Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этап рационализации политического знания (Новое время)






Принципиально важным для понимания логики развития политического знания является тот факт, что буржуазные революции не только положили начало переходу от аграрной цивилизации к индустриальной, но и возвестили о метафизическом повороте новоевропейского мышления, который вызвал к жизни новые ценности и идеалы. Он изменил представления о должном и привнес иной современный смысл политики. Этот поворот был основан на отрицании абсолютов, «монологичного разума», определяющего основы социального порядка. Заметно возросшие возможности человека в преобразовании окружающей действительности требовали формирования иной картины мира, новых смыслов деятельности индивида. Если прежние смыслы задавались христианской моралью и призывали человека к покорности и смирению, то процесс секуляризации общественной жизни обусловил поиск новых приоритетов и предпочтении среди существовавших ценностей. Переход общества к ценностям рационализма, свободы и гражданского равенства был подготовлен идеологами эпохи Просвещения Эпоха Просвещения с его распространением идей примата разума и самостоятельности личности, ­обрывающих безусловные нормативные основания общественной организации, «онтологическое единство мира» привела к обретению индивидом «абсолютной самостоятельности». Больше не существовало единой авторитетной реальности, к которой можно было бы аппелировать, притязая на монополизацию истины. В условиях фрагментации дотеоретического политического знания основ того, как жить вместе, в результате которой «известное» одной группе отвергается другой, возникает потребность в обеспечении общественного существования «абсолютно самостоятельных» индивидов. Это становится главной задачей политики эпохи Модерна (Современности). Политика более не несет в себе ничего религиозного и поэтому должна искать новое обоснование значимости своего порядка и претензий на господство. Отныне политический порядок в принципе имеет свою опору уже не в трансцендентной сфере абсолютных значимостей, а единственно в согласии всех индивидов. Вопрос здесь заключается в том, что здесь обеспечивает ту общность убеждений, которая могла бы интегрировать сообщество в нечто единое и легитимировала бы власть в этом новом укладе. Эту роль принимают на себя идеологии. Процесс становления идеологий которые создавали новую картину мира, задавали отличную от прежней систему смыслов человеческой деятельности, выявили эффективные способы организации общественной жизни и технологии ее изменений, начался со второй половины ХVII в.

В Новое время развитие политического знания происходило вокруг двух проблем, осмысление которых были связаны:

1) с обоснованием нормативных начал политического порядка, основанного на принципах формального равенства, и автономии личности в рамках национальных государств и плюрализма интересов гражданского общества.

2) с поиском конкретных политико-организационных и конституционно-правовых форм взаимоотношений государства, общества и индивида, учреждению новой модели взаимоотношений индивида власти. В данный период сформировались основные парадигмы интерпретации политической реальности, опиравшиеся на рациональное миропонимание, заданное идеологиями.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал