Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Земляное полотно
6.1. Рекомендации, нормы и правила настоящего раздела распространяются на проектирование земляного полотна улиц и дорог городов и сельских поселений с проезжей частью, устраиваемой в бортовых камнях или окаймляющих плитах, с отводом воды в систему закрытой канализации, при наличии подземных коммуникаций, сооружений и т.п. Земляное полотно улиц и дорог городов и сельских поселений с проезжей частью, обочинами, системой водоотвода и другими элементами по техническим параметрам, характерным для автомобильных дорог общего пользования, следует проектировать в соответствии с требованиями СНиП 2.05.02-85. Проектирование земляного полотна при устройстве трамвайных и троллейбусных линий осуществляется в соответствии с требованиями СНиП 2.05.09-90. Земляное полотно тротуаров, велосипедных дорожек, автостоянок, проездов следует проектировать в соответствии с требованиями, установленными применительно к земляному полотну улиц и дорог. Указанные сооружения допускается устраивать как на обособленном, самостоятельном земляном полотне, так и на совместном земляном полотне улиц и дорог. 6.2. Проектирование земляного полотна следует проводить на основе геодезических и геологических изысканий, климатических особенностей района строительства с учетом категории улицы и дороги, типа дорожной одежды, условий производства работ, наличия и состояния подземных коммуникаций. Земляное полотно следует проектировать в пределах красных линий улиц и дорог с учетом вертикальной планировки прилегающей территории и функционального назначения застройки. 6.3. Земляное полотно различается по типу поперечного профиля: в «нулевых отметках» (основной тип); в уровне отметок планировки прилегающей территории; в насыпи; в выемке; в полунасыпи-полувыемке. Насыпи, выемки, полунасыпи-полувыемки при проведении планировочных работ на прилегающей территории могут изменять тип поперечного профиля на земляное полотно в «нулевых отметках» и наоборот. 6.4. По сроку службы и назначению земляное полотно подразделяется: на земляное полотно постоянных, находящихся в длительной эксплуатации улиц и дорог; на земляное полотно временных дорог (построенные дороги районов массового жилищного строительства, временные объезды и т.п.). В настоящем разделе приведены нормы и правила по проектированию земляного полотна постоянных улиц и дорог. Нормы проектирования земляного полотна временных дорог устанавливаются по требованиям постоянных дорог введением коэффициентов надежности по нагрузкам. 6.5. Природно-климатические условия района строительства и инженерно-геологические условия участков определяются в соответствии с указаниями СНиП 2.05.02-85. Назначение типа местности по условиям увлажнения устанавливается с учетом освоенности территории согласно признакам, изложенным в табл. 17. Таблица 17
ПРИМЕЧАНИЕ. Необеспеченность поверхностного стока при проектировании земляного полотна не допускается. 6.6. Типовые решения земляного полотна применяются в районах нового массового жилищного строительства, а также в районах сложившейся застройки с условиями проектирования, сходными с условиями проектирования в новых районах строительства, характеризующихся увлажнениями земляного полотна по 1-му или 2-му типу местности, отсутствием техногенных насыпных и слабых грунтов естественного происхождения. Индивидуальные решения, а также индивидуальную привязку типовых решений следует применять в случаях, определенных СНиП 2.05.02-85, а также при проектировании: в условиях 3-го типа местности; в сложившихся и заповедных территориях городов и сельских поселений; транспортных пересечений; подземных пешеходных переходов; участков сопряжения с трассами метрополитена и коллекторов; набережных; придорожных шумозащитных сооружений; участков с подземными инженерными сооружениями и смотровыми колодцами. 6.7. Грунты, используемые при строительстве дорог и улиц, в зависимости от их свойств следует классифицировать в соответствии с СНиП 2.05.02-85. 6.8. Для обеспечения устойчивости и прочности верхней части (рабочего слоя) земляного полотна и дорожной одежды возвышение поверхности покрытия над расчетным уровнем грунтовых вод верховодки должно соответствовать значениям, приведенным в табл. 18. Таблица 18
ПРИМЕЧАНИЯ: 1. За расчетный уровень грунтовых вод следует принимать максимально возможный осенний (перед промерзанием) уровень за период между восстановлениями прочности дорожных одежд (капитальными ремонтами). В районах, где наблюдаются частые продолжительные оттепели, за расчетный уровень следует принимать максимально возможный весенний подъем грунтовых вод за период между капитальными ремонтами. В районах с глубиной промерзания менее толщины дорожной одежды за расчетный уровень следует принимать максимально возможный уровень грунтовых вод требуемой вероятности превышения в период его сезонного максимума. Положение расчетного уровня грунтовых вод следует устанавливать по данным разовых краткосрочных замеров на период изысканий и прогнозов. При отсутствии указанных данных, а также при наличии верховодок за расчетный допускается принимать уровень, определяемый по верхней линии оголения грунтов. 2. Возвышение поверхности покрытия дорожной одежды над уровнем грунтовых вод при слабо- и среднезасоленных грунтах следует увеличивать на 20 % (для суглинков и глин - на 30 %), а при сильнозасоленных грунтах на 40 - 60 %. 3. Возвышение поверхности покрытии дорожной одежды над уровнем грунтовых вод для техногенных грунтов устанавливается на основании определенных характеристик данных грунтов по сопоставимой группе. 6.9. Минимальное возвышение поверхности покрытия в I дорожно-климатической зоне устанавливают на основе теплотехнических расчетов согласно СНиП 2.05.02-85, но не менее норм, установленных для II дорожно-климатической зоны. При наличии в рабочем слое различных грунтов возвышение следует назначать по грунту, имеющему наибольшее значение. 6.10. Требования к пучинистости и степени уплотнения грунтов рабочего слоя устанавливаются в зависимости от типа применяемой дорожной одежды и дорожно-климатической зоны согласно СНиП 2.05.02-85. 6.11. При невозможности или нецелесообразности выполнения требований пп. 6.8 - 6.11, должны быть предусмотрены мероприятия по обеспечению прочности и устойчивости рабочего слоя земляного полотна или по усилению дорожной одежды: замена грунтов на менее пучинистые и менее слабые на полную или установленную путем расчета часть глубины промерзания грунтов; устройство морозозащитного слоя; устройство теплоизолирующих, гидроизолирующих, капилляро-прерывающих или дренирующих прослоек; применение армирующих прослоек из геотекстилей или геосеток; понижение уровня грунтовых вод путем устройства дренажей глубокого заложения; устройство вертикальных дрен или прорезей; применение специальных методов укрепления грунтов (химическое закрепление грунтов, цементация). 6.12. Для возведения насыпей следует отдавать приоритет применению местных грунтов и отходов промышленности. В случаях необходимости ускорения строительства (завершения осадки) насыпей следует применять дренирующие грунты: скальные, гравийные и песчаные, а также грунты слабодренирующие (супеси, легкие суглинки) и недренирующие (тяжелые суглинки, глины), если их естественная влажность находится в пределах, приведенных в табл. 19. Таблица 19
ПРИМЕЧАНИЯ: 1. Жирные глины допускается применять только в нижней части насыпей высотой до 4 м, меловые, тальковые и трепельные грунты - только для отсыпки ядра на затопляемой насыпи высотой до 6 м с обязательным покрытием их слоем недренирующих грунтов толщиной не менее 1, 5 м. 2. Для возведения земляного полотна при высоком стоянии грунтовых вод или наличии поверхностных вод не разрешается использовать грунты со способностью высокого капиллярного поднятия (в том числе лессовые). 3. Для возведения насыпей не допускается использовать илистые и торфяные грунты, а также грунты, содержащие легкорастворимые в воде хлористые соли в количестве более 8 %, сульфатные соли - более 5 %. 6.13. Насыпи отсыпают на полную ширину слоями из однородных грунтов. Толщина слоев и их поперечные уклоны определяются проектом производства работ с учетом условий и способов уплотнения грунта. Верхние слои насыпей должны устраиваться, как правило, из грунтов с более высокой дренирующей способностью. Не допускается образование на поверхности слоев из недренирующих и слабодренирующих грунтов местных замкнутых понижений, встречных поперечных и продольных уклонов. Особое внимание следует уделять проектным решениям, связанным с локальными разрытиями, обратными засыпками, размещением подземных сооружений (колодцев, камер, каналов и др.). Степень уплотнения грунтов насыпей и выемок должна удовлетворять требованиям СНиП 2.05.02-85. 6.14. Крутизна откосов насыпей и выемок при отсутствии влияния грунтовых вод, наземных и подземных коммуникаций и сооружений для грунтов оптимальной влажности (табл. 19) назначается в соответствии с СНиП 2.05.02-85. 6.15. В случаях возведения земляного полотна из грунтов повышенной влажности и переувлажненных или на основаниях из слабых грунтов, а также в случаях наличия наземных и подземных коммуникаций и сооружений в пределах земляного полотна крутизна откосов назначается по условию обеспечения их устойчивости. 6.16. Конструкции земляного полотна в сложных условиях, в том числе на косогорах, болотах, затопляемых пойменных участках, пересечениях водоемов, подходах к мостовым сооружениям, насыпях на слабых основаниях, выемках в особых грунтах или насыпях с исполь зованием особых грунтов, в районах распространения засоленных грунтов, мокрых солончаков и подвижных песков, в I дорожно - климатической зоне, на участках залегания вечномерзлых грунтов, на участках прогнозируемых наледей, на оползневых, оползнеопасных участках следует проектировать в соответствии с указаниями СНиП 2.05.02-85 и с учетом условий эксплуатации, нагрузок, застройки, наличия подземных коммуникаций и сооружений.
|