Важнейшей прерогативой Государственной Думы является принятие федеральных законов и ут­верждение федерального бюджета.

В соответствии с Регламентом Государственной Думы процесс принятия федерального закона осуществляется, как правило, в трех чтениях. Во время первого чтения обсуждаются основные положе­ния концепции и самого проекта закона. Второе чтение сводится к детальному обсуждению законопроекта, каждой его статьи и внесен­ных поправок по итогам первого чтения законопроекта. Третье чте­ние законопроекта сводится к голосованию за или против проекта в целом. Никаких дополнений или изменений проекта закона на этой стадии законотворчества вносить не разрешается.

Федеральный закон считается принятым, если за него проголо­совало более половины от общего числа депутатов Государственной Думы. Для принятия федеральных конституционных законов требу­ется абсолютное большинство — не менее 2/3 голосов депутатов.

В целях обеспечения эффективной деятельности органов испол­нительной власти Государственная Дума имеет право на следующие действия: 1) Государственная Дума дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; 2) Государственная дума выносит вотум недоверия Правительству, который либо при­нимается Президентом, либо оставляется им без последствий. Пре­зидент может не согласиться с вотумом недоверия Правительству, распустить Государственную Думу и назначить новые выборы; 3) Го­сударственная Дума назначает и освобождает от должности Предсе­дателя Центрального банка РФ, Председателя Счетной палаты и по­ловину состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека; 4) Государственная Дума выдвигает обвинения против Президен­та РФ в целях отрешения его от должности.

Особенность законотворческой компетенции Совета Федерации состоит в том, что он не может вносить изменения и дополнения в федеральные законы, как действующие, так и только что принятые Государственной Думой. Ибо это прерогатива Государственной Думы. Однако Совет Федерации обладает правом законодательной инициативы и может внести на рассмотрение Государственной Думы свой проект федерального закона, равно как и проект закона,

 

предусматривающего внесение изменений, дополнений в принятые Государственной Думой законы.

Для вступления федерального закона в силу требуется его одобре­ние Советом Федерации, что служит серьезным барьером на пути по­пулистских и плохо продуманных законов, принятых Государствен­ной Думой.

Федеральный закон считается одобренным, если за него прого­лосовало более половины от общего числа членов этой палаты. За­кон также считается одобренным, если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. Исключение составляют особо важные федеральные законы, затрагивающие непосредствен­но интересы субъектов РФ, которые должны быть обязательно рас­смотрены Советом Федерации. Это законы по вопросам федераль­ного бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валют­ного, кредитного и таможенного регулирования, денежной эмиссии, ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации, войны и мира, статуса и защиты государственной гра­ницы Российской Федерации.

В случаях отклонения федерального закона Совет Федерации со­вместно с Государственной Думой могут образовать согласительную комиссию с целью выработки компромиссного варианта норматив­но-правового регулирования. Однако решающее слово все-таки оста­ется за Государственной Думой. Только она может изменить содержа­ние федерального закона и внести в него изменения, предлагаемые Советом Федерации. Однако может поступить и иным образом — ос­тавить федеральный закон без изменения, проголосовав за него 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

К исключительной компетенции Совета Федерации относится преж­де всего отрешение Президента от должности. На основании выдвину­того Государственной Думой обвинения Президента в совершении тяж­кого государственного преступления Совет Федерации принимает окон­чательное решение по этому вопросу. Совет Федерации также назначает на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ. Назначает и освобождает от должно­сти Генерального прокурора РФ, заместителя Председателя Счетной па­латы и половину состава ее аудиторов.

Значительную часть исключительной компетенции Совета Феде­рации составляют вопросы, непосредственно затрагивающие инте­ресы всех или большинства субъектов Федерации. Так, данная пала­та утверждает изменения границ между субъектами РФ при условии, что субъекты Федерации, чьи границы меняются, дали согласие на данное решение. Совет Федерации одобряет решение субъектов при­нятием по этому вопросу соответствующего акта.

Совет Федерации утверждает указы Президента о введении воен­ного либо чрезвычайного положения и решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ. Поскольку осуществление руководства внешней политикой отнесено к полномочиям Президента РФ, то и вопрос об использовании Во­оруженных Сил РФ Совет Федерации может рассматривать как по сво­ей инициативе, так и по представлению Президента.

Совет Федерации также назначает выборы Президента РФ по ис­течении срока его полномочий, а также в случаях отставки, неспо­собности по состоянию здоровья осуществлять полномочия Прези­дента РФ либо отрешения от должности.

4. Правительство Российской Федерации

Правительство РФ возглавляет исполнительную власть и обеспе­чивает ее эффективное действие. Оно состоит из Председателя Пра­вительства РФ, заместителей Председателя РФ и федеральных ми­нистров. Статья 114 Конституции РФ выделяет семь основных на­правлений деятельности Правительства РФ.

1. Правительство разрабатывает федеральный бюджет, вносит его на
рассмотрение Государственной Думы и обеспечивает исполнение. Фе­
деральный бюджет представляет собой совокупность расходов и дохо­
дов Российской Федерации за год и является важнейшим инструмен­
том политики государства. Как орган, ответственный за исполнение
бюджета, Правительство наделено правом давать заключения на зако­
нопроекты, предусматривающие дополнительные расходы из федераль­
ного бюджета. Это, в частности, проекты законов, предусматривающие
увеличение заработной платы работникам государственных предприя­
тий и учреждений, об изменении финансовых обязательств государства,
отмене налогов или предоставлении налоговых льгот.

2. Правительство РФ проводит единую финансовую, кредитную
и денежную политику. Основные ориентиры деятельности государ­
ства в данной сфере определены в программе Правительства «Разви­
тие реформ и стабилизация российской экономики». Основные за­
дачи, решаемые Правительством, сводятся к сокращению дефицита
федерального бюджета, укреплению его доходной части, предотвра­
щению неконтролируемого роста расходов бюджета.

 

3. Важную роль играет Правительство в области культуры, науки,
образования, здравоохранения, социального обеспечения и эколо­
гии. Оно обеспечивает проведение единой государственной полити­
ки во всех названных сферах путем их финансирования, а также при­
нятия действенных мер по организации и эффективной деятельнос­
ти органов управления культурой, наукой, образованием, медициной.
Основные задачи Правительства сводятся к обеспечению качествен­
ного образования, как общего, так и профессионального, к сохране­
нию и развитию общенациональной культуры, стимулированию ее
национального многообразия, обеспечению действенной медицин­
ской помощи населению, дальнейшему развитию научного потен­
циала страны.

4. Правительство осуществляет управление федеральной соб­
ственностью, к которой относятся здания, сооружения, предприя­
тия, составляющие основу национального богатства страны, объек­
ты оборонного производства, железные дороги, средства связи и дру­
гие объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность
народного хозяйства страны. Правительство решает вопросы созда­
ния и ликвидации относящихся к федеральной собственности пред­
приятий, назначает представителей государства в предприятиях, со­
здаваемых с участием государства и иных лиц и др.

5. В числе основных мер, принимаемых Правительством РФ в
области обороны, осуществляется оснащение Вооруженных Сил РФ
оружием и военной техникой, материальными средствами, ресурса­
ми и услугами, определение порядка воинского учета, организация
контроля за экспортом оружия и военной техники, обеспечение во­
еннослужащих и членов их семей жильем.

6. Правительство уделяет большое внимание обеспечению закон­
ности, прав и свобод граждан, охране собственности и обществен­
ного порядка, борьбе с преступностью.

Следует отметить, что перечень полномочий Правительства РФ, закрепленный Конституцией РФ, не является исчерпывающим. Со­гласно ст. 114 Конституции РФ Правительство осуществляет и иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральны­ми законами и указами Президента РФ. В частности, оно обладает правом законодательной инициативы, устанавливает тарифные льго­ты и др.

Правительство РФ принимает постановления и распоряжения, которые являются обязательными к исполнению на всей террито­рии Российской Федерации.

Председатель Правительства назначается Президентом РФ с со­гласия Государственной Думы. Председатель Правительства РФ пос­ле назначения представляет Президенту РФ свои предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, т.е. перечень центральных органов федеральной исполнительной власти, подве­домственных Правительству РФ. Председатель также предлагает Президенту РФ кандидатуры на должности заместителей Председа­теля Правительства РФ и федеральных министров. В аналогичном порядке представляются и кандидатуры на должности руководите­лей иных федеральных органов исполнительной власти. Окончатель­ное решение по всем предложенным кандидатурам принимает Пре­зидент РФ.

Инициатива отставки Правительства может исходить от Прези­дента РФ, самого Правительства РФ или Государственной Думы.

Правительство уходит в отставку в полном составе. Решение об этом оно принимает на заседании Правительства большинством го­лосов в связи с какими-либо серьезными обстоятельствами в стране: экономическим кризисом, неспособностью Правительства обеспе­чить реализацию федеральных законов и др.

Постановление Государственной Думы о недоверии Правитель­ству принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Постановление принимается после заслуши­вания заявления Председателя Правительства РФ и обсуждения воп­роса о необходимости и целесообразности вынесения вотума недо­верия.

С постановлением Государственной Думы о недоверии Правитель­ству РФ Президент может не согласиться и Правительство будет про­должать работу. Государственная Дума может повторно выразить не­доверие Правительству РФ. Если подобную акцию она предпримет в течение трех месяцев после вынесения первого вотума недоверия, то Президент обязан сделать выбор: либо он объявляет об отставке Правительства, либо принимает решение о роспуске Государствен­ной Думы.

Решение об отставке Правительства Президент РФ может при­нять по собственной инициативе, как правило, в случае появления противоречий между ним и Правительством РФ, неудовлетворитель­ной работы Правительства и по другим основаниям.

Вопрос о вотуме недоверия Государственной Думы Правительст­ву РФ Государственная Дума может принимать и по инициативе Пра­вительства. Как правило, на такой шаг Правительство решается в

случаях каких-либо серьезных разногласий с Государственной Ду­мой по важнейшему законопроекту, федеральному бюджету и др. Если Государственная Дума отказывает в доверии Правительству РФ, то Президент обязан либо отправить в отставку Правительство, либо распустить Государственную Думу и назначить новые выборы.

В случае отставки или сложения полномочий Правительство РФ продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ.

5. Органы правосудия в Российской Федерации

Конституция называет суд единственным органом, правомочным осуществлять правосудие. При этом судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного правосудия. Сообразно названным видам судопроиз­водства определяется и судебная система Российской Федерации. Конституция называет лишь верхний уровень судебной системы: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ. Остальные звенья этой системы устанавливаются федераль­ными законами.

Судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высше­го Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по пред­ставлению Президента РФ. Судьи других федеральных судов назна­чаются Президентом РФ.

Конституция устанавливает три обязательных требования к кан­дидатам на должность судьи: достижение 25-летнего возраста, нали­чие высшего юридического образования и стажа работы по юриди­ческой специальности не менее пяти лет. Однако федеральными за­конами могут устанавливаться и иные требования к судьям судов Российской Федерации. В частности, судьей Конституционного Су­да РФ может стать квалифицированный юрист с безупречной репу­тацией в возрасте не моложе 40 лет и со стажем работы по юридичес­кой специальности не менее 15 лет.

Важнейшими гарантиями правосудия являются закрепленные Конституцией принципы: 1) независимость судей и их подчинение только Конституции РФ и федеральным законам; 2) несменяемость судей и особый порядок прекращения или приостановления полно­мочий; 3) неприкосновенность судей и возможность привлечения их к ответственности в порядке, определяемом федеральным законом.

Последовательное проведение принципа разделения властей Кон­ституцией РФ предполагает создание реальных условий для того, что-

бы судебная власть, в том числе и все судьи, были действительно не­зависимы от законодательной и исполнительной властей. Консти­туция делает решительный шаг в этом направлении, закрепив прин­цип несменяемости судей. Этот принцип означает, во-первых, от­сутствие ограничения полномочий судьи каким-либо сроком за отдельными исключениями, установленными федеральным законом, во-вторых, невозможность приостановить или прекратить полномо­чия судьи иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренном законом, и в-третьих, судья не подлежит без его согласия переводу на другую должность или в другой суд.

Конституция РФ закрепляет принцип неприкосновенности судей и невозможности привлечения их к уголовной ответственности ина­че как в порядке, определяемом федеральным законом.

Важнейшей гарантией полного и независимого осуществления правосудия является конституционное положение о том, что финан­сирование судов производится только из федерального бюджета. Действующим законодательством, определяющим порядок состав­ления государственного бюджета, предусматриваются ежегодные ассигнования на содержание судов. Обеспечение судов общей юрис­дикции кадрами, материальными и другими ресурсами возложено на специальное подразделение при Верховном Суде РФ.

Особое место в системе органов правосудия занимает Конститу­ционный Суд РФ, осуществляющий конституционный контроль в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и сво­бод граждан, обеспечения верховенства и прямого действия Консти­туции РФ на всей территории Российской Федерации. Для выпол­нения возложенных задач Конституционный Суд РФ обладает сле­дующими полномочиями:

1. Дает заключение о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ. Аналогичные заключе­ния Конституционный Суд РФ дает и относительно нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации, в том числе кон­ституций республик, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относя­щимся к ведению органов государственной власти РФ или совмест­ному ведению органов государственной власти РФ и органов госу­дарственной власти субъектов РФ.

Конституционный Суд вправе также рассматривать дела о соот­ветствии Конституции РФ договоров, заключаемых органами

государственной власти РФ с органами государственной власти субъектов РФ, а также не вступивших в силу международных дого­воров РФ.

Свои заключения Конституционный Суд дает по запросам Пре­зидента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пя­той членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также органов законодательной и исполнительной влас­ти субъектов РФ.

2. К ведению Конституционного Суда РФ отнесено рассмотрение индивидуальных или коллективных жалоб граждан на нарушение их конституционных прав и свобод путем применения неконституци­онных законов и иных нормативно-правовых актов. В процессе рас­смотрения жалобы Конституционный Суд РФ проверяет конститу­ционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Правом на обращение в Конституционный Суд обладают объединения граждан, суды и иные органы и лица, указан­ные в конституционном федеральном законе.

3.Конституционный Суд РФ разрешает споры о компетенции
между федеральными органами государственной власти РФ, между
ними и органами государственной власти субъектов РФ, между выс­
шими государственными органами субъектов Российской Федера­
ции.

4.Конституционный Суд РФ наделен правом толкования поло­
жений Конституции РФ. Акты толкования являются обязательны­
ми для всех органов государственной власти, должностных лиц, граж­
дан и их объединений.

5.Конституционный Суд РФ участвует в процедуре отрешения
Президента РФ от должности и дает заключение о соблюдении уста­
новленного порядка выдвижения обвинения в государственной из­
мене или совершении иного тяжкого преступления.

Законы, иные нормативно-правовые акты, их отдельные поло­жения, признанные неконституционными, утрачивают силу сразу же после вынесения соответствующего решения Конституционным Судом РФ, а международные договоры, не соответствующие Кон­ституции РФ, не подлежат введению в действие и применению.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.016 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал