Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 10 ПРАВОТВОРЧЕСТВО
(См. схему 9 на стр. 578) 1. Понятие и стадии правотворчества Потребность общества и государства в законодательстве, обеспечивающем реальное действие прав и свобод граждан и иных лиц и способствующем прогрессивному развитию общественных отношений, вынуждает государственные органы постоянно и весьма интенсивно заниматься совершенствованием действующих норм права, вносить в них необходимые коррективы. Деятельность государственных органов, а в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, и других лиц по подготовке и принятию норм права понимается как правотворчество. Правотворчество осуществляется в целях совершенствования действующих в обществе норм права, создания таких нормативно-правовых регуляторов, которые бы обеспечивали эффективное регулирование общественных отношений. Эти цели достигаются тремя путями: подготовкой новых норм права, внесением изменений и дополнений в действующие нормы либо их отменой. Наиболее весомые результаты правотворчества достигаются подготовкой и принятием новых нормативно-правовых актов, которые вносят принципиальные изменения в регулирование целой сферы общественных отношений, как это, например, имело место при принятии Гражданского кодекса РФ и Уголовного кодекса РФ. Однако принятие актов такого рода требует значительных творческих усилий и со стороны правотворческого органа, и ученых-юристов. Ибо приходится создавать нечто новое, до того неизвестное ни правовой науке, ни юридической практике. Значительно чаще принимаются нормативно-правовые акты с целью закрепления результатов нормативно-правового регулирования общественных отношений в какой-либо сравнительно узкой сфере деятельности общества и государства. Это, например, Федеральный закон «О льготе на проезд на междугородном транспорте для отдельных категорий обучающихся
в государственных и муниципальных образовательных учреждениях», постановление Правительства РФ «Об утверждении правового статуса ректора государственного высшего учебного заведения Российской Федерации федерального подчинения». В случаях, когда норма права действует недостаточно эффективно, является неполной или неясной для субъектов соответствующих правоотношений либо противоречит актам высшей юридической силы, правотворческий орган ограничивается тем, что вносит соответствующие коррективы в такую норму: дополняет ее отдельными фразами или терминами, меняет редакцию, исключает из текста нормы отдельные фразы или термины. Особый вид правотворчества характеризуется тем, что правотворческий орган принимает специальное решение о признании своих актов утратившими силу. Правотворчество представляет собой постоянно длящийся процесс совершенствования действующих норм права, в котором активно участвуют как органы государства, так и политические партии, общественные организации, граждане и другие члены гражданского общества. Потребность государства и общества в постоянном совершенствовании, обновлении системы права обусловливается самыми различными факторами, среди которых решающее значение имеют: 1) постоянное развитие, совершенствование системы общественных отношений. Общество представляет собой сложный, саморазвивающийся организм, который находится в постоянном движении — прогрессивном или регрессивном. Так, нормы права, эффективно действующие в условиях экономического роста общества, постоянного повышения благосостояния большинства его членов, не способны обеспечивать подобные результаты в условиях экономического кризиса, стагнации общества. В этих условиях надлежит разработать и принять нормы, направленные на быстрейшее преодоление кризиса, на закрепление мер, способствующих развитию экономики страны. Постоянное движение и развитие общества, требует внесения соответствующих изменений и в действующие нормы права, а также отмену устаревших, бездействующих и фактически утративших силу норм; 2) наличие недостаточно совершенных норм права. Далеко не все дейстзующие нормы права являются качественно совершенными и в полной мере соответствуют требованиям правотворческой техники. Определенная их часть содержит пробелы либо противоречит вышестоящим актам, имеет несовершенную редакцию и др. Желание правотворческого органа устранить свои качественно несовершенные нормы права, заставляет его также постоянно заниматься поиском таких норм и их совершенствованием, т.е. правотворческой деятельностью; 3) смена политического и экономического курса государства. При определенных условиях политические силы, стоящие у государственной власти, по тем или иным причинам теряют ее. К государственной власти приходят иные политические силы, которые имеют свою идеологию, т.е. систему взглядов на то, какой должна быть государственная власть и каким образом она должна управлять обществом, к каким ценностям и идеалам должно следовать гражданское общество. Проводя свою политическую и правовую идеологию в жизнь, политические силы, пришедшие к власти, отменяют раннее действовавшие нормативно-правовые акты и принимают новые акты. Ярким примером такой причины активного правотворчества может служить Российская Федерация. Возникнув на руинах СССР и взяв власть у коммунистов, новые политические силы отказались от попыток построения социалистического и коммунистического общества, взяли прямо противоположный курс на реставрацию институтов буржуазного общества, создание рыночных отношений. Для проведения реформ в сфере экономики и политики потребовалась спешная и коренная переработка советского законодательства, принятие принципиально новых норм права во всех сферах деятельности общества и государства; активная борьба тех или иных социальных слоев общества, социальных групп за свои права, против несправедливого законодательства, предоставляющего всю полноту свободы лишь отдельным социальным слоям общества в ущерб другим слоям общества. Борьбу такого рода активно вели рабочие развитых капиталистических стран Европы и Америки в первой трети XX в. и успешно отстояли свои права. Современные социальные льготы и права, которыми обладают трудящиеся этих стран, стали возможными в результате отмены ранее действовавшего антирабочего законодательства и установления норм в пользу рабочего класса и иных трудящихся. В конечном итоге правотворческий орган должен подготовить государственно-властное решение и принять соответствующий нормативно-правовой акт, придав ему силу источника права, а содержащиеся в нем нормы установив в качестве регуляторов общественных отношений. Если эта стадия правотворчества не будет завершена позитивным решением, то вся предшествующая работа окажется безрезультатной и самый качественный проект не сможет перейти в новое качество — нормативно-правовой акт.
Подготовка решения принять нормативно-правой акт лежит в сфере организационно-управленческой деятельности и составляет важнейшее направление деятельности правотворческого органа. Было бы неправильно рассматривать эту деятельность как некую формальность, благодатную почву для проявления бюрократизма и волокиты. Она является столь же важным и необходимым этапом правотворчества, как и подготовка проекта нормативно-правового акта. Организационно-управленческий аспект правотворчества составляют процедуры обсуждения проектов нормативных актов, согласования проектов с заинтересованными органами и лицами, проведение экспертизы, внесение изменений с учетом высказанных замечаний на проект и другие действия. В ходе такой деятельности могут приниматься и промежуточные решения типа «одобрить проект», «отклонить», «направить на доработку», «образовать рабочую комиссию по доработке проекта», «направить проект на согласование». Деятельность по выработке решения принять нормативно-правовой акт нередко занимает более длительный период, нежели подготовка его проекта. Как и всякая сложная деятельность, правотворчество подразделяется на ряд взаимосвязанных операций, процедур, которые в теории права называются стадиями. В юридической литературе имеется несколько подходов к пониманию совокупности стадий, на которые подразделяется единый правотворческий процесс. Все они имеют право на существование, поскольку авторами применяются различные критерии выделения правотворческих стадий. По нашему мнению, правотворчество состоит из трех основных стадий: 1) формирования права, 2) подготовки проекта нормативно-правового акта; 3) принятия и опубликования нормативно-правового акта (см. последующие параграфы главы). 2. Стадия формирования права Стадия формирования права представляет собой деятельность граждан и иных членов гражданского общества по выявлению несовершенных малоэффективных норм права и подготовке предложений как по совершенствованию этих норм, так и деятельности правотворческих органов. Древнегреческий философ Платон, автор первого фундаментального труда по проблемам теории права, полагал, что основная масса населения, не способна создавать законы, творить право. Этим мо- гут заниматься только избранные философы, способные познать правовые идеи и выразить их в форме законов. Однако история общества убедительно показала несправедливость подобных воззрений. Население, общество весьма успешно участвуют в процессе формирования права и правотворческой деятельности государства. Особенно велика роль граждан в формировании права в современный период, в условиях демократических правовых государств. Граждане, организации, учреждения и иные коллективные образования своими действиями и поступками реализуют большую часть действующих норм и на собственном опыте убеждаются в том, насколько совершенны и эффективны нормы, закрепленные законами и иными нормативно-правовыми актами. Понятно, что далеко не все нормативно-правовые установления государства по объективным и субъективным причинам удовлетворяют граждан и иных лиц. Например, нормы права могут закреплять ценности и интересы, не совпадающие с ценностными ориентациями и интересами определенной части населения, отдельной социальной группы. Норма может быть несовершенной и вследствие законотворческих ошибок, допущенных законодателем. Несовершенная, малоэффективная норма не способна осуществлять должным образом регулирование общественных отношений и постоянно создает правовые конфликты, ситуации, при которых гарантированные нормой субъектные права не могут быть реализованы управомоченным лицом либо нарушенное право не получает надлежащей правовой защиты со стороны государства. Возможны иные ситуации, когда общественные отношения, нуждающиеся в правовом регулировании, остаются неурегулированными правом. Таким образом, процесс выявления гражданами, иными лицами несовершенных, малоэффективных норм, являющихся источниками разного рода правовых конфликтов, составляет первый этап формирования права. Второй этап формирования права сводится к осознанию той или иной частью общества либо обществом в целом наличия несовершенных норм права как социально-правовой проблемы, требующей незамедлительного решения. На этом этапе с помощью средств массовой информации, а также благодаря пропагандистской деятельности партий, общественных объединений формируется общественное мнение о том, что конкретная часть действующих норм является несовершенной и нуждается в соответствующих корректировках. Одновременно могут предлагаться различные варианты норм права,
которыми следует заменить действующие несовершенные нормы права. Процесс формирования общественного мнения относительно неэффективных норм права, иных несовершенств действующего законодательства завершается внесением предложений в соответствующий правотворческий орган осуществить необходимые коррективы в действующие нормативно-правовые акты. В ряде случаев такие предложения могут вноситься субъектами, обладающими правом законотворческой или правотворческой инициативы. Например, депутат представительного органа вносит проект закона, разработанный либо им с учетом пожеланий избирателей, либо партией, членом которой этот депутат является. В отдельных странах, например в Италии, правом законодательной инициативы наделены непосредственно избиратели. Внесение в компетентный правотворческий орган предложений по совершенствованию его нормативно-правовых актов составляет третий и последний этап формирования права. Процесс реагирования правотворческого органа на внесенную правотворческую инициативу осуществляется уже на других стадиях правотворчества. 3. Стадия подготовки проекта нормативно-правового акта Подготовка проекта нормативно-правового акта может осуществляться как по инициативе населения, общественных организаций, политических партий, так и по решению правотворческих органов. Независимо от того, кто является инициатором проекта — члены гражданского общества или государственные органы, — подготовка проекта нормативно-правового акта ведется с применением одних и тех же приемов правотворческой техники и составляет отдельную стадию правотворческого процесса. Обычно для подготовки проекта нормативно-правового акта создается специальная группа, коллектив людей — разработчиков (проектантов), состоящая из квалифицированных специалистов по теме проекта, работников государственных органов и иных лиц. Суть и содержание проекта нормативно-правового акта сводится прежде всего к проектированию, созданию модели определенного поведения субъектов общественных отношений с целью установления новых порядков или запрета общественных отношений, которые, по мнению правотворческого органа, мешают развитию, нормальному существованию общества и государства. В проекте требу- ется выразить основные, главные признаки моделируемого поведения таким образом, чтобы любое конкретное отношение было отражено во всех его главных признаках и свойствах. Перед проектантами встают три задачи поискового плана: 1) сформулировать эффективно действующие нормы права; 2) создать надежный механизм их реализации в конкретных отношениях; 3) согласовать нормы права с системой действующего законодательства. Излагая содержание правовой нормы, проектанты должны исчерпывающим образом и весьма четко изложить все ее элементы — гипотезу, диспозицию и санкцию. При этом важно видеть необходимую их связь и не допускать норм, которые бы не имели тех или иных частей. Нельзя также вступать в противоречие с Конституцией РФ и основополагающими принципами соответствующей отрасли права. В целях эффективного действия проектируемого акта следует закреплять в качестве объектов правоотношений такие материальные, социальные и иные блага, которые представляют реальную ценность для субъектов права и могут побудить их к реализации предоставленного законом правомочия. Без выполнения этого условия принятые нормы могут оказаться малоэффективными. В процессе проектирования необходимо разработать юридический механизм, способный обеспечить реальное действие проектируемых норм. Искусство проектантов в том и состоит, чтобы найти такие юридические средства, которые позволяли бы нейтрализовать негативные факторы и усиливали бы действие позитивных. В противном случае действие негативных факторов будет более интенсивным, нежели правовых средств. Соответственно, и результаты действия закона окажутся менее значимыми, чем планировал законодатель. Проектирование норм права во многом осложняется тем, что нормы готовятся с учетом будущих процессов, явлений, которые наступят лишь впоследствии, в том числе благодаря и проектируемым нормам. Нестабильность федерального законодательства как раз свидетельствует о недостаточном учете Государственной Думой исторической перспективы общественных отношений. Следовательно, чем полнее и всесторонне проектанты смогут предвидеть будущее, тем эффективнее и долговечнее будет действовать принятый ими закон. Таким образом, процесс проектирования нормативно-правового акта представляет собой сложную познавательную задачу, решение которой носит к тому же многовариантный характер. Избирается тот или иной вариант правового регулирования, который, по мнению
проектантов, является наиболее эффективным в данных конкретно-исторических условиях. Другое дело, что проектанты не могут быть застрахованы от ошибки при выборе варианта правового регулирования, т.е. не исключается полностью вероятность того, что будет избран не самый эффективный вариант. Характерно, что у разных государств, и даже у разных субъектов федеративного государства, при регулировании однотипных общественных отношений, как правило, принимаются различные варианты правового регулирования. Словом, правотворчество — это прежде всего творческая интеллектуальная деятельность, осуществляемая в целях разработки норм права, с принятием и действием которых вносятся новые элементы в правовое регулирование общественных отношений. Нормы становятся неотъемлемым элементом практической деятельности людей и общества в целом. Изложенное свидетельствует о том, что правотворчество по способам проектирования нормативно-правовых актов, кругу решаемых задач и полученным результатам представляет собой разновидность социальной инженерии. Деятельность по проектированию норм права в общем и целом совпадает с трудом конструкторов и проектировщиков. Любая норма права представляет собой тот же результат творческой мысли проектантов, как и машина, здание, сооружение. Стадия подготовки проекта нормативно-правового акта состоит из следующих четырех этапов: 1) подготовки концепции нормативно-правового акта; 2) формулирования основных положений и структуры нормативно-правового акта; 3) написания текста проекта; 4) проведения экспертизы подготовленного проекта. Концепция нормативно-правового акта представляет собой письменный документ, в котором дается научное обоснование основных положений будущего проекта нормативно-правового акта. В частности, в концепции излагаются недостатки действующих норм права, объективные причины, вызывающие потребность в совершенствовании этих норм права, цели проекта нормативно-правового акта, основные способы и пути достижения этих целей, результаты, которые могут быть получены при условии приятия предлагаемых вариантов правового регулирования общественных отношений. После того, как разработчики проекта выработают согласованное понимание основных положений (концепции) проекта, начинается процесс непосредственной подготовки текста нормативно-правового акта, проектирования конкретных правил поведения. На этой стадии закладываются основы будущего нормативно-правового акта, хотя первый вариант проекта неизбежно будет подвергаться существенным корректировкам и дополнениям. Однако для того, чтобы считать успешно завершившейся работу, подготовленный проект направляется на экспертизу квалифицированным специалистам, не принимавшим участия в его подготовке. Полученные замечания и предложения экспертов учитываются разработчиками проекта нормативного акта по мере необходимости. Согласованный и одобренный разработчиками проект вносится на рассмотрение правотворческого органа. Разработчики должны также дать квалифицированную оценку альтернативным проектам, подготовленным другими творческими коллективами, если такие проекты будут представлены в правотворческий орган. 4. Стадия принятия и опубликования нормативно-правового акта Стадия принятия и опубликования нормативно-правового акта осуществляется непосредственно правотворческим органом. Эта деятельность в зависимости от органа и его места в системе органов государства осуществляется различным образом. Например, Президент РФ принимает нормативные указы единолично, тогда как для принятия постановления Правительства РФ требуется согласие большинства членов Правительства РФ. Наиболее сложным является процесс принятия законов представительным органом государства, в частности Государственной Думой РФ. Поэтому рассмотрим основные стадии принятия законов эти органом. Законотворческий процесс состоит из следующих пяти стадий: 1)принятие решения о внесении изменения в действующую сис 2)рассмотрение проекта закона, внесенного в Государственную 3)обсуждение и согласование проекта закона заинтересованны 4)принятие федерального закона; 5)опубликование принятого закона. Принятие Государственной Думой решения внести изменения в систему действующих норм права может мотивироваться различными обстоятельствами. Наиболее распространенными являются следующие два обстоятельства.
Решение может приниматься по собственной инициативе депутатов Государственной Думы, полагающих, что соответствующий федеральный закон в той или иной части устарел и не соответствует целям правового регулирования, вызывает обоснованные нарекания заинтересованных лиц и нуждается в изменении или коренной переработке. Возможны также ситуации, когда начальная стадия процесса связывается с поступлением в адрес Государственной Думы проекта закона, внесенного в порядке законотворческой инициативы. Законотворческая инициатива является важным демократическим правом компетентных органов и должностных лиц поставить перед Государственной Думой вопрос о необходимости принятия конкретного закона либо внести в действующие федеральные законы необходимые коррективы. Согласно ст. 104 Конституции РФ право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации и его членам, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, а также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения. Законотворческая инициатива означает не просто право внесения проекта в представительный орган. В демократическом обществе правом обратиться в представительный орган с проектом нового закона обладают все граждане и иные лица. Специфика законодательной инициативы состоит в том, что проект акта, внесенный в порядке законодательной инициативы, должен быть непосредственно рассмотрен Государственной Думой, а не каким-либо ее структурным подразделением или ее аппаратом. Государственная Дума не может игнорировать законотворческую инициативу, а обязана рассмотреть ее и принять соответствующее решение — отклонить предлагаемый проект либо принять его за основу и провести необходимую доработку. Теоретически возможен и третий вариант, когда проект федерального закона будет одобрен в трех чтениях и принят. Таким образом, может сложиться исключительная ситуация, когда начало правотворческого процесса и его завершение будут осуществлены одним актом Государственной Думы. Однако чаще всего первая стадия законотворческого процесса завершается принятием решения готовить проект федерального закона либо провести тщательный анализ проекта, внесенного в порядке законотворческой инициативы. В Государственной Думе подготовка и рассмотрение законопроектов поручается одному из ее комитетов.
Второй этап — этап рассмотрения проекта Государственной Думой в первом чтении с целью выявления позиции ее депутатов относительно представленных на рассмотрение проектов федеральных законов. При этом основное внимание уделяется уяснению концепции проекта и предлагаемых норм права. Обычно предусматривается заслушивание докладов инициаторов проектов, комитетов, осуществивших их доработку или подготовку оригинального проекта, заключений авторитетных специалистов. Обсуждение в итоге может привести к решению продолжить доработку проекта. В этом случае проект возвращается на предыдущую стадию. Однако может приниматься и иное решение — одобрить представленный проект и осуществить его обсуждение с заинтересованными лицами. Данная работа поручается обычно соответствующему комитету Государственной Думы. Стадия обсуждения и согласования проекта федерального закона проводится с целью выявления мнения заинтересованных лиц о проекте и получение от них предложений по его совершенствованию, доработке. На этой стадии проект федерального закона впервые предстает перед общественностью, заинтересованными лицами, которые оценивают проект с позиции своих интересов и способности предлагаемых новых норм права отвечать этим интересам. Чем больше лиц вовлекается в процесс обсуждения, тем больше гарантий того, что будут выявлены все его недостатки и недоработки. Процесс обсуждения проектов законов может проводиться различными способами. Правотворческая практика знает случаи, когда проекты законов выносятся на всенародное обсуждение либо на обсуждение широкого круга квалифицированных специалистов путем проведения парламентских слушаний, конференций, круглых столов и др. Государственная Дума имеет перечень органов и организаций, в адрес которых надлежит направлять проекты федеральных законов в обязательном порядке. Например, согласно Регламенту Государственная Дума все законопроекты по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ должна обязательно направлять субъектам РФ для обсуждения с целью получения от них замечаний и предложений. С учетом поступивших замечаний и предложений, а также собственных инициатив комитет Государственной Думы дорабатывает проект федерального закона либо принимает мотивированное решение о невозможности или нецелесообразности учета тех или иных замечаний или предложений. Доработанный проект федерального закона, поступившие на него замечания и возражения против них вносятся в Государственную Думу на второе чтение. Рассмотрение Государственной Думой представленных документов проводится в том же порядке, что и при первом чтении. Однако на этот раз результаты рассмотрения характеризуют переход законотворческого процесса в принципиально иное качество, если Государственная Дума приходит к выводу, что предлагаемый проект достоин принятия в качестве федерального закона и направляет его в соответствующий комитет для учета замечаний, высказанных в ходе обсуждения законопроекта, и подготовки его к третьему чтению. В процессе третьего чтения Государственная Дума формирует окончательное решение — принимает либо отклоняет закон. Воля законотворческого органа тем самым завершила свое формирование и выразилась в нормативно-правовых велениях, закрепленных в принятом федеральном законе. Федеральные законы, принятые Государственной Думой, могут вступить в силу только после их одобрения Советом Федерации и подписания Президентом РФ. Стадией, завершающей правотворческий процесс, признается процедура официального опубликования вновь принятых нормативно-правовых актов. Согласно ст. 15 Конституции РФ федеральные законы, а также любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. В Российской Федерации действует следующий порядок опубликования нормативно-правовых актов федеральных органов. В соответствии с Федеральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», принятым Государственной Думой 25 мая 1994 г., официальным опубликованием названных актов считается их первая полная публикация в «Российской газете» или Собрании законодательства Российской Федерации. В порядке, аналогичном порядку принятия федеральных законов, принимаются и другие нормативно-правовые акты, хотя процедура их принятия может и не содержать отдельных этапов, присущих законотворческому процессу. Например, может отсутствовать многократное рассмотрение правотворческим органом проекта нормативно-правового акта. Не все нормативно-правовые акты принимаются коллегиально. Основанием принятия ряда федеральных нормативно-правовых актов может выступать поручение, содержащееся в федеральном законе. Например, Закон РФ «Об образовании» предписывает Правительству РФ принимать типовые положения об отдельных уровнях образования (общем, начальном профессиональном, среднем профессиональном и др.). Однако для значительной части нормативно-правовых актов так же, как и для законов, обязательной и конечной является стадия их опубликования. Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 устанавливается следующий порядок опубликования подзаконных актов федеральных органов. Акты Президента Российской Федерации и акты Правительства Российской Федерации подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» и Собрании законодательства Российской Федерации в течение десяти дней после дня их подписания. Официальными являются также тексты актов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации, распространяемые в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации «Система». Акты Президента Российской Федерации и акты Правительства Российской Федерации могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения по телевидению и радио, разосланы государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи. Нормативные правовые акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер и прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию в газете «Российские вести» в течение десяти дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. Нормативно-правовые акты субъектов РФ публикуются в местных газетах в порядке, устанавливаемом правотворческими органами. Правотворческие органы ряда субъектов РФ имеют специальные издания для официального опубликования своих нормативно-правовых актов. Органы местного самоуправления публикуют свои акты в местных средствах массовой информации или иным способом, вывешивают их тексты в общественных местах.
5. Принципы правотворчества В основе многообразной правотворческой деятельности лежат принципы законности, научной обоснованности нормативно-правовых актов, демократизма, системности. Названные принципы создают такую базу правотворческой деятельности, без которой она при любых условиях не сможет быть плодотворной и эффективной. Принцип законности правотворчества означает следующее. 1) Правотворческий орган может принимать новые нормы права лишь по вопросам, отнесенным к его компетенции. 2) Решение принять нормативно-правовой акт принимается в строгом соответствии с установленным порядком, при проведении всех необходимых процедур и непосредственно органом, правомочным принимать такие решения. Правотворческий орган не может передавать своим структурным подразделениям предоставленное ему право принимать нормативно-правовые акты. 3) Принятые нормативно-правовые акты не могут противоречить Конституции РФ и актам вышестоящих органов. При наличии таких противоречий вновь принятый акт признается недействующим полностью или частично. 4) Нормативно-правовой акт должен приниматься в надлежащей форме и с указанием всех необходимых официальных реквизитов. Например, Правительство РФ не может принимать свои акты в форме законов или указов, поскольку Конституция РФ предусматривает для его актов иную форму — постановления и распоряжения. Принцип научной обоснованности нормативно-правовых актов не сводится к требованию проведения правотворческим органом научных исследований с целью получения необходимых данных о закономерностях развития отношений, подлежащих правовому регулированию. Суть названного принципа выражается в другом, в том, чтобы проект нормативно-правового акта был подготовлен с учетом наличных научных достижений в соответствующей отрасли права и других юридических науках. Творческое применение этого принципа становится возможным при условии, что правотворческий орган привлекает ученых-юристов к подготовке концепции и текста проекта нормативно-правого акта, а также к проведению исследований, направленных на выявление передового правотворческого опыта, составлению прогноза эффективности действия проектируемых норм права и экспертизе проекта. Демократизм правотворческой деятельности выражается прежде всего в привлечении граждан, широких слоев общественности к уча- стию в обсуждении проектов нормативно-правовых актов, обеспечении возможности для граждан обращаться в правотворческий орган с предложениями по совершенствованию законодательства, а также в соблюдении права граждан принимать законы и иные нормативно-правовые акты в ходе референдума. Демократизм выступает также руководящим принципом содержания подготавливаемого проекта и выражается в требовании разрабатывать и закреплять нормы, отвечающие интересам всех граждан или большинства населения, не предусматривать дискриминационных мер в отношении той или иной части населения. Принцип системности требует органически увязывать подготавливаемые нормы права с действующим законодательством, не дублировать действующих норм, не содержать пробелов, устанавливать соответствие проектируемых норм общим нормам и принципам конкретной отрасли права. Названные принципы правотворчества ориентируют правотворческие органы на создание эффективно действующих норм права, но творческое претворение в жизнь этих принципов оказывается под силу лишь компетентным специалистам и при условии надлежащей организации правотворческой деятельности. 6. Виды правотворчества Из понимания права как системы правил поведения, установленных государством, логически следует вывод о том, что основной формой правотворчества, творения права выступает деятельность государства. Именно оно претендует на формирование и выражение всеобщей воли в обществе и придает этой воле общеобязательный характер. Абсолютное большинство правовых норм, действующих в современном обществе, является результатом правотворческой деятельности государства, его органов и должностных лиц. Право государственных органов и должностных лиц на подготовку и принятие нормативно-правовых актов не является равным, а зависит от места, которое занимает соответствующий орган в системе органов государства и осуществляемых им функций. Последовательное проведение современными демократическими государствами принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную выразилось прежде всего в создании специальных представительных органов, занимающихся только правотворческой деятельностью.
В Российской Федерации к этим органам относятся Государственная Дума и представительные (законодательные) органы субъектов РФ. Названные органы избираются непосредственно населением и поэтому наделяются правом от имени народа издавать законы, т.е. нормативно-правовые акты, которые развивают, дополняют конституционные нормы и устанавливают первичные, исходные нормы правового регулирования во всех отраслях права. Законы и их нормативные установления образуют основу, ядро всей системы права. Правотворческая деятельность остальных органов государства и должностных лиц осуществляется на основе и в соответствии с действующими законами, а принимаемые ими нормы не могут противоречить законодательным установлениям. В силу этой особой значимости законов в правовом регулировании деятельность по их подготовке и принятию образует самостоятельный вид правотворческой деятельности государства — законотворчество. Нормативно-правовые акты, принимаемые на основе и во исполнение законов, называются подзаконными, а деятельность государственных органов и должностных лиц по их подготовке и принятию составляет другой вид правотворческой деятельности государства — подзаконное правотворчество. В Российской Федерации подзаконные нормативно-правовые акты принимают Президент РФ, Правительство РФ, федеральные министерства и иные центральные органы исполнительной власти, президенты и органы исполнительной власти субъектов РФ. Нормативно-правовые акты могут также издаваться руководителями государственных предприятий, учреждений, организаций. Существование подзаконного правотворчества наряду с законотворчеством представительных органов государства обусловливается прежде всего тем, что представительные органы неспособны собственными силами подготовить и принять весь массив нормативно-правовых актов, необходимых для регулирования всех сфер общества. Сказывается сложность процедур законотворческого процесса, прохождение которых требует длительного времени и не позволяет оперативно вносить изменения в действующее законодательство. Члены представительного органа не обладают той глубиной профессиональных знаний, которая требуется для компетентных решений в специальных, предметных сферах. Следует учитывать и сравнительно небольшой количественный состав представительных органов. Так или иначе, но ни одно современное государство не обходится без предоставления органам исполнительной власти права принимать нормы права. К правотворчеству государственных органов тесно примыкает правотворчество органов местного самоуправления. Право готовить и принимать нормативно-правовые акты предоставляется представительным органам и должностным лицам муниципальных образований города, иного населенного пункта, территории. Некоторые авторы правотворческую деятельность этих органов рассматривают как вид государственного правотворчества, что не совсем верно. Органы местного самоуправления создаются населением для решения задач местного значения и не входят в систему органов государства, о чем прямо говорится в Конституции РФ и федеральных законах. Соответственно, и правотворчество органов местного самоуправления образует особый, отделенный от государства вид правотворческой деятельности. В современных условиях значительно расширяется число нормативно-правовых актов, принимаемых не государством, его органами, а членами гражданского общества, в том числе: населением, а также учредителями негосударственных организаций, учреждений, акционерных обществ, трудовыми коллективами и общественными организациями. Действующее законодательство предусматривает принятие ими уставов, нормативных договоров, соглашений. Особой формой участия населения в правотворчестве выступает референдум. В юридической литературе референдум понимается как особый вид правотворчества. В соответствии с Федеральным конституционным законом «О референдуме» на всенародное голосование могут выноситься проекты федеральных законов, которые при их одобрении большинством избирателей, принявших участие в голосовании, приобретают силу закона и не нуждаются в дополнительном утверждении какими бы то ни было органами государства. Признание референдума как особого вида правотворчества вполне правомерно, поскольку инициатива в его проведении принадлежит самому населению и их общественным объединениям. Инициаторами референдума готовится проект закона, выносимого на референдум. Таким образом, благодаря референдуму гражданское общество выступает самостоятельным субъектом правотворчества на всех его этапах и стадиях — от подготовки инициативного законопроекта до придания ему силы закона, по своей юридической значимости не уступающего законам государства. Однако население почему-то не спешит реализовать свое право как субъекта законотворчества. За два года своего официального действия не предпринималось даже попыток его реализации.
Действующее законодательство, в том числе и Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» предоставляет право общественным объединениям, трудовым коллективам, государственным органам и работодателям принимать нормативно-правовые акты с целью регулирования социально-трудовых отношений. Работникам организаций, предприятий, учреждений предоставляется право заключать с работодателем коллективные договоры, предусматривающие регулирование таких вопросов, как форма, система и размер оплаты труда, условия и охрана труда работников, добровольное и обязательное медицинское и социальное страхование, рабочее время и время отдыха и иные трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения. Социально-трудовые отношения между работниками и работодателями на уровне Российской Федерации, субъекта РФ, территории, отрасли, профессии регулируются в форме соглашений. При этом генеральное соглашение заключается общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ, отраслевое соглашение — соответствующими общероссийскими профсоюзами и их объединениями, общероссийскими объединениями работодателей и Министерством труда РФ. На уровне субъектов РФ и административно-территориальных образований в составе РФ соглашения могут заключаться между региональными объединениями профсоюзов, объединениями работодателей и органами исполнительной власти субъектов РФ. Благодаря коллективным договорам и соглашениям предоставляется возможность членам гражданского общества, работникам и работодателям самостоятельно устанавливать права и обязанности и тем самым сузить вмешательство государства в сферу, представляющую частный интерес. Однако государство не устраняется полностью из этой сферы. Оно сохраняет свои функции принуждения и применяет действенные меры к лицам, не выполняющим своих обязательств по коллективным договорам и соглашениям. Самостоятельным видом нормативно-правовых актов являются уставы организаций, учреждений, образуемых гражданами, коммерческими либо общественными организациями. Такими актами определяются права и обязанности организации, учреждения, порядок их деятельности, реорганизации и ликвидации. Нормативно-правовые акты издаются также и руководителями названных организаций, учреждений в процессе управления ими, решения конкретных производственных и иных задач. Понятно, что все такие нормативные решения имеют силу постольку, поскольку соответствуют действующим нормативно-правовым актам, и принимаются в пределах правомочий учредителей и руководства организации, учреждения. Таким образом, в Российской Федерации правотворчество осуществляется в трех видах: как правотворческая деятельность государства, правотворчество органов местного самоуправления и правотворчество организаций, учреждений и граждан. В свою очередь каждый вид правотворческой деятельности осуществляется в присущих ему формах. Правотворческая деятельность государства выражается в форме законотворчества и подзаконного правотворчества, т.е. деятельности органов исполнительной власти по подготовке и принятию подзаконных нормативно-правовых актов. Правотворчеству гражданского общества присущи также две основные формы: 1) законотворчество, осуществляемое гражданским обществом страны или отдельного региона путем подготовки и принятия закона в ходе референдума; 2) подзаконное правотворчество, осуществляемое органами местного самоуправления, общественными организациями, учредителями и руководством негосударственных организаций и учреждений. 7. Правотворческая техника и правотворческие ошибки Любой правотворческий орган стремится создать такой нормативно-правовой акт, который был бы качественно совершенен как по форме, так и по содержанию. Качественное совершенство нормативно-правового акта означает, что: 1) все закрепленные им нормы права обладают свойствами нормативности, формальной определенности и общеобязательности, не содержат пробелов и противоречий; 2) нормативно-правовой акт предусматривает действенный юриди 3) текст нормативно-правового акта подготовлен в соответствии с Успешной правотворческой деятельности способствует умелое использование методов, приемов правотворческой техники. Каждый такой метод представляет собой перечень правил, как нужно поступать разработчикам проекта, чтобы подготовить качественно совершенный проект и обеспечить его успешное прохождение в правотворческом органе. В форме метода закрепляются результаты изучения и обобщения передового правотворческого опыта, удачного
решения конкретной задачи в ходе проектирования нормативно-правовых актов либо рекомендации ученых-юристов. Каждый метод разрабатывается применительно к специфике конкретной процедуры, осуществляемой в процессе проектирования нормативно-правовых актов. Поскольку процесс проектирования является весьма сложным, включает в себя ряд самых разнообразных процедур, то и система методов, используемых при проектировании нормативно-правовых актов, представляет собой достаточно сложное образование. В числе этих методов наибольшее значение имеют методы, используемые при подготовки концепции нормативно-правового акта, написании его текста, проведения экспертизы подготовленного проекта. На стадии подготовки концепции нормативно-правового акта, призванной определить социальные и юридические потребности общества в проектируемом акте, а также сформулировать его основные положения и разработать механизм реализации норм права, широко применяются такие общенаучные методы, как анализ и синтез, индукция и дедукция, методы толкования норм права, сравнительного правоведения и др. Иной предстает система методов, используемых при написании текста закона. В этой процедуре широкое применение находят три группы методов: 1) методы, приемы, применяемые для разбивки текста нормативно-правового акта на структурные единицы (разделы, главы, статьи, пункты и др.); 2) приемы фиксирования связей между нормативными предписаниями проектируемого акта (отсылки, примечания, приложения); 3) приемы фиксирования связей между проектируемыми и действующими нормами права. В этих целях чаще всего используются отсылочные или бланкетные предписания, а также предписания, вносящие изменения, дополнения в действующие нормативно-правовые акты. Особым способом фиксирования связей между проектируемыми предписаниями и другими источниками права являются предписания-поручения компетентному органу государства подготовить и принять нормативно-правовой акт в развитие проектируемого акта. В целях обеспечения ясности и точности нормативно-правовых предписаний используются прежде всего правила грамматики русского языка, а также приемы и правила логики. Тексты нормативно-правовых актов, как отмечает А.С. Пиголкин, должны быть лингвистическим образцом языка и стиля. Окончательно отработанный и принятый нормативно-правовой акт не должен вызывать к себе критического отношения с языковой точки зрения. Особую группу составляют методы проведения экспертизы проектов нормативно-правовых актов, а также правила и приемы сбора, анализа и учета замечаний, высказанных экспертами и иными лицами. Таким образом, правотворческая техника понимается как совокупность методов, приемов подготовки качественно совершенных как по форме, так и по содержанию нормативно-правовых актов. К сожалению, российскими правоведами пока что не проведена работа по систематизации всех приемов правотворческой техники, хотя за последние шесть лет в этом направлении предпринимались определенные, заслуживающие внимания попытки. Учеными Института законодательства и сравнительного правоведения в 1993 г. был издан сборник рекомендаций «Правовой механизм реализации Федеративного договора», а в 2000 г. — учебно-практическое пособие «Законодательная техника», в которых содержались методические материалы по различным вопросам правотворческой деятельности. Обширный методический и теоретический материал по вопросам правотворческой техники содержится в сборниках «Проблемы юридической техники» и «Законодательная техника современной России: состояние, проблемы, совершенствование», подготовленных Институтом «Открытое общество» и Нижегородской академией МВД РФ соответственно в 2000 и 2001 гг. Однако ни одно из названных изданий ни по отдельности, ни в своей совокупности не исчерпывает сколько-нибудь полно и системно содержания правотворческой техники. Подготовка нормативно-правовых актов пока что осуществляется в основном при опоре на интуицию и собственный опыт разработчиков. Такой подход, естественно, не гарантирует от недочетов, несовершенств, которые подчас не удается полностью исправить и на стадии принятия нормативно-правовых актов правотворческим органом. Современные законы и иные нормативно-правовые акты страдают существенными недостатками в виде пробелов, противоречий, нечетких формулировок, стилистических погрешностей и других недостатков, которые в теории права называются правотворческими ошибками. Правотворческая ошибка понимается как отступление от требований правотворческой техники, логики или грамматики, которое снижает качество нормативно-правового акта, вызывает затруднения в его толковании и препятствует реализации норм права в конкретных отношениях. В зависимости от сферы содержания нарушенных правил выделяют три вида правотворческих ошибок: юридические, логические и грамматические.
Несоблюдение требований правотворческой техники в тексте нормативно-правовых актов приводит к появлению таких юридических ошибок, как установление декларативных норм, а также норм, противоречащих Конституции РФ или федеральным законам, пробелы, отсылки к несуществующим нормативно-правовым актам либо неполное закрепление жизненных обстоятельств, имеющих существенное значение для содержания и применения норм права. Принятие декларативных норм, т.е. не обеспеченных необходимыми материальными ресурсами, надлежащими юридическими средствами, является одной из распространенных ошибок современного законодательства и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации. Примером такой нормы может служить предписание Основ законодательства Российской Федерации о культуре, согласно которому каждый проживающий в России человек может получать гуманитарное и художественное образование независимо от возраста и способностей. Из закона неясно, каким путем можно реализовать эти права (например, в получении юридического образования), какие учебные заведения и на каких условиях будут давать такое образование всем желающим. Ясно, что с такими формулировками норма лишь провозглашает право, но не обеспечивает его реального осуществления. Примером коллизионных, т.е. противоречащих друг другу норм могут служить ст. 81 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» и ст. 247, 252, 253 УК РФ. Статья 81 Закона устанавливает уголовную ответственность за нарушение экологического законодательства только при наличии вреда окружающей среде и здоровью человека. В то же время названные статьи УК РФ устанавливают уголовную ответственность за экологические преступления уже при наличии одной только угрозы причинения вреда либо вовсе лишь за нарушение уголовно-правового запрета. К сожалению, приходится также признать, что в подготовке нормативно-правовых актов принимают участие не только лица из числа безупречно владеющих литературным языком. Привносимые ими в текст проекта значительные отступления от простых лексических, орфографических и синтаксических норм современного русского языка не всегда удается откорректировать до принятия нормативно-правового акта. В ряде случаев текст оказывается засоренным ненормативными словоформами, нарушается сочетаемость, возникают грамматически неприемлемые либо просто отягощенные, громоздкие конструкции, сквозь которые приходится буквально про- дираться к смыслу фразы, а подчас становится просто невозможно однозначно его выявить. Таким образом, недоработка чисто редакторского плана существенно искажает содержание норм права и по своим негативным последствиям выходит за рамки вспомогательной проблемы, становясь в один ряд с другими правотворческими ошибками. Логические ошибки возникают как результат несоблюдения требований логики при подготовке и принятии нормативно-правовых актов. Логика предмета в целом определяет и логику мысли. Специалист может достаточно верно мыслить, не зная законов логики. Но когда требуется подготовить проект нормативно-правового акта, интуитивного мышления оказывается недостаточно, особенно в случаях, где логические приемы, требования остаются единственным критерием оценки правильности мышления. При проектировании нормативно-правовых актов допускаются логические противоречия между отдельными положениями нормативно-правового акта, встречается тавтология, когда определяемое повторяется в определяемом либо неизвестное определяется через другое неизвестное, нарушается соразмерность определения понятий и др. Например, в Основах лесного законодательства Российской Федерации в преамбуле дается определение леса как совокупности земли, древесной, кустарниковой и травянистой растительности и животного мира. Однако уже в следующей статье Основ лес понимается только как древесная растительность. В Таможенном кодексе РФ попадается словосочетание «живые животные». Это типичная тавтология. Ибо животное может быть только живым, в других состояниях этот предмет обозначается другими терминами. Примером определения неизвестного через другое неизвестное может служить встречающееся в законодательстве определение оперативно-разыскной деятельности как вида деятельности, осуществляемой путем проведения оперативно-разыскных мероприятий. Человек, который не имеет представления об оперативно-разыскной деятельности, еще меньше наслышан об оперативно-разыскных мероприятиях. И такое, с позволения сказать, определение не вносит ни малейшей ясности.
|