Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Повседневная жизнь






Годы перестройки граждане России оценивают, согласно данным опросов, как «трудный период» в истории страны. Волна энтузиазма, поднявшаяся после прихода к власти нового руководства, уже через 2—3 года резко пошла на убыль. Сказалось разочарование в результатах объявленного Горбачевым курса на «ускорение социально-экономического развития». Появились зримые подтверждения того, что страна быстро идет по пути углубления социального неравенства. Возникли первые альтернативные формы занятости и возможности быстрого обогащения для тех, кто имел доступ к государственным ресурсам.

Распространение торгово-посреднических кооперативов, которые занимались скупкой товаров по государственным ценам и их перепродажей или использовали для обеспечения своей работы государственное оборудование, привело к появлению первых в стране богатых людей в условиях, когда многие производства начали простаивать из-за перебоев с поставками сырья, а зарплаты быстро обесценивались.

Начавшаяся дезорганизация производства привела к разрушению механизмов перераспределения, а количество необеспеченной денежной массы стало быстро расти. В результате в мирное время и без явных на то причин с прилавков стало исчезать буквально все — от мяса и масла до спичек. Для того чтобы как-то регулировать ситуацию, были введены талоны на некоторые товары первой необходимости (например, на мыло) и именные «карточки покупателя». В магазинах выстраивались многочасовые очереди. Это заставило людей старшего поколения вспомнить о первых послевоенных годах. Товары можно было приобрести у перекупщиков и на рынке, но здесь цены были в несколько раз выше и для большей части населения недоступны. В итоге впервые за долгие годы поползли вверх государственные цены на товары повседневного спроса. Стал падать жизненный уровень людей.

Очень двусмысленное впечатление оставила и последняя масштабная кампания советской эпохи — антиалкогольная. Вскоре после прихода Горбачева к руководству страной были приняты серьезные меры по ограничению потребления алкоголя. Резко сократилось число торговых точек, где продавали спиртные напитки, в печати широко пропагандировались «безалкогольные свадьбы», были уничтожены плантации элитных сортов винограда на юге страны. Хотя эти шаги привели к сокращению объема продаж, однако резко увеличили теневой оборот алкоголя и самогоноварение.

Эти и другие меры чрезвычайного характера дискредитировали социально-экономический курс горбачевского руководства. Пытаясь «подлатать дыры», государство стало сокращать финансирование оборонных и научных программ. Миллионы людей продолжали формально числиться на производстве и в научных учреждениях, но фактически перестали получать зарплату или получали ее на уровне ниже прожиточного минимума.

В результате многие оказались без средств к существованию и были вынуждены искать любые, не имевшие отношения к их квалификации возможности занятости, в первую очередь в торговле. Уровень государственной социальной защиты продолжал падать, начались сбои в работе системы здравоохранения, в обеспечении лекарствами. К концу 80-х гг. в стране резко упала рождаемость.

Характерной тенденцией времени стал бурный интерес к «мыльным операм» — появившимся на экране телевизора мексиканским и бразильским сериалам. Стали распространяться нетрадиционные культы и верования, в том числе агрессивного сектантского толка, в стране появились иностранные проповедники. Характер массового увлечения приобрело целительство, которое пропагандировалось и в телевизионном эфире. Все это свидетельствовало о растерянности людей перед лицом нараставшего социально-экономического кризиса. В условиях резкого падения доходов для многих главным средством поддержания уровня жизни стал труд на садово-огородном участке.

Советский человек, привыкший рассчитывать на социальную поддержку государства, оказывался со своими проблемами один на один. Бурное обсуждение злободневных тем в печати не вело к зримым переменам к лучшему. Разочарование в результатах гласности публицист В.И. Селюнин выразил в ёмкой формуле «Гласность есть, слышимости нет». «Мы ждем перемен!» — требовали герои фильма «Асса» словами песни Виктора Цоя. Заканчивалась советская эпоха в истории страны.

 

Вопросы для внеаудиторной самостоятельной работы.

Вопросы для самостоятельной подготовки.

1. Охарактеризуйте социально-экономическое положение СССР в период прихода к власти М.С. Горбачева.

2. Какие цели преследовал курс на ускорение? Что это означало? Насколько, по-вашему, были достижимы цели этого курса в тех условиях?

3. Как вы понимаете понятие «перестройка»? На какие результа­ты рассчитывало руководство страны, начиная перестройку? Соответ­ствовали ли реальные результаты планируемым? Почему?

4. Какие изменения произошли в системе управления государ­ством? С чем связаны эти изменения? К каким результатам они привели?

5. Сравните политическую систему СССР 1960-х гг. и второй по­ловины 1980-х гг. Какие изменения произошли? С чем связаны эти из­менения?

6. Соберите и оформите в виде реферата информацию, отве­чающую на вопросы: для чего во второй половине 1980-х гг. плани­ровалось введение новой Конституции? Какие изменения в ней долж­ны были произойти? Почему новая Конституция СССР так и не была принята?

57. Оцените значение включения в резолюцию XIX партконферен­ции «О демократизации» положения о совмещении должностей пред­седателей Советов и первых секретарей партийных комитетов в цент­ре и на местах. Для чего это было сделано?

Представьте информацию в виде публицистической статьи (не более 2000 знаков).

6. 8. Напишите авторский текст «Перестройка: взгляд из будуще­го. Надежды и возможности» (не более 500 слов).

79. Составьте схему «Структура высших органов власти СССР в 1985—1991 гг.».

10. Найдите примеры, иллюстрирующие изменения, которые произошли в КПСС в этот период. Сделайте презентацию.

11. Проанализируйте программы КПСС, принятые при Н.С. Хру­щеве и М.С. Горбачеве. Найдите отличия. С чем связаны произошед­шие изменения? Составьте сравнительную таблицу.

812. Что вам известно о жиз­ни и деятельности А.Д.Сахарова? Насколько исторически логично было его появление на трибуне Съезда Советов народных депутатов СССР? На основании дополнительной информации объясните, почему Съездом народных депутатов СССР не был принят проект конститу­ции, разработанный А.Д. Сахаровым. Какие положения этого проекта не могли быть приняты в рассматриваемое время? Составьте тезисы для доклада.

9. Что такое гласность? Как связана политика гласности и сокращение численности КПСС во второй половине 80-х гг.?

10. Какие новые темы стали активно обсуждаться в СМИ в период гласности? Почему эти темы не поднимались раньше? Как их широкое и гласное обсуждение отразилось на умонастроениях населения СССР?

11. Обычно заседания законодательных органов интересуют весьма небольшую часть населения, однако в 1989—1990 гг. прямые трансляции заседаний Съездов народных депутатов СССР смотрела, без преувеличения, вся страна. Почему?

12. Какие изменения в период гласности произошли в развитии киноискусства?

13. Как вы считаете, нужно ли было проводить политику гласности в тех исторических условиях? Были ли альтернативы этой политике? Свою точку зрения обоснуйте.

14. Каким образом изменились отношения между государством и церковью в данный период?

15. Какие отрасли российской промышленности стали развиваться благодаря росту объемов информации на бумажных и электронных носителях? Дефицит каких специалистов можно было прогнозировать? Обоснуйте ответ. Представьте информацию в виде диаграммы.

16. Определите положительные и отрицательные изменения, которые произошли в условиях резкого роста объема информации. Представьте информацию в виде таблицы.

17. Найдите примеры, иллюстрирующие активное проникновение на советское пространство из-за рубежа новых идей и образов в рассматриваемый период. Составьте перечень этих образов и идей. Выявите их общие характеристики.

13. Допишите документ, используя полученные знания и понима­ние ситуации. Сравните с оригиналом.

Из книги А.С. Черняева «Шесть лет с Горбачевым» (М., 1993. – с.519-521)

К 1985 году советское общество представляло собой глыбу, внутри которой перемешалось все:...

184. Прочтите документы и проведите дискуссию в классе о чернобыльской аварии как проявлении кризиса советской системы в целом.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал