Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Органами на основе и в соответствии с Конституцией РФ, Конституци­ями республик и уставами субъектов РФ.






Каждый структурный ряд системы нормативно-правовых актов характеризуется иерархической связью его элементов, которая выс­тупает как необходимая, закономерная связь этой системы. Иерар­хическая связь выражается в том, что нормативные акты имеют в структурном ряду определенное место и не могут содержать норм, противоречащих вышестоящим актам. В свою очередь, каждый нор­мативный акт выступает исходной правовой базой для нормативных актов, расположенных в структурном ряду после него.

Нормативный акт, нарушающий иерархическую связь и содержа­щий нормы, противоречащие вышестоящим актам, не подлежит при­менению в конкретных отношениях, поскольку не обладает свойства­ми, необходимыми для акта, содержащего подлинные нормы права. Вследствие такого основополагающего значения в построении сис­темы нормативно-правовых актов иерархическая связь последова­тельно закрепляется нормами Конституции РФ, хотя термин «иерар­хическая связь» в ней не употребляется.

Федеральный закон как акт наибольшей юридической силы, при­нятый по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации, имеет приоритет над остальными актами. Ему не могут противоре­чить ни указы Президента РФ, ни постановления и распоряжения Правительства РФ, ни законы субъектов РФ. Согласно ч. 5 ст. 76 Конституции РФ в случае противоречия между федеральным зако­ном и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Указы Президента и постановления Правитель­ства РФ, принятые по вопросам, отнесенным к ведению Федерации, также имеют приоритет над нормативно-правовыми актами субъек­тов РФ, что прямо закреплено ст. 90 и 115 Конституции РФ.

Иным образом построен структурный ряд нормативно-правовых актов, принимаемых по вопросам, отнесенным к исключительному ведению субъектов РФ. Приоритет здесь отдается не федеральным за­конам, а законам субъектов РФ. Именно они и только они могут уста­навливать исходные, основополагающие нормы права, подлежащие конкретизации в нормативно-правовых актах органов исполнитель­ной власти субъектов РФ. Согласно ч. 6 ст. 76 Конституции РФ в слу­чае противоречия между федеральным законом и нормативным ак­том субъекта РФ, действует нормативно-правовой акт субъекта РФ.

Конституция, таким образом, закрепляет органичную связь нор­мативно-правовых актов разных уровней и содержит четкие предпи-


сания о том, каким актам следует отдавать приоритеты в тех или иных ситуациях. Последовательное проведение этих конституционных положений позволяет создать гармоничную и логически непротиво­речивую систему нормативно-правовых актов РФ. Однако важно не только определить критерии оптимального состояния правового яв­ления, но и разработать способы, средства, позволяющие провести эти критерии в реальной жизни. Конституция РФ содержит необхо­димые решения и по этому аспекту формирования системы норма­тивно-правовых актов.

Конституция закрепляет действенные способы устранения ло­гических противоречий в действующих нормативно-правовых ак­тах. В этих целях предусматривается создание и деятельность Кон­ституционного Суда РФ, судебный порядок отмены нормативно-правовых актов органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, наделение Президента РФ пра­вом отменять постановления Правительства РФ и приостанавли­вать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или в случае наруше­ния прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопро­са в судебном порядке.

К сожалению, в настоящее время по ряду объективных и субъек­тивных причин пока что не удается достичь полного согласования всех компонентов системы нормативно-правовых актов. Особенно много коллизий содержится в нормативно-правовых актах субъек­тов РФ, в том числе осуществляется правовое регулирование по воп­росам, отнесенным к ведению Федерации, вводятся налоги и сборы, не предусмотренные федеральным законодательством, устанавлива­ются нормы, которыми в введение субъектов РФ передаются вопро­сы, отнесенные к исключительному ведению Федерации. Принятие действенных мер по устранению названных и иных противоречий в праве и создание стройной и эффективно действующей системы нор­мативно-правовых актов составляет насущную задачу компетентных государственных органов РФ и российских правоведов.

6. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц

Принятый правотворческим органом нормативно-правовой акт начинает действовать не сразу, а лишь после того, как он вступит в


 




силу. В Российской Федерации применяется четыре способа вступ­ления актов в силу: 1) с момента принятия; 2) с даты опубликования в источнике официального опубликования, 3) с даты, указанной в самом нормативно-правовом акте либо специальном акте, опреде­ляющем порядок его введения в действие; 4) по истечении опреде­ленного срока после опубликования нормативного правового акта. По общему правилу федеральные конституционные законы и феде­ральные законы вступают в действие по истечении десяти дней пос­ле их первого официального опубликования. Для нормативных указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ этот срок огра­ничивается семью днями.

При вступлении в силу нормативно-правовых актов действует принцип, согласно которому нормы права не имеют обратной силы. Этот принцип означает, что новые нормы права реализуются только в отношениях, возникших после их вступления в силу. Отношения, существовавшие ранее, регулируются теми нормами, на основе и в соответствии с которыми эти отношения возникли. Такой порядок действия новых норм права обеспечивает стабильность длящихся правоотношений, их относительную независимость от законодатель­ной политики. Вступая в правоотношения, граждане и иные лица ориентируются на защищенные и гарантируемые правом духовные и материальные блага. И любые изменения права не должны менять, а тем более ухудшать положение участников уже возникших право­отношений. Субъективные права и юридические обязанности могут меняться только соглашением участников правоотношения, по их доброй воле.

Принцип обратной силы нормативно-правового акта знает два исключения: 1) обратная сила всегда придается нормам уголовного и административного права, устраняющим или смягчающим ответ­ственность; 2) обратная сила может быть придана новому закону са­мим законодателем. Так, Федеральный закон «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» распро­страняет действие ст. 835 ГК РФ на отношения, связанные с привле­чением денежных средств во вклады, которые возникли ранее и со­храняются в момент введения второй части Кодекса.

Право законодателя придавать своим актам обратную силу огра­ничивается ст. 54 и 57 Конституции РФ. Исходя из этих статей, прин­цип обратной силы не может применяться к законам, которые уста­навливают или отягчают ответственность, а также вводят новые на­логи или ухудшают положение налогоплательщиков.


Признание нормативно-правовых актов утратившими силу стано­вится возможным лишь в случае принятия специального решения правотворческого органа. В Российской Федерации в этих целях при­меняются различные способы.

Правотворческий орган, принимая соответствующий акт, может сразу же определить дату, до которой он действует. Причем дата уста­навливается либо в тексте акта, либо в постановлении о его введении в действие. Например, указывается: «действует до 1 января 1998 г.», «действует до 1997 г.». Имеются также акты, которые применяются для регулирования отношений в каких-то особых, специфических условиях и действуют столько времени, сколько существуют эти ус­ловия. Например, Совет Министров СССР нередко принимал нор­мы на период проведения какого-либо мероприятия: строительства конкретного завода, канала, железной дороги, уборки урожая. С за­вершением стройки, уборки урожая акты признавались недействую­щими. Применительно к условиям новой стройки, иного мероприя­тия принимался новый нормативно-правовой акт.

Однако большая часть нормативно-правовых актов принимается без указания срока и условий их действия. В этих случаях считается, что акт действует неопределенно-длительный срок, до тех пор пока правотворческий орган не примет специального решения о его от­мене полностью или частично. До такого решения акт признается действующим даже в тех случаях, когда он фактически безнадежно устарел и не реализуется в конкретных отношениях. Ибо применяет­ся принцип — право не может быть отменяемо соглашением част­ных лиц.

Пространство, на котором действует нормативно-правовой акт, определяется компетенцией правотворческого органа, его местом в системе органов государства. Федеральные органы — Государствен­ная Дума, Федеральное Собрание, Президент РФ, Правитель­ство РФ — принимают акты, обязательные к исполнению на всей тер­ритории Российской Федерации. Однако ими могут приниматься и нормативно-правовые акты, действующие на какой-либо ограничен­ной территории, о чем прямо говорится в акте или его заголовке. Та­ково, например, постановление Правительства РФ «О мерах государ­ственной поддержки и преодоления депрессивных явлений в эконо­мике Алтайского края» от 21 октября 1996 г. № 1526.

Нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации распространяют свое действие на территорию этих государственных образований. Акты органов местного самоуправления действуют в


 




пределах границы соответствующих городов и иных населенных пун­ктов либо административных единиц.

При определении государственной территории, на которой дей­ствуют акты государства, нужно учитывать, что данным термином охватывается не только земельное, водное и воздушное простран­ство в пределах границ государства, но и так называемая условная территория. Территория Российской Федерации включает в себя: 1) сушу, в том числе недра и континентальный шельф, т.е. подвод­ную часть материков; 2) территориальные воды, а также прибреж­ную часть морей в пределах двенадцати морских миль; 3) воздуш­ное пространство над сушей и водным пространством. В условную территорию Российской Федерации входят прежде всего идущие под ее флагом военные суда. Гражданские же морские, речные и воздушные суда, курсирующие под российским флагом, признаются территорией Российской Федерации, если они находятся в ее во­дах и воздушном пространстве либо в нейтральных водах и воздуш­ном пространстве над ними. Условной территорией признаются также кабели и трубопроводы, продолженные в открытом море, и технические сооружения на континентальном шельфе и в откры­том море.

Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц исходит из принципа, согласно которому все лица, находящиеся на территории государства временно или постоянно, подпадают под юрисдикцию его норм права. Нормы права Российской Федерации за небольшим исключением распространяются как на граждан РФ, так и на иност­ранцев, а также лиц без гражданства. Лишь некоторые политические права и обязанности предназначаются только для граждан РФ. В ча­стности, служба в Вооруженных Силах России является почетной обязанностью граждан РФ. Иностранцы и лица без гражданства не могут также избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в референ­думах.

Действие уголовного кодекса (УК РФ), законодательства об ад­министративных правонарушениях и других законодательных ак­тов РФ не распространяется на дипломатических представителей иностранных государств и членов их семей, которые в соответствии с нормами международного права пользуются дипломатическим им­мунитетом. Соответственно правом экстерриториальности пользу­ются и дипломатические представители России в период их пребы­вания в других странах.


Имеются определенные особенности в действии по кругу лиц УК РФ. Граждане РФ и постоянно проживающие в Российской Фе­дерации лица без гражданства, совершившие преступление за ру­бежом, подлежат уголовной ответственности по уголовному зако­нодательству России при следующих условиях: 1) совершенное де­яние признается преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено; 2) лица не были осуждены в иност­ранном государстве.

Военнослужащие воинских частей РФ, дислоцирующихся за пре­делами Российской Федерации, несут уголовную ответственность за преступления, совершенные на территории иностранного государ­ства по уголовному законодательству РФ, если иное не предусмот­рено международным договором России с этим государством.


 





Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал