Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 2 функции государства






1. Понятие функций государства

Государство, будучи органом управления делами общества, осу­ществляет многообразную деятельность. Ее предметом выступают экономические, политические, социально-культурные и иные отно­шения и процессы. Не все, чем занимается государство, имеет пер­востепенное значение для него и общества. Поэтому возникает не­обходимость выделить главные, основные направления деятельнос­ти государства, чтобы определить его действительную роль в управлении делами общества, цели такого управления, а также со­циальные и иные ценности, охраняемые и защищаемые государ­ством.

Основные направления деятельности государства называются функциями. Для них характерны следующие черты.

Функции государства характеризуют его устойчивую предмет­но-практическую деятельность как внутри страны, так и на между­народной арене. Для государства такая деятельность рассматрива­ется в качестве жизненно необходимой в силу социальных, поли­тических, экономических и иных причин. Невыполнение им той или иной функции порождает негативные последствия как для об­щества, так и для государства. Так, все феодальные государства вы­нуждены были осуществлять функцию укрепления обороноспособ­ности страны, поддерживать боеспособность армии. В противном случае государство могло стать легкой добычей своих воинствен­ных соседей и утратить полностью или частично право на управле­ние страной. В современных условиях актуальное значение приоб­ретает ранее не известная функция охраны окружающей природ­ной среды, контроля за рациональным использованием природных ресурсов. Без государственного принуждения хозяйственная дея­тельность предприятий, ориентированная на извлечение макси­мальной выгоды, чревата нарушениями норм экологического законодательства и может привести к последствиям, делающим не­возможной жизнь человека на земном шаре.

Поскольку деятельность государства по управлению делами об­щества является сложной и многообразной, то государство выпол­няет одновременно не одну, а несколько функций. Каждая функция осуществляется применительно к определенной сфере обществен­ных отношений — экономике, политике, военному строительству, экологии и др. Даже исторически первое, еще недостаточно разви­тое рабовладельческое общество осуществляло пять функций: 1) ох­рану частной собственности рабовладельцев от покушений со сто­роны свободных, но малоимущих слоев населения, а также рабов; 2) подавление сопротивления рабов; 3) идеологическое оправдание мер, проводимых государством; 4) мирное сотрудничество и торгов­лю с другими государствами и народами; 5) оборону страны и захват чужих территорий.

Система функций государства носит конкретно-исторический характер и меняется под воздействием условий, в которых действует государство, а также применительно к задачам, решаемым им в тот или иной исторический период. Задачи государства определяют на­правленность его действий на решение каких-либо социально зна­чимых и жизненно необходимых проблем.

Призванное обеспечивать прогрессивное развитие общества, по­вышение благосостояния народа, охрану прав и свобод личности, государство выделяет какую-либо совокупность проблем в качестве наиболее важных и сосредоточивает на них свое основное внимание и усилия. Соответственно, меняются и приоритеты в основных на­правлениях деятельности. На первый план выходит функция госу­дарства, направленная на решение соответствующей задачи. С вы­полнением поставленной задачи функция утрачивает приоритетное значение либо исчезает вовсе.

Так, в условиях СССР в 1937—1941 гг., когда стала очевидной ре­альная угроза Второй мировой войны, на первый план вышла задача укрепления обороноспособности страны, создания вооруженных сил, способных отразить нападение агрессора. Решению этой первооче­редной задачи была подчинена большая часть функций государства. Производство современного вооружения стало главной задачей про­мышленного производства. Значительная часть строительной инду­стрии была отвлечена на создание оборонительных сооружений.

Функции осуществляются в определенных формах и при помощи специальных методов. В юридической литературе прежде всего

 

выделяют два вида форм реализации функций государства — право­вые и организационные.

Правовые формы реализации функций государства необходимы для проведения мер, требующих участия всего населения или боль­шей его части. В этих случаях в форме закона или иного норматив­но-правового акта государство придает своей воле общеобязатель­ное значение и доводит эту волю до всех заинтересованных лиц и всего общества. Государство стремится реализовать свою волю в кон­кретных отношениях, используя в этих целях правоприменение и правоохрану. Словом, весь механизм правового регулирования выс­тупает формой реализации функций государства.

К неправовым формам осуществления функции государства от­носят контрольную, идеологическую, воспитательную, информаци­онно-техническую (вспомогательную) и иные виды государственной деятельности, которые используются государством в процессе управ­ления обществом и обеспечения его функций.

Весьма многообразной предстает и система методов осуществле­ния функций государства. Каждая функция, как правило, реализу­ется особыми, присущими ей методами. Так, функция охраны пра­вопорядка осуществляется современным государством при помощи методов убеждения и принуждения, воспитания, формирования ус­тановок на правомерное поведение. Клицам, нарушающим действу­ющие нормы права, применяются меры государственного принуж­дения в виде наказания и принятия правообеспечительных мер, кон­фискации орудий и объектов преступлений или административных проступков.

В процессе реализации экономических функций государство так­же использует методы убеждения и принуждения, но их явно недо­статочно в этой сфере. Поэтому государство широко применяет ха­рактерные для управления экономикой методы: экономическое про­гнозирование, планирование, государственные субсидии, льготное кредитование, налогообложение и др. специфические методы ис­пользуются государством и при осуществлении остальных функций, поскольку специфика предметной сферы порождает и своеобразие методов воздействия на нее.

Таким образом, функции государства — это определяемые конк­ретно-историческими условиями существования государства его ос­новные направления деятельности по управлению делами общества, осуществляемой в присущих им формах и с помощью специфических методов.

2. Виды функций государства

Все функции государства в юридической литературе принято де­лить на два вида — внутренние и внешние. В число внутренних функ­ций входят такие направления деятельности государства, которые ориентированы на решение внутренних задач страны. Внешние фун­кции государства, связываются с его деятельностью на международ­ной арене, направленной на установление и поддержание отноше­ний с другими государствами.

К числу внутренних функций относят такие направления деятель­ности государства, как установление и охрана правопорядка в обще­стве, охрана прав и свобод граждан, оказание социальных услуг, обес­печение народовластия, культурно-воспитательная, природоохран­ная. Внешними функциями чаще всего называются такие функции, как защита страны от нападения извне, ведение агрессивных войн, международное сотрудничество в области экономики, культуры, об­разования и др.

В советской теории государства применялось также деление фун­кций на главные и неглавные. В отчетном докладе XVIII съезду партии И. Сталин сделал вывод о том, что в эксплуататорском государстве (рабовладельческом, феодальном и капиталистическом) имеется одна главная — внутренняя и одна не главная —внешняя функция. Внут­ренняя функция сводится к удержанию в повиновении эксплуати­руемое большинство населения, а внешняя — к расширению терри­тории своего государства за счет территорий других государств или защите своей территории от нападений извне.

От этих положений И. Сталина государствоведы отказались пос­ле его смерти, однако сама идея иерархической взаимосвязи функ­ций получила развитие в виде деления функций государства на ос­новные и неосновные. Под основными функциями государства по­нимались наиболее важные направления его деятельности, охватывающие ряд отдельных однородных направлений государ­ственной работы. Неосновные функции понимались как относитель­но более узкие направления его деятельности, входящие в состав ос­новных функций на правах элемента.

Бесспорно, что каждую функцию государства как основное на­правление его деятельности можно разложить на ряд менее важных направлений и объявить их неосновными, но все же функциями. Однако такой подход приводит к тому, что неосновные функции ли­шаются необходимого признака понятия «функция государства». Ибо данным понятием охватывается не любой вид деятельности, а толь­ко основной. Поэтому нужно было либо менять понятие функции государства, либо признать неудачной предложенную классифика­цию. Современные юристы избрали последнее и сегодня достаточно редко вспоминают об этой классификации, да и то по преимуществу в порядке критики.

Ряд современных авторов предлагает делить функции государства на классовые, осуществляемые в интересах политически господству­ющего класса, и общесоциальные. С помощью такой классификации предпринимается попытка завуалировать классовую природу госу­дарства, сделать акцент на его деятельности, осуществляемой в ин­тересах всего общества. Однако вопрос о том, какие конкретно фун­кции следует отнести к общесоциальным, а какие к классовым, ос­тается дискуссионным.

По мнению одних авторов, к общесоциальным следует отнести прежде всего функции экономическую, социальную, поддержания демократического правопорядка, охраны природы и окружающей природной среды. По мнению сторонников этого взгляда, общесо­циальные функции неизменно реализовывались государством на протяжении всей его истории. Так, рабовладельческое государство организовывало общественные работы по сооружению каналов и плотин, осушению болот. Феодальное государство предпринимало попытки реформировать социально-экономическую жизнь страны, развивать просвещение и здравоохранение. Современное же государ­ство и вовсе ставит во главу своей деятельности реализацию и разви­тие общесоциальных функций. Тогда как общеклассовые функции уходят на второй план либо исчезают вовсе.

Считается, что чем больше удельный вес общесоциальных фун­кций государства, тем выше его роль в обществе как надежного инструмента преодоления противоречий, как средства согласова­ния различных интересов и достижения общественного компро­мисса. Здесь мало подходят методы насилия, принуждения, а по­тому государству приходится обращаться к демократическим, гу­манистическим институтам и идеям правового государства, господства права и др.

Более осторожен в определении общесоциальных функций М.Н. Марченко. По его мнению, к таковым относится лишь функ­ция, направленная на рациональное использование природных ре­сурсов, охрану окружающей природной среды, внедрение в произ­водство новых, безотходных технологий.

По нашему мнению, М.Н. Марченко стоит ближе к истине, не­жели авторы другого, более широкого понимания совокупности об­щесоциальных функций. Действительно, деятельность государства по охране окружающей природной среды проводится в интересах всего общества и будущих поколений. Озабоченные негативными и необратимыми последствиями воздействия хозяйственной деятель­ности предприятий на окружающую природную среду, государство и общественность устанавливают существенные ограничения такой деятельности и осуществляют контроль за надлежащим исполнени­ем этих ограничений.

Прежде всего нужно отказаться от взгляда, согласно которому к классовым функциям может относиться только деятельность госу­дарства, направленная на подавление выступлений трудящихся масс. Классовый характер носит большинство функций государства, поскольку оно проводит в жизнь в первую очередь интересы эко­номически господствующего класса. Этот факт, очевидный для ра­бовладельческого, феодального и буржуазного государства с момен­та его становления и до первой половины XX в., не утрачивает сво­его значения и по отношению к современному демократическому государству.

Процессы либерализации социальной политики современного буржуазного государства, возведение в ранг первостепенных приори­тетов прав и свобод личности несомненно имеют прогрессивное зна­чение, значительно облегчают положение социально незащищенных слоев населения и в этом смысле являются позитивными. Однако на них так же, как и на других функциях буржуазного государства, ле­жит печать буржуазного образа жизни, что убедительно подтвержда­ют нормы не только национального законодательства, но и между­народного права, в том числе и его самый демократичный документ — Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН в 1948 г.

Согласно этому документу государства обязываются обеспечивать всеобщее и бесплатное начальное образование. Однако следует учи­тывать, что к тому времени первое в истории человечества советское государство —Советский Союз на протяжении нескольких десятков лет обеспечивал своим гражданам всеобщее обязательное среднее образование. Ни одно буржуазное государство не предоставляло сво­им гражданам бесплатных квартир, а Советский Союз их предостав­лял. Советский Союз не знал безработицы, тогда как все демократи­ческие государства ее имели. Советский Союз бесплатно давал выс­шее образование, тогда как Декларация прав ребенка лишь рекомендует «обеспечивать доступность высшего образования для всех на основе способности каждого с использованием всех доступ­ных средств».

Приходится признать, что демократические государства с их ори­ентирами на общесоциальную политику даже и не приближались к мерам и гарантиям Советского Союза в этой сфере. В этих государ­ствах экономические достижения были ощутимее, чем в СССР, а со­циальная помощь малоимущим была ничтожно мала. И тут возни­кает парадоксальная вещь. В желании придать буржуазному государ­ству человеческое лицо буржуазные идеологи, а вслед за ними и российские правоведы не могут придумать ничего иного, как при­писывать социализму многие пороки буржуазного общества и не признавать его достижений в области социальной политики.

Следует различать функции государства, осуществляемые в ин­тересах общества, от функций, имеющих общесоциальное значение. Будучи классовым по природе, государство всегда действует и в ин­тересах общества. Оно создает в нем стабильный правопорядок, за­щищает установленные им права и свободы, принимает меры по раз­витию экономики, культуры, образования, обороноспособности страны, осуществлению международных связей. И в этом смысле рабовладельческое, феодальное государства представляли собой не­обходимые институты существования и развития общества, его пе­рехода в современное состояние.

Обусловленность современного общества и государства убедитель­но показал еще Ф. Энгельс, говоря о том, что «без рабства не было бы греческого государства, греческого искусства и греческой науки; без рабства не было бы и Римской империи. А без того фундамента, который был заложен Грецией и Римом, не было бы современной Европы. Нам никогда не следовало бы забывать, что все наше эко­номическое, политическое и интеллектуальное развитие имеет сво­ей предпосылкой такой строй, в котором рабство было в такой же мере необходимо, в какой и общепризнано. В этом смысле мы впра­ве сказать: без античного рабства не было бы и современного социа­лизма» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 185—186).

Итак, Ф. Энгельс не просто признает, что рабство и сохранявшее его государство были общественно необходимы. Без них, он считал, не могло возникнуть ни современного ему общества, ни даже социа­листического учения. Однако ему и в голову не приходит мысль при­писывать рабовладельческому государству общесоциальные резуль­таты. Между понятиями «общественный» и «общесоциальный» име-

ется принципиальное различие. Не все, что делается в интересах об­щества, одновременно является тем самым и общесоциальным, т.е. в равной мере принадлежащим всем членам общества.

Общесоциальная функция государства, следовательно, должна обеспечивать получение результатов, которые в равной мере распро­страняются между членами общества. Такому критерию удовлетво­ряет лишь одна функция современного государства — функция ох­раны окружающей природной среды, о чем уже говорилось ранее. Остальные функции современного демократического государства осуществляются прежде всего в пользу имущих, собственников и в наименьшей степени способны удовлетворять интересы малоимущих и неимущих.

Деление функций государства на классовые и общесоциальные отражает, скорее, будущее состояние общества и государства, неже­ли сегодняшние реалии, когда несколько десятков наиболее богатых граждан страны получают доходы, намного превышающие совокуп­ные выплаты государства миллионам неимущих и обездоленных. Лишь в отдаленной перспективе, когда экономика страны будет спо­собна обеспечить равные права каждого члена общества на произве­денные обществом материальные блага, а государство закрепит спра­ведливый принцип распределения материальных благ, функции го­сударства будут носить действительно общесоциальный характер.

Вместе с тем выравнивание в правах всех членов общества делает их социально однородными и тем самым уничтожает какие бы то ни было классы. В этих условиях становится ненужным и основное ору­дие экономического и политического господства — само государство. Наступит новая эпоха цивилизации, о которой Л. Морган писал так: демократия в управлении, братство внутри общества, равенство прав, всеобщее образование осветят следующую, высшую ступень обще­ства, к которой стремится опыт, разум и наука. Она будет возрожде­нием — но в высшей форме — свободы, равенства и братства древ­них родов (Морган Л. Древнее общество. Л., 1934. С. 552).

Таким образом, классификация функций государства по сфере их действия раскрывает реальные и важные связи между отдельными функциями и способствует их дальнейшему изучению.

3. Внутренние функции государства

В системе внутренних функций современного государства ре­шающее значение имеет экономическая функция, которая выражает степень участия государства в управлении экономикой страны, его способность содействовать или препятствовать развитию экономи­ческих сил страны, создавать надлежащие условия для реализации экономических и социальных прав населения.

Осуществляя экономическую функцию, современное государство проводит следующие меры.

Непосредственно участвует в хозяйственной деятельности обще­ства. Государство нередко выступает собственником предприятий и транспорта, средств и учреждений связи, земли, недр, сосредоточи­вает в своих руках значительную массу ссудного капитала.

Интенсивность государственного вмешательства в экономику страны ощущается в нормативно-правовом регулировании экономи­ки с целью проведения антимонопольной политики, создания усло­вий для добросовестной конкуренции товаропроизводителей, под­держки стратегически важных, социально значимых производств, развития сельского хозяйства. Предметом нормативно-правового регулирования чаще всего выступают отношения в сфере предпри­нимательской деятельности, строительства, перевозки грузов и пас­сажиров. Особое значение придается нормативно-правовому регу­лированию имущественных отношений предприятий, организаций, вопросов качества и цены промышленных и продовольственных то­варов.

Государство устанавливает и проводит рациональную плановую политику, способствующую развитию стратегически важных и соци­ально значимых отраслей народного хозяйства и сокращению пред­приятий, организаций, в деятельности которых общество не испы­тывает большой потребности. Государство, заинтересованное в по­лучении достаточных средств на содержание государственного аппарата и финансирование оборонных и иных отраслей промыш­ленности, однако, не должно устанавливать чрезмерно больших на­логов.

Государство осуществляет контроль за предпринимательской де­ятельностью граждан и юридических лиц, регистрацию юридичес­ких лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляет надзор и контроль за соответствием деятельности предприятий, организа­ций, учреждений действующим в стране законам и иным норматив­но-правовым актам, а также уставным задачам.

Социальная функция государства должна обеспечивать все права, предусмотренные ст. 25 Всеобщей декларации прав человека. В их числе предусматривается право на такой жизненный уровень чело-

века, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необхо­димое социальное обслуживание, который необходим для поддер­жания его здоровья и благосостояния его самого и его семьи, а также право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалиднос­ти, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.

Социальная политика государства ориентирована прежде всего на малоимущие слои населения и включает в себя: 1) борьбу с безра­ботицей и государственную помощь лицам, которые по тем или иным причинам не могут найти себе работу либо вовсе не способны тру­диться; 2) государственное регулирование минимального размера оплаты труда; 3) общедоступность и бесплатность общего образова­ния в государственных и муниципальных образовательных учрежде­ниях; 4) бесплатную медицинскую помощь малоимущим; 5) бесплат­ное пользование библиотечными фондами и сравнительно низкую плату за посещение музеев, картинных галерей, театров; 6) социаль­ное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, поте­ри кормильца и других случаях.

С экономической функцией государства тесным образом связана его функция развития научно-технического прогресса и культуры. Эта связь носит двусторонний характер. Возможности осуществления этой функции напрямую зависят от экономического благосостояния общества и связанных с ним финансовых возможностей государства.

Яркой иллюстрацией этому может служить нынешнее положение с наукой в Российской Федерации. Мощный научный потенциал, со­зданный за годы существования СССР во всех сферах науки и техни­ки, оказался не по плечу нынешнему государству. Поставив экономи­ку на грань катастрофы, нынешнее Правительство оказалось неспо­собным поддерживать и развивать научные исследования на прежнем уровне. Фундаментальные и прикладные исследования не финанси­руются в нужном объеме, заработная плата ученых находится на уров­не средней зарплаты уборщицы, да и то не выплачивается по несколь­ко месяцев. Естественно, что в этих условиях наблюдается отток уче­ных либо за границу, либо в иные сферы народного хозяйства. Научные институты не действуют надлежащим образом и не способствуют ре­шению задач развития научно-технического прогресса.

Государство, не способное осуществлять функцию развития на­учно-технического прогресса, тем самым значительно снижает воз­можности страны успешно разрабатывать и создавать современные высокопроизводительные станки и механизмы, конкурентоспособные

товары народного потребления, находить способы замены дорогос­тоящего сырья или исчезающих материалов. Без развития научно-технического прогресса трудно решать задачи и в сфере обороны стра­ны от внешнего агрессора. Закономерность, согласно которой войну выигрывает тот, кто обладает наиболее совершенными видами воо­ружения, убедительно доказана многовековыми войнами, в том числе и Второй мировой войной. Только обладая современным и совер­шенным вооружением, Россия сможет достойно сохранить свою не­зависимость и статус ведущей державы мира.

Государство всемерно заинтересовано в развитии всех форм культуры: литературы, театра, кинематографии, телевидения и других средств массовой информации, сохранности памятников истории и культуры, в развитии сети библиотек и музеев, поли­графии. Эта духовная сфера общества — показатель его способно­сти усваивать лучшие образцы мировой культуры и вносить в нее свой весомый вклад, она является принципиально важной и для государства.

Развивая культуру и искусство, все их формы, государство со­здает необходимые условия для воспитания и образования, духов­ного развития подрастающего поколения, приобщения его к миро­вой культуре. При получении надлежащей поддержки со стороны государства творческая личность может свободно работать и спо­собствовать дальнейшему развитию национальной, а через нее и мировой культуры.

Функция охраны правопорядка и укрепления законности логичес­ки вытекает из правотворческой деятельности государства, приня­тия им общеобязательных нормативно-правовых актов. Любое общеобязательное веление государства является таковым постоль­ку, поскольку государство обеспечивает его реальное исполнение и соблюдение.

В современном демократическом государстве на первый план выдвигается задача охраны прав и свобод граждан. Их приоритет должен признаваться не только формально в конституции страны или иных законах, но и обеспечиваться реально. Каждый гражда­нин независимо от его материального положения, национальности, вероисповедания и других социальных признаков должен быть уве­рен в том, что все предоставленные ему конституционные права и свободы он может реализовать беспрепятственно, независимо от ус­мотрения и настроения государственных органов, должностных и иных лиц.

В числе мер, проводимых государством по осуществлению функ­ции охраны правопорядка и укрепления законности, наиболее важ­ными являются следующие.

Создание органов внутренних дел и прокуратуры, основные за­дачи которых сводятся к охране общественного и правового поряд­ка, выявлению и пресечению правонарушений, привлечению к от­ветственности виновных лиц. Конечные цели деятельности этих ор­ганов видятся в обеспечении правового режима, при котором бы ни один правонарушитель не уходил от ответственности, не оставался безнаказанным.

Нормативно-правовое регулирование порядка реализации предо­ставленных гражданам прав и свобод, их защиты в случае наруше­ния, а также порядка привлечения к ответственности лиц, виновных в совершении противоправных деяний.

Укрепление законности в деятельности государственных органов, должностных лиц, борьба с коррупцией, злоупотреблением властью или служебными полномочиями. Ибо ничто не сказывается негатив­но на состоянии законности, как преступления и иные правонару­шения, чинимые государственными служащими. Поэтому государ­ство должно осознавать и реально проводить в жизнь принцип, со­гласно которому необходимым условием соблюдения законности со стороны народа является деятельность органов государства в стро­гих рамках закона.

Предоставление гражданам и иным лицам права защищать свои права и свободы любым, не запрещенным законом способом, обес­печение независимости судебных органов от иных органов государ­ства и создание необходимых условий для их эффективной деятель­ности в рамках законности.

Правовое воспитание населения, привитие ему чувства уважения к законам и формирование установок на правомерное поведение.

Экологическая функция — это сравнительно новое направление в деятельности государства, необходимость которого вызвана негатив­ным воздействием хозяйственной деятельности человека на приро­ду. Один из ведущих тезисов международной конференции ООН по окружающей среде и развитию, проходившей в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро, — или будет спасен весь мир, или погибнет вся циви­лизация — является отнюдь не преувеличением. Глобальные и нео­братимые изменения природной среды сегодня очевидны и бесспор­ны. Две из них (разрушение озонового слоя планеты и «парниковый эффект») ставят человечество на грань экологической катастрофы.

Осознавая реальность угрозы для жизни человека, все развитые демократические государства принимают согласованные меры по охране окружающей природной среды. Большую роль в международ­ном сотрудничестве государств по вопросам охраны природной сре­ды играют ООН, а также Всемирная организация здравоохранения, Международное агентство по атомной энергии, Межправительствен­ная океанографическая комиссия и другие международные специа­лизированные учреждения.

Основные мероприятия государства по реализации экологичес­кой функции выражаются в следующем.

Государство принимает меры по нормированию качества окружа­ющей природной среды. На основе научно обоснованных данных государство устанавливает нормативы предельно допустимых выб­росов в природную среду (атмосферный воздух, водные источники и почву) вредных веществ и иных вредных воздействий на природу. Государство также разрабатывает санитарные правила и нормы, при­званные минимизировать неблагоприятное воздействие производ­ственной деятельности предприятий, организаций на жизнь и здо­ровье человека. В частности, нормированию подвергаются шумы, вибрации, магнитные излучения.

Государство регулирует общественные отношения в сфере охра­ны окружающей природной среды. В нормативно-правовых актах государство закрепляет порядок деятельности государственных ор­ганов, разного рода инспекций по охране окружающей природной среды, формы участия в этой деятельности общественных объеди­нений и населения, меры ответственности за нарушение экологи­ческих норм и нормативов. Особое значение в современных услови­ях имеют разрабатываемые государством экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции и вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов.

Государство осуществляет меры, направленные на сохранение природной среды, рациональное использование и воспроизводство ее ресурсов, улучшение среды обитания человека. Государство осу­ществляет финансирование научно-технических, гидротехнических, мелиоративных, биологических и иных работ, направленных на со­хранение и восстановление природной среды, учреждает заповедни­ки и заказники, охраняет редкие или находящиеся под угрозой вы­мирания виды животных и растений.

Государство осуществляет деятельность по выявлению и пресече­нию правонарушений экологического законодательства, привлека-

ет к этой деятельности общественные объединения и население, при­меняет юридическую ответственность к лицам и организациям, ви­новным в нарушении экологического законодательства.

4. Внешние функции государства

В современных условиях ни одно государство не может сколько-нибудь успешно осуществлять управление делами общества вне свя­зи и сотрудничества с другими странами в сфере экономики, поли­тики, культуры, строительства вооруженных сил. Стремление госу­дарства как можно успешнее решать свои внутренние задачи вынуждает его вступать в партнерские отношения с другими страна­ми и пытаться с их помощью решать задачи, которые оно по тем или иным причинам не способно решить самостоятельно и, в частности, не имеет для этого необходимых сырьевых, иных материальных ре­сурсов. Поэтому внешние функции государства надлежит рассмат­ривать как продолжение и развитие его внутренних функций.

Основная цель международной деятельности современных госу­дарств сводится к обеспечению на земном шаре мира, оперативному разрешению локальных вооруженных конфликтов и развитию меж­дународного сотрудничества. Реальное выполнение этой цели обес­печивается осуществлением государствами таких внешних функций, как взаимовыгодная торговля и поддержание мира. Одновременно каж­дое государство осуществляет функцию укрепления собственных во­оруженных сил, способных защитить его территорию и население от нападения извне.

Особенность внешних функций состоит в том, что каждое госу­дарство, стремясь к единой цели, желает достичь ее такими метода­ми и средствами, которые бы наиболее полно отвечали ее интересам и потребностям. Такое естественное желание государства не может не вызывать столь же естественных возражений у других участников международных отношений. Противоречивость интересов государств на международной арене обусловливается несовпадением их эконо­мических, политических интересов, идеологическими различиями, стремлением отдельных государств к лидерству на международной арене. Поэтому одинаковые внешние функции государств не гаран­тируют успеха в достижении осознаваемой ими общей цели обеспе­чения мира и сотрудничества.

Внешние функции Российской Федерации направлены на отста­ивание национальных интересов России на международной арене мирным путем, без угроз или реального применения силы. Российс­кая внешняя политика признает наличие противоречивых интере­сов разных стран и полагает возможным развивать международные отношения без ориентации на какого-либо единого лидера в этой области. Современные государства, по мнению Президента России, должны больше опираться на силу права, нежели на военную силу. А поэтому Россия выступает с инициативой заключить Договор о ядер­ной стабильности и безопасности с участием всех ядерных держав и провести III Конференцию мира.

Иное видение путей решения проблем укрепления и сохранения мира у США. В отсутствие СССР США фактически стали единолич­ным лидером в инициировании и проведении мероприятий на международной арене. Начиная с 1994 г., США приступили к осуще­ствлению новой стратегии в международных делах распространения демократии в мире и сохранения мира. Предлагаемые методы дос­тижения этих целей плохо согласуются с международной линией, проводимой Россией. США не только против попыток решать меж­дународные дела коллективно, без ориентации на какого-либо лиде­ра, но и прямо видят себя в роли этого лидера.

Защиту национальной безопасности народа, территории, образа жизни официальная Америка связывает с упрочением и закрепле­нием мирового лидерства США и сохранением военного превосход­ства над другими странами. В новых условиях стратегия США сво­дится к переходу от пассивной оборонительной концепции «сдер­живания коммунизма» к активной наступательной стратегии расширения мирового сообщества свободных рыночных демократи­ческих государств. А в числе потенциальных противников США по-прежнему числится Россия в связи с ее неясным будущим и социа­листический Китай.

Ясно, что и другие государства Европы и Азии, в том числе и Ки­тай, имеют свое видение путей укрепления мира и сотрудничества. В этом многообразии противоречивых, а порой и принципиально противоречивых интересов и потребностей государств проблема мира и сотрудничества решается не только путем международных перего­воров и соглашений. Весомым фактором является наличие у каждо­го государства достаточно мощной армии, оснащенной современным оружием. Укрепление обороноспособности предстает не просто лич­ным делом отдельного государства, но и одной из серьезных гаран­тий мира на земном шаре, фактором, сдерживающим экспансиони­стские устремления претендентов на мировое господство.

Обеспечение боеспособности вооруженных сил осуществляется разными методами с учетом материальных возможностей, числен­ности населения, военной доктрины государства. Примером деятель­ности государства в этой сфере может служить Российская Федера­ция, которая в настоящее время не обеспечивает надлежащего осу­ществления функции защиты страны от актов агрессии. Как признался Президент РФ в Послании Федеральному Собранию, по общему уровню технической оснащенности Вооруженные Силы Рос­сии отстают от наиболее мощных армий мира на пять-десять лет, а по отдельным направлениям — на пятнадцать лет. Практически свер­нута модернизация вооружения и военной техники. Тяжелое поло­жение наблюдается в вопросах организации прохождения военной службы и подготовки кадров. Тяжелое положение Вооруженных Сил России продолжает усугубляться. В целях коренного изменения та­кого положения Российской Федерацией проводится военная рефор­ма с целью создания качественно новых Вооруженных Сил, осна­щенных современной боевой техникой и обладающих высокой про­фессиональной выучкой и способных обеспечить безопасность страны.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.016 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал