Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Новые свидетельства из дали времён.






В 1967 году на территории разработок Ивакинского карьера были обнаружены следы стоянки людей эпохи древнекаменного века (верхнего палеолита), отдаленной от наших дней примерно на 15-20 тысяч лет. Недавно карьером был вскрыт новый участок с костями ископаемых животных, не пользованных в пищу человеком. Первым заметил кости машинист бурового станка Николай Михайлович Старцев, человек внимательный и любознательный.

Давно проживает в поселке Ивакинского карьера Евдокия Тимофеевна Петренко – директор восьмилетней школы. Ее муж Владимир Васильевич – горный мастер. У них большой интерес к краеведению. В дни отдыха их можно увидеть во главе вереницы ребят-школьников с туристскими рюкзаками. Евдокия Тимофеевна и Владимир Васильевич положили начало новому исследованию доисторического памятника.

Из разрозненных при обрушении комьев земли ими были аккуратно, осторожно извлечены и собраны все встретившиеся кости животных. Материал представил большую ценность. Здесь ряд крупных костей мамонта с разломами по концам, которые тысячелетия тому назад были сделаны людьми стоянки с целью добывания костного мозга. Из животных, кроме мамонта, определены кости бизона, шерстистого носорога, лося, северного оленя, плейстоценовой лошади.

Редкой находкой (а у нас в крае первой) стала найденная челюсть волка, бывшего современником мамонтов и доисторического человека. Особый интерес вызывают сильно стертые зубы хищника и главным образом сломанный под самый корень клык, что, судя по затертости оставшегося пенька, не помешало прожить зверю еще определенное время.

Заметим в связи с этой находкой, что до сих пор нерешенной остается интересная и загадочная проблема о приручении собаки-волка уже первобытным человеком.

В апреле этого года с помощью активных юных участников Ивако-Карьерской школы мы приступили к планомерному изучению памятника. В результате выясняется важный момент. По ряду признаков (стратиграфии культурного слоя-грунта с остатками жизнедеятельности людей и размещению в нем этих остатков и так далее) устанавливается полное сходство, однообразие характера обоих участков с находками как 1967, так и 1972 года.

В настоящее время по еще довольно отрывочным материалам, полученным из других палеолитических местонахождений, предполагается (О. Н. Бадер), что в нашем крае, западных предгорьях Урала, в верхнем палеолите оставили свои следы небольшие группы людей, мужчин-охотников, ютившихся в пещерах и скалах во время охотничьих промыслов, когда они уходили далеко от своих (еще не найденных) постоянных поселений.

Другой неожиданностью явился бесспорный факт, указывающий на широкое использование жителями стоянки местной известняковой горной породы (ее окремненных разностей) в качестве материала для изготовления орудий труда. Следы этой производственной деятельности людей обнаружились как на участке самой стоянки, так и в стороне от нее, в подножии скальных стен и прилегающих склонах. Уже найдено множество кусков камня со следами искусственных разломов и использования в качестве того или иного инструмента, среди них – несколько вполне оформ­ленных специальной обработкой орудий.

Особняком стоит среди всех других найденных вещей одно орудие. На нашей стоянке это пока единственный, но главное, как полагают, один из достоверных свидетелей женского труда. Это орудие – скребок, употре­блявшийся при выделке шкур для пошива одежды – один из важнейших компонентов трудовой деятельности человека ледниковой эпохи. Найденный скребок изготовлен на коротком и широком отщепе, в свою очередь полученном от какого-то куска кремнистой породы. Уже простым глазом заметна значительная залощенность, сношенность скребка – результат длительного его применения.

Сейчас для нас эта находка важна лишь как пример того, какими возможностями мы можем располагать, какие из вещей могут послужить, скажем, при разрешении вопроса о времени беспрерывного проживания людей на том месте, где мы эти вещи находим. В отношении нашей стоянки речь должна идти о степени оседлости людей в условиях, казалось бы, очень трудного, ненадежного, неустойчивого (с нашей теперешней точки зрения!) охотничьего хозяйства.

Другая сторона. В результате таких находок, как орудие-скребок, мы, конечно, могли бы подтвердить основное высказанное здесь ранее предположение: женские орудия труда должны выдавать присутствие женщин, а где женщины – там и дети, отсюда и семьи (отдельная парная семья – факт, утвердившийся в археологии верхнего палеолита). Ряд семей, образующих родственную общину, племя – логическая цепь. Именно не какая-то группа мужчин-охотников, отделившихся от племени, а все племя в своем составе: взрослые мужчины, дети, старики, может быть, раненые и больные. И все-таки выводы еще впереди. Находок и наблюдений вещественного и фактического материала еще недостаточно. Предстоит немалая, увлекательная работа.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал