Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Национальные правовые системы имеющие ряд общих, сходных черт, признаков образуют некую единую, автономную общность, охватываемую понятием «правовая семья».⇐ ПредыдущаяСтр 30 из 30
Основанием для обособления национальных правовых систем в отдельную правовую семью, как правило, берутся наиболее важные, сущностные признаки, свойства, компоненты правовых систем, в том числе: общие исторические корни. Национальные правовые системы могут иметь единый и достаточно длительный этап своего становления и развития. На этом их общем этапе были сформированы принципы, специфические черты, которые играли известную роль в истории этих правовых систем и не утратили своего значения в современный период. Значительный интерес в этом плане представляет обычное право стран Африки. Все исследователи единодушно констатируют общность и оригинальность его принципов, институтов, юридической техники, которые существенно отличаются от европейского обычного права. Все это дает основания для бесспорного утверждения о том, что обычное право стран Африки имело какого-то общего предка, общую историческую основу. В то же время вопрос об этом общем предке остается неясным и дискуссионным; источники права. Это один из основополагающих признаков деления национальных правовых систем на правовые семьи. Существует прямая и непосредственная связь между системой источников права и остальными компонентами механизма правового регулирования. В зависимости от того, какие способы формирования права используются в национальной правовой системе, что признается действующим правом, образуются и действуют механизмы охраны и реализации норм права. Государства континентальной Европы, признавая закон ведущим источником права, принимают большую часть норм права в форме законов, а на судебные органы возлагают обязанность неукоснительного следования действующим законам. В Англии основным источником права длительный период признавался судебный прецедент, что в свою очередь значительно сдерживало законотворческую деятельность представительного органа страны и одновременно наделяло суды правотворческими функциями. Своеобразие правовых источников мусульманского права также сказывается в системе органов, осуществляющих правотворческие и судебные функции; исходные принципы правового регулирования, единство юридических понятий и терминов. Общность национальных правовых систем может проявляться не только в их механизмах правового регулирования, но и в непосредственном содержании действующих правовых норм и институтов. Наиболее ярко эта общность обнаруживается на уровне конкретных правовых принципов и правовых понятий. Не представляет большого труда увидеть различие между национальными правовыми системами стран Европы, Индии и стран Дальнего Востока на уровне основополагающих правовых принципов. Если для всех европейских стран ведущим является принцип борьбы за право, за создание реальных условий для того, чтобы любой гражданин, иное лицо мог реально защитить свои нарушенные права путем обращения в суд или иной компетентный орган, то для правовых систем Индии и стран Дальнего Востока ведущим является прямо противоположный принцип — добросовестное исполнение возложенной обязанности и терпеливого отношения к любым посягательствам на субъективные права человека или иного лица. На принципах, существенно отличающихся от принципов европейского права, основано и обычное право африканских стран. Туземное правосудие, по мнению Р. Давида и Ж. Спинози, выступает скорее как институт примирения, чем как институт применения наказания правонарушителя. Отсутствие действенного механизма исполнения решений делает еще более необходимым институт согласия; решение, основанное на властных началах, рискует остаться неисполненным; отрасли и институты права. Национальные правовые системы, основанные на общих принципах и правовых понятиях, терминах, как правило, имеют и значительное сходство в системе отраслей и институтов права. Все страны континентальной Европы в системе действующих норм права выделяют гражданское, конституционное, административное (полицейское), уголовное и другие отрасли права. В то же время для Англии, как представительницы общего права, подобное деление норм права на отрасли является неведомым. В Англии отсутствуют гражданское, административное, торговое и некоторые другие отрасли права. Вместо них используется деление норм права на общее право и право справедливости, неизвестные странам континентальной Европы. Таким образом, правовая семья — это совокупность национальных правовых систем, имеющих общие исторические корни и характеризующихся общностью источников права, правовых принципов, понятий, отраслей права и некоторых других правовых явлений. В современной теории права имеется несколько различных классификаций национальных правовых систем на правовые семьи. Среди российских правоведов наиболее широкое распространение получила классификация правовых семей, предложенная французским ученым Р. Давидом. По его мнению, все национальные правовые системы современности можно разделить на семь правовых семей: 1) романо-гер-манскую правовую семью, которая включает правовые системы, сложившиеся на основе римского права; 2) семью общего права, созданного судьями в процессе разрешения юридических конфликтов между различными участниками общественных отношений; 3) семью социалистического права; 4) семью мусульманского права; 5) индусское право; 6) правовую семью стран Дальнего Востока; 7) семью обычного права, действующего в странах Африки и Мадагаскара. Несколько иную классификацию национальных правовых систем предлагает немецкий ученый К. Цвайгерт. По его мнению современная юридическая карта мира состоит из восьми правовых кругов: романского, германского, скандинавского, англо-американского, социалистического права, права ислама, индусского и дальневосточного права. Многообразие классификаций национальных правовых систем на правовые семьи обусловливается сложным строением, структурой национальных правовых систем, множественностью оснований классификации и невозможностью точно установить меру соответствия классифицируемого материала основанию классификации. Национальные правовые системы, объединяемые одними авторами в одну семью, другими авторами включаются в разные правовые семьи. Так, К. Цвайгер единую романо-германскую семью, выделенную Р. Давидом, дифференцирует на три компонента: романское, германское право и скандинавское право. Поэтому поиск оснований и способов группировки национальных правовых систем в правовых семьях остается важнейшей проблемой правовой науки, и в первую очередь общей теории права и на будущее. В рамках нашего учебного курса представляется необходимым дать более подробную характеристику ряда основных семей современного права. 3. Семья европейского (континентального) права В романо-германскую правовую семью входят национальные правовые системы Франции, Германии, Италии, Испании, Швеции и других стран континентальной Европы. Все члены этой семьи имеют общую историческую основу — древнее римское право, закрепленное Сводом законов Юстиниана. Рецепция римского права в странах континентальной Европы заняла длительный период и завершалась принятием гражданских кодексов этими странами в XIX в. Убедительный пример в пользу рецепции римского права показала Франция, приняв в 1804 г. первый в Европе Гражданский кодекс, закрепивший давно сложившиеся в обществе буржуазные экономические отношения. В последующем Бельгия и Люксембург и Испания восприняли Гражданский кодекс Франции, а Германия, Швейцария и другие страны, основываясь на римском праве, приняли свои национальные гражданские кодексы. Представители романо-германской правовой семьи право понимают как закон, иные установления, принятые компетентными органами государства. Для них норма права представляет собой абстрактное правило поведения, которое в идеале должно отражать наиболее важные, главные признаки регулируемого общественного отношения, а суд и иные правоприменительные органы, должностные лица путем толкования закона определяют возможность и применимость той или иной нормы права к рассматриваемому конкретному случаю (юридическому делу). При этом в процессе формирования права, принятия новых и совершенствования действующих норм права законодатель и иные правотворческие органы исходят не из потребностей решения конкретного дела, а руководствуются общими принципами права, закрепленными конституцией страны либо сформулированными правовой доктриной в соответствии с принципами социальной справедливости, гуманности, равноправия и демократии. Подобное понимание права и способов его формирования сказалось на системе источников романо-германского права. Специфика источников этой правовой семьи наиболее ярко характеризуется следующими чертами. Основным источником права признается нормативно-правовой акт. Правом принимать источники такого рода наделяется весь широкий круг государственных органов. Нормативно-правовые акты принимают не только законодательные (представительные) органы государства, но и органы исполнительной власти, а также с санкции государства органы местного самоуправления, а также органы управления предприятиями, организациями и некоторые другие лица. В условиях множественности органов и организаций, правомочных принимать нормативно-правовые акты, актуальной является задача создания единой и непротиворечивой системы норм права. В романо-германской правовой семье эта проблема решается путем закрепления и последовательного проведения принципа иерархической подчиненности нормативно-правовых актов, согласно которому нормативно-правовые акты одного правотворческого органа не могут противоречить нормативно-правовым актам, принятым вышестоящим государственным органом. Актом высшей юридической силы признается конституция страны. Это, как правило, сравнительно небольшой по объему нормативно-правовой акт, закрепляющий основы политического, экономического, социального строя страны, форму государства, структуру, порядок организации и деятельности органов представительной, исполнительной и судебной власти, а также систему прав и свобод, гарантируемых гражданам страны и иным лицам. В отдельных странах конституционные нормы закрепляются не в одном, а нескольких конституционных актах. Например, Конституция Швеции состоит из трех основных законов: Формы правления от 27 февраля 1974 г., Акта о престолонаследии от 26 февраля 1810 г. и Акта о свободе печати, принятом в 1949 г. Верховенство конституции в системе нормативно-правовых актов страны обеспечивается специальным органом государства, в обязанности которого входит осуществление контроля за соответствием законов, иных нормативно-правовых актов конституции страны и отмену всех противоречащих ей отдельных норм права или нормативно-правовых актов в целом. Конституционный контроль осуществляет конституционный суд либо иной орган. Например, во Франции этот контроль осуществляет Конституционный Совет. Второе место в иерархии нормативно-правовых актов занимают законы. В форме законов устанавливаются и закрепляются нормы, устанавливающие первичные, исходные нормы всех отраслей права: гражданского, уголовного, административного и др. По сфере правового регулирования законы подразделяются на кодексы и текущие (специальные) законы. Кодекс используется для системного закрепления основополагающих норм и институтов отдельной отрасли права. В форме текущих законов осуществляется нормативно-правовое регулирование отдельных правовых институтов либо закрепляются нормативные решения по вопросам, имеющим принципиально важное значение для государства или общества. Как правило, законы принимаются представительными органами государства (парламентами). Однако в порядке исключения право принятия нормативно-правовых актов, по вопросам отнесенным к ведению законодательного органа, может предоставляться и органам исполнительной власти. Например, согласно ст. 38 Конституции Франции Правительство может для выполнения своей программы просить Парламент о разрешении в течение ограниченного срока осуществлять путем ордонансов меры по вопросам, регулируемым законами. Однако принятые ордонансы Правительства подлежат утверждению Парламентом. Правительство и иные органы исполнительной власти наделяются правом осуществлять нормативно-правовое регулирование общественных отношений с целью развития и конкретизации действующих законов и обеспечения их реального действия. Как правило, органы исполнительной власти активно используют это право и ежегодно принимают значительное число подзаконных нормативно-правовых актов. Потребность в актах такого уровня объясняется прежде всего тем, что сложность процедуры подготовки законов не позволяет им превратиться в единственный источник права. Как справедливо отмечают Р. Давид и Ж. Спинози, в современном государстве регламентация со стороны законодателя не может охватывать детали, а состоит, по меньшей мере в некоторых областях, лишь в изложении принципов, более или менее общих норм. Более детальное нормативно-правовое регулирование осуществляют органы исполнительной власти, которым законодатель в этой связи предоставляет соответствующие полномочия. В большинстве стран, входящих в романо-германскую правовую семью, судебная практика не признается источником права. В соответствии с принципом разделения властей судебная власть должна применять действующий закон, а не создавать его. Лишь в порядке ис- ключения, при наличии в законе пробела судья может вынести решение по делу на основании сходных норм или принципов права. Однако и в этом случае примененное правоположение не имеет обязательного характера при рассмотрении других аналогичных дел. Другой судья может рассмотреть аналогичное дело и, применив иные нормы права, вынести другое решение. Обязательными для судей признаются лишь акты толкования закона, вынесенные Верховным судом страны. Однако и эти акты не могут конкурировать с законом, поскольку одним из необходимых условий их законности является отсутствие оригинальных, новых норм права. Поскольку вопрос о том, какое правоположение является оригинальной нормой права, а какое актом толкования, является сложным и дискуссионным, то акты толкования, даваемые высшими судебными органами страны, могут содержать и некоторые оригинальные нормы права. И это обстоятельство порождает многочисленные споры среди юристов о пределах судебного толкования и возможности признания судебной практики в качестве источника права. В скандинавских странах (Швеции, Норвегии и др.) судебная практика официально признается источником права. 7. В романо-германской правовой семье признается деление права на публичное и частное, а также на такие традиционные отрасли права, как гражданское (торговое), уголовное, административное, авторское, семейное, гражданское процессуальное и уголовное процессуальное право. 4. Семья общего права Исторической родиной общего права является Англия. В настоящее время семья общего права включает в себя также национальные правовые системы США, Канады, Австралии, Новой Зеландии, других государств, бывших английских колоний. Считается, что примерно треть населения мира регулирует свои отношения, руководствуясь нормами и принципами общего права. Общее право представляет собой систему прецедентов, созданных судьями при рассмотрении конкретных дел. Поэтому, как справедливо отмечает М.Н. Марченко, «общее право по сравнению с другими правовыми семьями имеет ярко выраженный «казуальный» характер, что эта система доминирования «прецедентного» права и полного или почти полного отсутствия «кодифицированного» права, точнее кодифицированного законодательства». Норма права в судебном прецеденте понимается как положение, взятое из основной части решения, вынесенного судом, и определяющее его правовую позицию по рассмотренному делу. В то же время мотивировка и другие положения судебного решения не имеют обязательной силы и признаются как положения «попутно сказанные». Абстрактные нормы законов, действующие в странах общего права, воспринимаются судебными органами в качестве общеобязательных лишь после того, как будут истолкованы судебными органами в форме прецедентов. Возникновение общего права связывается с завоеванием Англии норманнами в 1066 г. и последующим разрушением ранее действовавшей системы судов, решения которых основались на местных обычаях. В противовес этим судам в стране создается сеть королевских судов, которые применяют не местные обычаи, а общее для всей страны право — систему созданных ими судебных прецедентов. Отсюда и происходит название правовой системы, как системы общего права. Процесс становления системы общего права охватывает около трех столетий. Период, приходящийся на XVI — первую половину XIX вв., признается как период расцвета общего права. Одновременно в этот же период создается новое, и весьма успешно с ним конкурирующее право справедливости. Источником последнего стали решения суда Лорда-концлера, принимаемые по спорам, заявлениям, жалобам, поступающим на имя короля. В этих обращениях король именовался «источником всех милостей и справедливостей». Поэтому и созданные прецеденты в процессе рассмотрения таких обращений получили название права справедливости. По мере возрастания количества обращений к королю аппарат при Лорде-канцлере был преобразован в особый суд, который однако рассматривал дела не на основе общего права, а в соответствии с правом справедливости. Таким образом в Англии возникла две конкурирующие друг с другом судебные системы и системы права. В этот же период начинается активная экспансия общего права в завоеванных Англией колониях. Английские судьи не смогли усвоить обычаи и правовые нормы покоренных ими народов и предпочли осуществлять правосудие в привычной им форме и с применением известных им норм общего права. С конца первой половины XIX в. и по настоящее время в Англии проведена большая работа по систематизации судебных прецедентов и решений королевского канцлера, отмене устаревших, архаичных норм права и преодолению конкуренции между общим правом и правом справедливости. Одновременно английские суды были уравнены в правах и всем им разрешено пользоваться как общим правом, так и правом справедливости. Современная семья общего права характеризуется следующими специфическими чертами. 1. Основным источником права признается судебный прецедент. В Англии прецеденты являются обязательными для судей, рассматривающих соответствующую категорию дел. Неприменение прецедента, подлежащего применению в конкретном деле, может повлечь освобождение судьи от занимаемой должности. При этом существует определенная иерархическая связь между судебными прецедентами, вынесенными различными судебными органами. Решения, вынесенные Палатой лордов, являются обязательными для всех судов Англии. Решения Апелляционного суда подлежат обязательному применению всеми нижестоящими судами и для самого суда. Решения Высокого суда признаются обязательными для всех нижестоящих судов и рекомендательными для отделений Высокого суда и Суда Короны. Однако в других странах общего права общеобязательность судебного прецедента несколько ослаблена. Например, Верховный суд США и апелляционные суды штатов не считают себя связанными своими прошлыми решениями и самостоятельно решают вопрос о возможности применения в деле ранее вынесенного решения. Равным образом иные суды используют прецеденты по своему усмотрению, поскольку к ним не применяется санкция, которой подвергаются английские судьи за игнорирование необходимых по рассматриваемому делу прецедентов. 2. В семье общего права законы, иные нормативно-правовые акты В Англии законы и разного рода подзаконные акты образуют так называемое статутное право. Ежегодно английский парламент принимает около сотни законов. Всего в Англии парламентом принято более трех тысяч законов и в настоящее время ведутся работы по их систематизации с целью устранения противоречий и устаревших норм права. Однако в Великобритании нет писанной конституции, которая имеется во всех странах континентальной Европы. Государственные органы исполнительной власти лишены права принимать нормативно-правовые акты «во исполнение закона». Принятие подзаконных актов становится возможным лишь при наличии специального поручения парламента соответствующему органу. Поэтому правотворческая деятельность государственных органов исполнительной власти называется делегированной. Закон может отменить прецедент. Но в судебной практике наблюдается обратная картина. Судья, связанный судебными прецедентами, начинает применять закон лишь после того, как он будет истолкован и применен компетентными судебными органами. В США законы и подзаконные акты играют значительно большую роль в регулировании общественных отношений, чем в Англии. Прежде всего США имеет писанную конституцию, принятую более двухсот лет назад. Активную законотворческую деятельность осуществляют прежде всего законодательные органы штатов. При этом каждый штат имеет право по своему усмотрению осуществлять нормативно-правовое регулирование общественных отношений. Конгресс США — федеральный законодательный орган — может принимать законы только по вопросам, отнесенным Конституцией США к полномочиям Федерации. В законодательстве США имеется и ряд кодифицированных актов, чуждых правовой системе Англии. Так, в двадцати пяти штатах действуют гражданские процессуальные кодексы, во всех штатах — уголовные кодексы, в некоторых штатах имеются даже гражданские кодексы. В целях унификации законодательства штатов федеральными органами практикуется принятие модельных кодексов. Подобным образом был разработан и принят практически во всех штатах Торговый кодекс. Однако большая законотворческая деятельность штатов США не меняет существенно положение законодательства по отношению к судебному прецеденту, которое наблюдается в Англии. В США законы не признаются правом до тех пор, пока они не будут истолкованы и конкретизированы судебными органами. Так, Верховный суд США отказывается рассматривать вопросы о конституционности законов штатов до тех, пор пока суды штата не применили этот закон и не истолковали его действительного смысла. 3. В семье общего права придается повышенная значимость процессуальному праву по сравнению с материальным, тогда как в семье ро- мано-германского права наблюдается прямо противоположная картина. Примат процессуального права над материальным объясняется тем, что в условиях общего права, характеризующегося отсутствием законодательно установленных норм права, решающую роль в позитивном решении по делу играли не столько доводы о наличии права, сколько о необходимости противодействия тем процессуальным препятствиям, которые могут возникнуть при приеме заявления Королевским судом. Хотя в настоящее время судопроизводство в Англии значительно упрощено, тем не менее веками сложившаяся психология о соотношении норм материального и процессуального права сохраняется в сознании юристов и судебной практике. 4. В семье общего права отсутствует деление на частное и публичное право, а равно и на отрасли права, признаваемые семьей романо-германского права: гражданское, торговое, административное и др. Как уже говорилось ранее, общее право признает деление права и на общее право и право справедливости. Поскольку все суды имеют общую юрисдикцию, то у них отсутствует потребность в строгой дифференциации норм права по отраслям права. Кроме того, в Англии отсутствуют и кодексы, призванные закреплять основы нормативно-правового регулирования отдельной отрасли права. В связи с тем, что общее право возникло и развивалось на собственной основе, как результат деятельности судов, то и влияние на него древнего римского права является весьма незначительным. А поэтому значительная часть понятий, заимствованных романо-герман-ской правовой семьей из древнеримского права, общего праву не только неизвестна, но и даже непонятна. Это, например, такие фундаментальные понятия, как юридическое лицо, непреодолимая сила, диспозитивная норма права им др. Одновременно, номенклатура понятий общего права содержит ряд понятий, неизвестных семье романо-германского права. В настоящее время в связи с вхождением Англии в Европейский союз и стремлением членов этого союза унифицировать национальные правовые системы, идет активный процесс по сближению общего права и права континентальных стран Европы. 5. Семья мусульманского права Правомерность выделения национальных систем мусульманского права в отдельную правовую семью не вызывает каких-либо сомнений. Эта правовая семья принципиально отличается как от семьи
|