Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Модуль 6. Типы рыночных структур
Комплексная цель модуля – раскрыть теоретико-методологические основы анализа конкурентной структуры рынка, взаимосвязь конкуренции и монополии. Программа модуля Тема 1. Эволюция понятия «конкуренция» Роль конкуренции в механизме функционирования рынка. Основные функции конкуренции. Виды конкуренции. Ценовая и неценовая конкуренции: сущность и перспективы. Анализ теории конкуренции с точки зрения поведенческого, структурного, функционального и институционального подходов. Конкурентоспособность как экономическая категория. Сущность и характеристика основных конкурентных преимуществ. Стратегия фирмы в условиях необходимости постоянного увеличения своей конкурентоспособности. Конкуренция в России. Основные приемы и противоречия. Основные формы и методы конкурентной борьбы ведущих фирм мира. Тема 2. Совершенная конкуренция и равновесие фирмы (краткосрочный и долгосрочный аспекты) Совершенная конкуренция. Основной механизм взаимоотношений фирм в условиях совершенной конкуренции. Условия и критерии выделения совершенной конкуренции. Валовой, средний, предельный доход: правило равенства предельных издержек предельному доходу, его роль в оптимизации объема производства и других видов активности фирмы. Рыночное равновесие фирмы и отрасли. Точка безубыточности. Тема 3. Монополия. Потери общества при монополии Основные виды монополий, их положительные и отрицательные черты. Естественные и предпринимательские монополии. Показатели и последствия монополизации. Роль краткосрочной (в том числе патентной) монополии. Основные принципы ценообразования при монополии. Ценовая дискриминация и сегментация рынка. Условия максимизации прибыли монополистом. Необходимость антимонопольного регулирования. Антимонопольная политика: традиционные и институциональные подходы. Анализ зарубежной практики антимонопольного регулирования. Особенности антимонопольного регулирования экономики России. Характеристика деятельности государственных органов в сфере антимонопольного регулирования России. Тема 4. Олигополия. Особенности стратегии олигопольных фирм Олигополия, ее модели и разновидности. Олигополия и ее экономическая эффективность. Лидерство в ценах; «издержки плюс». Теория игр и ее роль в определении поведения олигополиста. Практические способы ценообразования и их теоретические основы. Негативные и позитивные последствия олигополизации.
|