Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема: Трансляция гена. Генетический код
6.2. Цель: Сформировать у студентов знания о молекулярных механизмах биосинтеза белка и его роли в обеспечении и поддержании жизнедеятельности клеток и организмов, о генетическом коде, его роли и значении в трансляции гена. 6.3. Задачи обучения: - изучить молекулярные механизмы биосинтеза белка - изучить основные ферменты, участвующие в трансляции, их роль в обеспечении биосинтеза белка - изучить механизмы возникновения нарушения процесса трансляции и их значение в патогенезе заболеваний. - разъяснить сущность генетического кода и его значение в процессе трансляции гена - изучить свойства генетического кода - изучить механизмы нарушения процесса трансляции и их значение в медицине. 6.4. Основные вопросы темы: 6.4.1. Трансляция, определение, стадии. 6.4.2. Рибосомы, строение, функции. 6.4.3 Характеристика стадий инициации, элонгации и терминации трансляции. 6.4.4. Особенности биосинтеза белков у про- и эукариот. 6.4.5. Генетический код и его значение в процессе трансляции гена. 6.4.6. Свойства генетического кода. 6.4.7. Значение нарушений трансляции в медицине. 6.5. Методы обучения: устный опрос, направленный на выяснение понимания студентами сущности цели и задач занятия, умения кратко, ясно, логически излагать и умения изображать усвоенный материал в виде схем, графиков, рисунков, тестирование с последующим разбором ошибок, работа в группе: объяснение и демонстрация решения задач, заполнение схем 6.6. Литература: Основная: 6.6.1. Генетика. Под ред. Иванова В.И. М., 2006, с. 54. 6.6.2. Гинтер Е.К. Медицинская генетика. М., 2003, с. 35-46, 1994, с. 253-267. 287-301. 6.6.3. Муминов Т.А., Куандыков Е.У. Основы молекулярной биологии (курс лекций). Алматы, 2007, с. 64-82. 6.6.4. Мушкамбаров Н.Н., Кузнецов С.Л. Молекулярная биология. М., 2003, с.149-217. 6.6.5. Медицинская биология и генетика. Учебное пособие под ред. проф. Куандыкова Е.У. Алматы, 2004, с. 29-41. Дополнительная: 6.6.6. Коничев А.С., Севастьянова Г.А. Молекулярная биология. М., 2005, с. 296-328. 6.6.7. Льюин Б. Гены. М., 1987, 72-130. 6.7. Контроль: 6.7.1. Оценка когнитивной компетенции (знания): 6.7.2.Устный опрос по вопросам темы. 6.7.3. Тестовый контроль – 3 варианта по 10 вопросов. 6.7.2. Оценка компетенции практические навыки: 6.7.2.1. Зарисовать схемы: - строения бактериальной рибосомы (Мушкамбаров Н.Н., Кузнецов С.Л. Молекулярная биология, с. 161, рис. 3.10). - изобразить процесс трансляции гена.
6.7.2.2. Решение задач: 1. Белок инсулин – 51 аминокислота. Найти: количество нуклеотидов, содержащихся в гене, в котором запрограммирован белок инсулин? 2.В процессе трансляции участвовало 30 молекул т-РНК. Определите число аминокислот, входящих в состав синтезируемого белка, а также число триплетов и нуклеотидов в гене, который кодирует этот белок. 3. В биосинтезе полипептида участвовали т-РНК с антикодонами УУА, ГГЦ, ЦГЦ, ААГ, ЦГУ. Определите нуклеотидную последовательность участка каждой цепи молекулы ДНК, который несет информацию о синтезируемом полипептиде, и число нуклеотидов, содержащих А, Г, Т, Ц в двухцепочечной молекуле ДНК. 4. Укажите порядок расположения аминокислот на одном из участков молекулы белка, если известно, что он кодируется такой последовательностью нуклеотидов ДНК ...ГГТ АЦА ЦТЦ ААГ ГТА... Как изменится ответ, если химическим путем из молекулы ДНК будет удален шестой нуклеотид? 6.7. 6.7.3. Контрольные вопросы: 6.7.3.1. В чем заключается сущность трансляции, ее значение? 6.7.3.2. Чем отличается трансляция у про- и эукариот? 6.7.3.3. В чем заключается роль рибосом, т-РНК в процессе трансляции. 6.7.3.4. Каковы причины и механизмы возникновения ошибок трансляции и их медицинское значение? Ключевые слова на трех языках:
Разработчик: Преп. Какишева Г.Т.
|