Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 3: Налоговое право.






Налоговое право — это совокупность правовых норм, регулирующих особый вид общественных отношений, включающий разнообразные сферы государственных, имущественных, властно-распорядительных отношений и являющийся особенным видом финансовых отношений. Иными словами, это правовые нормы, которые в своей совокупности на началах властного юридического подчинения регулируют имущественные отношения физических и юриди­ческих лиц в налоговой сфере.

В Российской Федерации налоговая деятельность осуществляется в соответствии с Конституцией РФ (ст. 57, п. «3» ст. 71, ст. 132), зафиксировавшей основополагающие положения налогообложения и сборов, Налоговым кодексом РФ, а также законами Российской Федерации.

Таким образом, налоговое законодательство Российской Федерации состоит из Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и (или) сборах.

В соответствии со ст. 2 Налогового кодекса РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федера­ции, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за соверше­ние налогового правонарушения.

Основные принципы налогового законодательства Российской Федерации закреплены в ст. 3 Налогового кодекса РФ:

1) принцип всеобщности налогообложения — каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы;

2) принцип равенства налогообложения — предполагается равенство всех налогоплательщиков перед налоговым законом;

3) принцип справедливости учитывается фактическая способность налогоплательщика уплачивать налог при обязательности каждого участвовать в финансировании расходов государства;

4) принцип соразмерности, или экономической сбалансированности, — учитывается сбалансированность интересов налогоплательщика и казны государства;

5) принцип отрицания обратной силы закона законы, изменяющие размеры налоговых платежей, не распространяются на отноше­ния, возникшие до их принятия;

6) принцип однократности налогообложения — один и тот же объект может облагаться налогом одного вида и только один раз за определенный законом период налогообложения;

7) принцип льготности налогообложения налоговые законы должны иметь правовые нормы, устанавливающие для отдельных и (или) определенных групп налогоплательщиков как юридических, так и физических лиц льготы по налогам, облегчающие налоговое бремя;

8) принцип равенства защиты прав и интересов налогоплательщи ков и государства каждый из участников налоговых правоотношений имеет право на защиту своих законных прав и интересов в установленном законом порядке;

9) принцип недискриминационности — налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и применяться по-разному исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных и иных различий между налогоплательщиками. Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 3 Налогового кодекса РФ не допуска­ется устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Структура налоговых правоотношений, т.е. общественных отношений, регулируемых нормами налогового права, включает субъект, объект и содержание.

Субъектами налоговых правоотношений, или их участниками, являются: налогоплательщики (юридические и физические лица), налоговые агенты (организации — государственные налоговые инс­пекции и физические лица — налоговые представители), Федеральная налоговая служба и её территориальные подразделения, Федеральная таможенная служба и её территориальные подразделения, Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления администраций краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автоном­ных округов, районов и городов, иные уполномоченные органы.

Объектом налоговых правоотношений является недвижимое и движимое имущество (материальные и нематериальные объекты).

Содержанием налоговых правоотношений выступают субъективные права и субъективные обязанности их участников.

Кроме того, Налоговым кодексом РФ устанавливаются права и обязанности налогоплательщиков (ст. 21 и ст. 23 соответственно), воз­можность обеспечения и защиты их прав (ст. 22), права и обязанности налоговых органов (ст. 31 и ст. 32 соответственно), обязанности должностных лиц налоговых органов (ст. 33) и ответственность налоговых органов, таможенных органов и их должностных лиц (ст. 35).

Налоговые санкции. В соответствии с Налоговым кодексом РФ налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) и взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке.

В Налоговом кодексе зафиксированы следующие виды правонарушений и санкций:

1) нарушение налогоплательщиком срока постановки на учет в налоговом органе — штраф в размере 5 тыс.; нарушение срока подачи заявления о постановке на учет на срок более 90 дней — штраф в размере 10 тыс. руб. (ст. 116);

2) уклонение от постановки на учет в налоговом органе (ст. 117):

а) ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе — штраф в размере 10% доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20 тыс. руб.;

б) ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе более трех месяцев — штраф в размере 20% доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней;

3) нарушение срока представления сведений об открытии и закры тии счета в банке (ст. 118) — штраф в размере 5 тыс. руб.;

4) непредставление налоговой декларации (ст. 119):

а) до 180 дней по истечении срока представления декларации — 5% суммы налога, подлежащей уплате в соответствии с деклара­цией за каждый полный или неполный месяц со дня ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб.;

б) в течение более 180 дней по истечении срока представления декларации — штраф в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня;

5) грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения:

а) если эти деяния совершены в течение одного налогового периода — штраф в размере 5 тыс. руб.;

б) если эти деяния совершены в течение более одного налогового периода — штраф в размере 15 тыс. руб.;

в) если эти деяния повлекли занижение налоговой базы — штраф в размере 10% суммы неуплаченного налога, но не менее 15 тыс. руб.

При этом под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается: 1) отсутствие первичных документов, счетов-фактур, регистров бухгалтерского учета; 2) систематическое (более одного раза в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика;

6) неуплата или неполная уплата сумм налога (ст. 122):

а) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) — штраф в размере 20% неуплаченных сумм налога;

б) в результате занижения налоговой базы или иного неправильного исчисления налога, подлежащего уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ — штраф в размере 20% неуплаченной суммы налога;

в) если эти деяния (п. «а» и «б») совершены умышленно — штраф в размере 40% неуплаченных сумм налога;

7) невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и {или) перечислению налогов (ст. 123) — штраф в размере 20% суммы, подлежащей перечислению;

8) незаконное воспрепятствование доступу должностного лица на логового органа, таможенного органа, органа государственного внебюджетного фонда на территорию или в помещение (ст. 124) — штраф в размере 5 тыс. руб.;

а) несоблюдение порядка владения, пользования и {или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест (ст. 125) — штраф в размере 10 тыс. руб.;

9) непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126):

а) непредставление указанных сведений налогоплательщиком (налоговым агентом) — штраф в размере 50 руб. за каждый не представленный документ;

б) непредставление сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации представить имеющиеся у нее документы со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от представления таких докумен­тов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями (если речь не идет о сведениях о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков — клиентов банка) — штраф в размере 5 тыс. руб.;

10) неправильное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу (при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ) — штраф в размере 1000 руб.

В Уголовном кодексе РФ предусмотрена ответственность граж­данина за уклонение от уплаты налога (ст. 198) и за уклонение от уплаты налогов с организации (ст. 199).

Уклонение гражданина от уплаты налога путем непредставления декларации о доходах, если подача декларации является обязательной, либо путем включения в декларацию заведомо искаженных данных о доходах, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере от 200 до 700 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет. При этом уклонение гражданина от уплаты налога признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченного налога превышает 200 минимальных размеров оплаты труда, а в особо крупном размере — 500 минимальных размеров оплаты труда.

Уклонение от уплаты налогов с организации (ст. 199 УК РФ) путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо иным способом, совершенное в крупном размере, наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

При этом уклонение от уплаты налогов с организаций признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных налогов превышает 1000 минимальных размеров оплаты труда, а в особо крупном размере — 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал