Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социалистическая политическая доктрина
Первоначально она имела утопический характер, а свое научное завершение нашла в марксизме. Однако социализм как политическая доктрина не был неоднородным: он представлен как ортодоксальным направлением, так и реформистским. Ортодоксальная традиция представлена работами К. Маркса, Ф. Энгельса, В. и. Ленина, которые крайне односторонне трактовали природу государства как орудие политического господства экономически доминирующего класса. Исходя из этого предполагалось, что уничтожение частной собственности и разрушение буржуазного государства откроет дорогу в «царство свободы». Однако считалось, что отмирание государства как такового будет происходить через установление диктатуры пролетариата и лишь затем начнется переход к общественному самоуправлению. Механизм и принципы функционирования государства диктатуры пролетариата выводились из понимания социализма как антипода капитализму. Следствием таково подхода явилось отрицание достижений буржуазной демократии и либеральной политической мысли: идеи общественного договора, принципа разделения властей, отделения политики от других сфер жизни общества, формирования гражданского общества и т.д. Реформистское направление представляли идеи Э. Бернштейна и Л. Гумпловича, которые критиковали классический марксизм, доказывая его классовую ограниченность несоответствие новым условиям существования западного общества. Индустриальное западное общество заметно изменилось в силу интеграции в экономическую и политическую систему ранее отчужденных неимущих классов, в том числе пролетариата. Возросший уровень жизни заметно ослаблял классовые конфликты и позволял проводить в обществе преобразования на основе реформ, а не революций. Постепенное выравнивание социально-экономических, политических различий изменяет природу государства. Оно все больше выступает в роли арбитра в спорах между работодателем и наемным работником, а также менеджера, предоставляющего населению социально значимые услуги. Так формировалась идея социального партнерства, перешедшая затем - концепцию социального государства. Социал-демократическая мысль смогла соединить идеи либеральной демократии с принципами социальной справедливости и равенства. Жизнь подтвердила высокую эффективность политической философии социал-демократии; для этого достаточно обратить внимание на уровень и качество жизни таких стран, как Швеция, Норвегия, Австрия, Швейцария, исповедовавших реформистские политические идеалы.
|