Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сущность бытия человекаСтр 1 из 10Следующая ⇒
Человек Человек как биосоциальное существо Человек по своей сути есть существо биосоциальное. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Как биологическое существо человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии. Человек обладает кровеносной, мышечной, нервной, костной и другими системами. Уступая животным в развитии отдельных органов, человек превосходит их по своим потенциальным возможностям. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования. Биологическое у человека не существует в чистом виде, оно социально обусловлено. Влияние социального испытывает на себе генетика человека, наследственность. Это проявляется, например, в акселерации детей, в продолжительности жизни, в сокращении рождаемости, детской смертности и др. Человек как социальное существо неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступая в общественные отношения, в общение с другими людьми. Индивид, в силу определенных причин оторванный с рождения от общества, остается животным. Человек не только продукт общественно-исторического развития, но и субъект, своей активностью воздействующий на окружающую среду. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода, ответственность и др. Основные отличия человека от животных. Во-первых, человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ. Во-вторых, человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности. В-третьих, в процессе своей деятельности человек преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» - культуру. В-четвертых, человек обладает высокоорганизованным мозгом, мышлением и членораздельной речью.
Сущность бытия человека Бытием обладают не только явления природы, но и человек, сфера его деятельности, сознания. Мир мыслящих существ и всего сотворенного ими входит в сферу бытия. Во всех проявлениях своей жизни человек предстает в своей биосоциальной сущности. Это ведет к абсолютизированию двух указанных сущностей человека. Биологический подход ограничен, так как акцентирует лишь эволюционно-биологические предпосылки человеческой природы. Социологизаторский подход объясняет природу человека, исходя из социально значимых факторов, и приводит к представлению о человеке как социальном функционере. Здесь человек предстает как податливый слепок социокультурной среды, он лишь продукт обстоятельств, в которые попадает и в которых вынужден существовать. Современные ученые пытаются отказаться от схемы социологизированного человека и доказать, что человека нельзя рассматривать как чистую доску (как это утверждал в свое время Дж. Локк), на которой общество пишет нужные слова. Не следует недооценивать природ но-биологические задатки индивида. В связи с этим выделяются четыре основные формы бытия. В качестве первой формы выступает бытие процессов природы, а также вещей, произведенных человеком, т. е. естественная, и «вторая природа» - очеловеченная. Вторая форма охватывает собой бытие человека. Третья форма - бытие духовное: внутренний духовный мир самого человека, его сознание, а также плоды его духовной деятельности (книги, картины, научные идеи и проч.). Четвертая форма - социальное бытие. Оно состоит из бытия человека в природе, истории, обществе. Когда мы говорим об индивидуальном аспекте человеческого бытия, то предполагаем рассмотрение жизни человека, имеющей продолжительность от рождения до смерти. В этих границах его бытие зависимо как от его природных данных, так и от общественно-исторических условий существования. В качестве первичной предпосылки бытия человека выступает жизнь его тела. Включенность человека в культуру раскрывает личностный аспект бытия человека. Индивид становится личностью, осваивая достижения человеческой культуры. Социальное бытие понимается как жизнь общества, связанная с деятельностью, производством материальных благ и включающая в себя многообразие отношений, в которые люди вступают в процессе жизнедеятельности. Общественное бытие (отношения людей к природе и друг к другу) возникает вместе со становлением человеческого общества и существует относительно независимо от индивидуального сознания каждого индивида. Общественное бытие имеет конкретно-исторический характер.
|