Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 3 механизм государства






(См. схему 2 на стр. 573)

1. Понятие механизма государства

Государство реально действует, проявляет себя как система, сово­купность специальных органов, коллективов людей, осуществляю­щих управление делами общества от его имени и в пределах предос­тавленных полномочий. Такие коллективы действуют постоянно и, как правило, на профессиональной основе, что выделяет их из об­щества и ставит над обществом. Граждане могут принимать то или иное участие в делах государства, но в конечном итоге оно, его орга­ны несут персональную ответственность за эффективность своей работы.

Первичной ячейкой государства выступают его органы и учреж­дения.

Государственный орган понимается как относительно самостоятель­ная часть государства, создаваемая для осуществления определенного вида государственной деятельности и наделенная государственно-вла­стными полномочиями (компетенцией). Государственный орган состоит из подразделений, осуществляющих полномочия органа, и вспомо­гательного аппарата.

Совокупность властных полномочий органа государства опреде­ляется с учетом возложенных на него задач и функций по управле­нию обществом. Так, орган законодательной власти наделяется пра­вом заниматься законотворческой деятельностью, принимать зако­ны. Компетенцию органов исполнительной власти составляют правомочия, вытекающие из их основной задачи — обеспечивать неукоснительное действие законов, создавать необходимые условия для их реализации в конкретных отношениях.

Осуществление государственным органом полномочий может про­ходить в порядке, установленном Конституцией либо законами. Органу предоставляется право: 1) принимать общеобязательные решения в виде нормативно-правовых или индивидуальных актов применения

права, 2) проводить организационную, контрольную или иную власт­ную деятельность, 3) применять государственное принуждение к ли­цам и организациям, не выполняющим общеобязательных решений данного органа либо иных органов государства. Реализация компе­тенции является обязанностью государственного органа.

Каждый орган государства может действовать только в рамках предоставленных ему полномочий. Выход за их пределы признается правонарушением, а принятые решения или действия за пределами предоставленных полномочий подлежат незамедлительной отмене.

Государственный орган всегда структурно обособлен от других органов государства. Эта обособленность выражается в том, что он в конкретных правоотношениях выступает самостоятельным субъек­том и в пределах компетенции принимает решения, не нуждающие­ся в каком-либо предварительном или последующем одобрении дру­гими органами или должностными лицами. Исключения возможны лишь в случае осуществления одной функции государства несколь­кими его органами, когда для совершения определенных действий или принятия решений требуется согласие других органов. Напри­мер, законы, принимаемые представительным органом государства, должны быть подписаны президентом.

Предусмотренное конституцией или законом согласие, одобре­ние действий или решений государственного органа другим органом не лишает его самостоятельности. Другой орган вправе одобрить или не одобрить соответствующий документ, но он не может вносить в него какое-либо изменения, дополнения. Ибо ответственность за решение несет принявший его орган, и только он может внести не­обходимые коррективы в свой документ.

Для осуществления своей компетенции государственный орган наделяется определенными материальными средствами. Имеет в пользовании здание, организационную технику, транспортные сред­ства, расчетный счет в банке и необходимые денежные ресурсы. В процессе реализации имущественных прав государственный орган выступает в качестве юридического лица, т.е. может отвечать по сво­им обязательствам вверенным ему имуществом, а также от своего имени приобретать и осуществлять имущественные отношения, не­сти обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Право государственного органа выступать самостоятельным субъектом властных, административных, а также гражданских пра­воотношений не принадлежит его аппарату, призванному оказывать консультативную, вспомогательную и техническую работу. Это могут

быть различные отделы государственного органа, управление дела­ми, канцелярия, экспедиция, бухгалтерия и др.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал