Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семинар 5. Монополистическая конкуренция и равновесие фирмы






Вопросы для обсуждения

1. Монополистическая конкуренция: сущность и основные отличия от совершенной конкуренции.

2. Дифференциация продукта и неценовая конкуренция.

3. Продукт в условиях монополистической конкуренции.

4. Равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции.

5. Взаимосвязь прибыли и информации, предпринимательская бдительность в условиях монополистической конкуренции.

Литература к модулю 6

1. Балацкий Е. Моделирование процессов межсекторальной конкуренции// Общество и экономика. - 2008. - № 5.

2. Галица И. Конкуренция в условиях глобализации: новые аспекты // Общество и экономика. - 2009. - №1.

3. Дюбанов М. А. К вопросу о методах реформирования естественных монополий в сфере железнодорожного транспорта // Менеджмент в России и за рубежом. - 2009. - № 9.

4. Крючкова П. Система технического регулирования в России: возможное и ожидаемое воздействие на конкуренцию // Вопросы экономики. - 2009. - № 11.

5. Меркулова Ю. Особенности российского отраслевого монополизма // Общество и экономика. - 2009. - №4-5.

6. Лукьянов С., Кисляк Н. Отраслевые барьеры входа как важнейший инструмент политики ограничения конкуренции// Вопросы экономики. - 2007. - № 2.

7. Меркулова Ю. О региональной и межрегиональной монополизации российской экономики// Общество и экономика. - 2008. - № 6.

8. Молоканов В. М. Что же следует понимать под конкуренцией: к вопросу о единстве неоклассического и институционального подходов // Экономические науки. - 2009. - № 2.

9. Портер М. Конкуренция. – СПб; М.; Киев, 2000.

10. Самсонов Р. Институциональный монополизм: сущность и особенности регулирования// Вопросы экономики. - 2007. - № 1.

11. Шаститко А.Сопоставимые рынки как инструмент антимонопольной политики //Вопросы экономики. - 2010. - № 5.

Самостоятельная работа по модулю 6

 

Тесты

1. Понятие «совершенно конкурентная фирма» подразумевает, что фирма:

а) использует только методы легальной конкуренции в борьбе со своими конкурентами;

б) не оказывает влияния на формирование рыночной цены;

в) использует любые формы конкуренции для захвата рынка;

г) добивается установления желаемой цены в конкурентной борьбе;

д) использует только методы легальной конкуренции в борьбе со своими конкурентами.

 

2. Рынки совершенной конкуренции и монополистической конкуренции схожи тем, что:

а) выпускаются однородные товары;

б) цена превышает предельные издержки;

в) отсутствуют барьеры входа в отрасль;

г) эластичность спроса ниже, чем на рынке чистой монополии;

д) на рынке функционирует большое количество мелких производителей и потребителей.

 

3. Ситуация, близкая к совершенной конкуренции, вероятнее всего на рынке:

а) зерна;

б) легковых автомобилей;

в) образовательных услуг;

г) банковских услуг;

д) авиатехники.

 

4. К недостаткам рынка совершенной конкуренции относится:

а) низкий объем производства;

б) высокий уровень расходов на рекламу;

в) нестабильность цен;

г) низкий уровень расходов на НИОКР.

 

5. Монополистическая конкуренция возникает на рынках тех товаров, где эластичность спроса по цене:

а) низкая;

б) высокая;

в) приблизительно равна 1;

г) может быть какой угодно.

 

6. Допустим, что в отрасли существуют всего 4 фирмы, т.е. представлен олигополистический рынок. Каким путем фирма-олигополист предпочитает максимизировать прибыль?

а) повышением цен на свою продукцию;

б) улучшением качества своих товаров;

в) активной рекламной политикой;

г) снижением цен на свою продукцию;

д) разработкой явного или неявного соглашения ценовой политики совместно с другими фирмами этой же отрасли;

е) снижением издержек.

 

7. Нарушение какого из следующих условий не ведет к подрыву картельного соглашения?

а) однородность продукции;

б) одинаковое распределение рыночной власти между участниками;

в) положительная экономическая прибыль в отрасли;

г) отсутствие технологических усовершенствований в отрасли, резко снижающих издержки производства;

д) все ответы верны.

 

8. Чистая монополия – это, когда на рынке:

а) господствует одна фирма – производитель;

б) господствуют несколько крупных фирм производителей;

в) господствуют предприятия с государственной формой собственности;

г) относительно большое число производителей предлагают похожую, но не идентичную продукцию;

д) господствуют мелкие фирмы.

 

9. Естественные монополии – это монополии:

а) в существовании которых заинтересовано государство;

б) чья деятельность осуществляется с меньшими совокупными издержками, чем при конкуренции;

в) чья деятельность ограничивается рамками отдельного государства;

г) деятельность которых приобрела общемировой характер;

д) в рамках сельского хозяйства.

 

10. Какие из нижеперечисленных факторов, при прочих равных условиях усиливают степень власти монопсониста?

а) развитие транспортной сети;

б) развитие трудосберегающих технологий в данной отрасли;

в) повышение квалификационного уровня работников данного предприятия;

г) все варианты верны.

 

11. Какие из следующих мероприятий не приводят к монополии?

а) лицензирование;

б) защита авторских прав;

в) контроль над единственным источником товара;

г) производство и сбыт товара, имеющего много близких субститутов.

 

12. Для совершенной монополии характерно, что коэффициент перекрестной эластичности спроса на товар монополии по цене любого другого товара будет равен:

а) 1;

б) - 1;

в) 2;

г) 0.

 

13. Выбор оптимального экономического решения с учетом предельных издержек и предельной выгоды предполагает, что:

а) ;

б) ;

в) ;

г) в такой ситуации выбор лучше отложить;

д) недостаточно данных, чтобы дать верный ответ.

 

14. Препятствием к достижению Парето-эффективности в производстве может служить:

а) монополия;

б) монопсония;

в) загрязнение окружающей среды;

г) верны все варианты.

 

15. Равновесие фирмы-совершенного конкурента в долгосрочном периоде предполагает:

а) существование нулевой прибыли;

б) максимизацию прибыли фирмой;

в) что фирма несет убытки;

г) установление цены на уровне средних переменных издержек;

д) установление цены на уровне средних постоянных издержек.

 

16. Кривая предложения фирмы совершенного конкурента совпадает с кривой:

а) средних издержек справа от кривой предельных издержек;

б) средних издержек слева от кривой предельных издержек;

в) предельных издержек выше кривой средних переменных издержек;

г) предельных издержек выше кривой общих издержек.

 

17. Рыночное ограничение деятельности конкурентной фирмы заключается в том, что:

а) валовой доход должен превышать расходы;

б) рынок диктует определенный уровень цен;

в) фирма не имеет полной информации о рыночной конъюнктуре;

г) доход должен быть не ниже издержек.

 

18. Спрос фирмы совершенного конкурента изображен на рисунке:

а) 1; б) 2; в) 3.

 

19. В краткосрочном периоде реакцией фирмы на небольшое повышение цены на выпускаемый ею товар будет:

а) увеличение выпуска продукции;

б) увеличение объема привлекаемых капитальных средств;

в) ожидание и прогнозирование дальнейших изменений цены;

г) попытка получить сверхприбыль.

 

20. В условиях совершенной конкуренции цена определяется равенством спроса и предложения:

а) всегда;

б) никогда;

в) в краткосрочном периоде;

г) в долгосрочном периоде.

 

21. Фирма-совершенный конкурент максимизирует прибыль при условии:

а) ;

б) ;

в) ;

г) .

 

22. Фирма, которая в состоянии покрывать не только средние переменные издержки, но и все средние общие издержки, т.е. получающая нормальную прибыль (), является:

а) запредельной фирмой;

б) допредельной фирмой;

в) предельной фирмой;

г) фирмой, получающей сверхприбыль.

 

23. В отличие от конкурентной фирмы монополист:

а) может назначать любую цену на свой продукт;

б) максимизирует прибыль при равенстве предельного дохода и предельных издержек;

в) может произвести любой объем продукции и продать ее по любой цене;

г) при данной кривой рыночного спроса может выбрать комбинацию цены и объема выпуска, которая дает максимум прибыли;

д) сталкивается с совершенно эластичной кривой спроса.

 

24. Если индекс Херфиндаля-Хиршмана для отрасли высок, то это при прочих равных условиях означает, что индекс Лернера для этой фирмы в отрасли:

а) тоже высок;

б) равен нулю;

в) равен единице;

г) будет низким;

д) все предыдущее ошибочно.

 

25. Монополист может получить экономическую прибыль:

а) только в краткосрочном периоде;

б) только в долгосрочном периоде;

в) и в краткосрочном, и в долгосрочном периодах;

г) никогда.

 

26. Индекс Лернера может быть рассчитан по следующей формуле:

а) ;

б) ;

в) ;

г) .

 

27. Если число фирм в отрасли стремится к бесконечности, то индекс Херфиндаля-Хиршмана будет:

а) отрицателен;

б) стремиться к нулю;

в) стремиться к единице;

г) стремиться к бесконечности.

 

Задачи

1. Общие издержки фирмы заданы функцией . Допустим, рыночная цена единицы продукции установилась на уровне Каков объем производства этой фирмы, если она является предельной?

2. Необходимо определить степень монопольной власти фирмы: 1) если ценовая эластичность спроса составляет , ; 2) если рыночная цена составляет 10, а предельный доход фирмы равен 5. 3) Чему равен индекс Лернера для фирмы-совершенного конкурента и для фирмы-монополиста?

3. Валовые издержки фирмы-монополиста заданы функцией . Спрос монополиста . Найти равновесные значения выпуска и цены монополиста, если: 1) фирма максимизирует валовой доход (определите соответствующую величину дохода); 2) фирма максимизирует прибыль, определите соответствующую величину.

4. Предельный доход фирмы монополиста описывается функцией , ее предельные издержки в долгосрочном периоде имеют вид . Если минимальное значение долгосрочных средних издержек , то каков будет избыток производственных мощностей у этой фирмы?

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.017 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал