Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Повседневная жизнь. Летом многие покидали квартиры, чтобы отправиться на дачу






Летом многие покидали квартиры, чтобы отправиться на дачу. В 70-е гг. массовая раздача садово-огородных участков стала рассматриваться как доступный и быстрый способ повыситьповысить благосостояние людей. На бесплатно полученных 6 сотках «садовод» должен был выращивать овощи и фрукты для личноголичного потребления. Раздавая участки, власти надеялись не только обеспечить «весомую добавку к столу трудящихся», но и организоватьорганизовать досуг в доступных для всех формах. Дачник-садовод стал знаковой фигурой времени, оттеснив туриста-походника.

Для все большего числа семей доступным средством транспортатранспорта становится личный автомобиль. Вплоть до второй половины 60-х гг. личный автотранспорт был большой редкостью (к 1967 г. на тысячу семей приходилось всего 12 личных автомашинавтомашин). С начала 70-х гг. происходит настоящийнастоящий скачок в автомобилестроении, к 1971 г. общее число ежегодно выпускаемыхвыпускаемых в СССР машин впервые в отечественнойотечественной истории перевалило за миллионнуюмиллионную отметку. Настоящим прорывом стало выведение на полную мощность в начале 70-х гг. автогиганта в Тольятти. Здесь трудились над созданием «народного» автомобиля. В короткие сроки Волжский автозавод (ВАЗ) освоил производство модели ВАЗ-2101 — знаменитой «копейки», советского аналога модели итальянского ФИАТ- 124. Эта машина стала самой популярнойпопулярной в стране. В последующее десятилетиедесятилетие выпуск легковых автомо-билейавтомобилей вырос в 4 раза.

Инженерные специальности получалиполучали миллионы людей, и конструкторскаяконструкторская мысль активно искала новые возможности развития. Правда, далеко не всегда новинки внедрялись в производство. Путь бюрократических согласований был долгим, и разрыв между разработкой и внедрением опытных образцов в производствопроизводство не только не сокращался, но и продолжал расти. ОгромныеОгромные средства вкладывались в подготовку кадров для промыш-ленностипромышленности, по ряду популярных специальностей, в первую очередь инженерных, наметилось перепроизводство кадров. 4, 5 млн. человек работали в сфере науки и научного обслужива-нияобслуживания, в том числе более 1, 5 млн. занимались непосредственно научнойнаучной деятельностью. Это свидетельствовало о превращении научной работы в массовую профессию. Доля затрат на научные исследования достигла 3, 74% ВВП (1985).

Постепенно поднимался уровень заработной платы: в 1970 г. средняя зарплата составляла 122 рубля, к концу десятилетиядесятилетия — 169 рублей. Особенно заметно выросли доходы занятыхзанятых менее квалифицированным трудом, это было связано с катастрофическойкатастрофической нехваткой рабочих рук на производстве. В результате зарплата дипломированных специалистов, возраставшаявозраставшая гораздо медленнее, стала стремительно приближаться к уровню оплаты неквалифицированных работников. Возникшая в результате уравниловка снижала мотивацию труда представителейпредставителей таких массовых профессий, как инженер, учитель или врач. При этом престиж неквалифицированного труда оставался низким. Предприятия получили право набирать «по лимиту» рабочих из сельской местности и прописывать их в заводских общежитиях. Работа была в основном тяжелой, а уровень автоматизацииавтоматизации заметно отставал от потребностей современного производствапроизводства, особенно в сельском хозяйстве.

Низкая эффективность труда в этой отрасли, постоянный отток кадровкадров в город и огромные потери во время транспортировки и хранения урожаяурожая (до 40% от объема собранного) не позволяли наладить бесперебойное снабжение качественными продуктами питания. Чтобы как-то справиться с трудностями, широко использовалась «шефская помощь»: работавшие в городах (на заводах, в научных институтах) и особенно студенты вузов регулярнорегулярно и в обязательном порядке привлекались к уборке урожая и работе в овощехранилищах. Такой неэффективный труд был близкой и понятной всем темой многочисленных анекдотов и сатирических произведений.

Обычные продукты — мясо, молоко, масло — в конце 1970-х гг. стали исчезать с прилавков, особенно в небольших городах и в сельской местности. Цены на них с 1961 г. оставалисьоставались стабильными: белый хлеб стоил от 13 до 25 копеек за батон (в зависимости от качества муки), буханка черного обходиласьобходилась в 18—22 копейки, литр молока стоил 32 копейки, 1 кг мяса — 2 рубля. Люди вынуждены были часами стоять в очередяхочередях, чтобы «достать» необходимые продукты, одежду, обувь. Автомобили и импортные товары длительного пользования (мебельмебель, холодильники, ковры) можно было приобрести после многолетнихмноголетних очередей, в них записывали работников крупных предприятий и госучреждений.

Рост денежной массы к началу 80-х гг. оказался непропорциональнымнепропорциональным росту ее товарного покрытия. В результате стали быстро пополняться и денежные сбережения на счетах в сберкассахсберкассах, люди откладывали деньги, чтобы потратить их в случае, еслиесли представится возможность. НеотъемлемойНеотъемлемой чертой повседневной жизни 70—80-х гг. стала острая нехватка услугуслуг. Это привело к бурному росту не учтенной государством и не облагае-мойоблагаемой налогом сферы «теневой экономикиэкономики». В городах на долю «теневой экономикиэкономики» приходилось до 40% ремонта автомобилей и 30% ремонта бытовой техники, значительная доля услуг по ремонту квартир, пошиву одежды.

Повседневная жизнь заметно расходилась с идеологическими установкамиустановками, представлявшими советский народ как единую социально-политическую общность, а политику государства как последовательное воплощение марксистских идей о социальной справедливости. Заметной становилась разница в качестве жизни разных групп населения, она определялась различиями не только в уровне доходовдоходов, но и в возможностях доступа к социальным благам. «Развитой социализм», особенно на позднем его этапе (конец 70-х — начало 80-х гг.), оказался мало похож на переходную фазу к коммунизму. Уровень жизни заметно вырос, но распространявшиесяраспространявшиеся в советском обществе ценности и стандарты потреб-лениялиния не соответствовали задаче «воспитания нового человека». Установки официальной идеологии присутствовали на поверхностиповерхности повседневной жизни, но они уже не могли диктовать образ мысли и поведения людей.

 

Вопросы для внеаудиторной самостоятельной работы.

14. Какие последствия для развития СССР имело установление «геронтократии»?

25. Какие явления политической жизни 70—80-х гг. отразились в идеологии советского общества и нашли закрепление в Конституции СССР 1977 г.?

36. Выделите черты кризиса в национальных отношениях в брежневскую эпоху. Чем, на ваш взгляд, их можно объяснить?

47. Соберите и оформите в виде реферата информацию об одном из кризисных событий 1964-1985 гг.

8. На основании биографии любого из участников событий, описанных в параграфе оцените результат смены руководителя СССР.

59. Сформулируйте одну из проблем, которую пришлось решать Л.И. Брежневу после прихода к власти. Каковы источники этой проб­лемы? Оцените эффективность ее решения. Как эти решения повлия­ли на развитие советского общества? Оформите свои размышления как тезисы.

4610. Найдите примеры, иллюстрирующие изменения, которые произошли в КПСС в 60—70-х гг.

5711. Оцените возможности Л.И. Брежнева отстранить от власти руководителей, мечтающих о реставрации сталинизма. Каким образом это было сделано? Составьте план доклада. Обоснуйте оценки.

6812. Для чего в период правления Л.И. Брежнева была разработа­на концепция «развитого социализма»? В чем суть этой концепции? Представьте результат в виде организационной диаграммы.

796. Почему период 70-х — первой половины 80-х гг. получил названиеназвание эпохи «застоя»? В чем он проявлялся? В каких сферах общественнойобщественной жизни наблюдался этот «застой»? Составьте тезисный план.

1807. Какие факторы способствовали замедлению развития экономикиэкономики СССР в 70-х — начале 80-х гг.?

9118. Найдите примеры, иллюстрирующие благосостояние городскихгородских жителей в 1964—1985 гг. Сделайте презентацию на эту тему.

1029. Оцените последствия значительного импорта зерна для экономикиэкономики СССР. Попытайтесь провести цепочку последствий до настоящегонастоящего времени. Составьте схему.

1130. На основании воспоминаний одного из участников событий, описанных в параграфе, оцените результаты экономических реформ. Обоснуйте критерии оценки. Напишите резюме.

11. Напишите авторский текст «Вклад геологов в развитие советской экономики в 60—70-е гг.» (не более 500 слов).

1242. Перечислите, какие экономические проблемы стояли перед промышленностью в рассматриваемый период. Каковы причины появленияпоявления этих проблем?

Отобразите их в виде схемы.

17. В чем проявился «застой» в экономической сфере? Составьте тезисный план.

1358. В 1983 г. Ю.В. Андропов предпринял экономический экспериментэксперимент по ослаблению централизованного планирования. Найдите материалматериал об этом эксперименте и выясните, чем он закончился. Объясните, почемупочему результат эксперимента был именно таков.

1469. Используя приведенные ниже термины, составьте тест (кроссвордкроссворд)


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал