Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Развитие взглядов на человека
Проблема человека - есть человек? какова его природа и предназначение? каково место человека в мире? каково будущее человека? Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении. Человек, согласно большинству религиозных теорий, отличается от всех животных тем, что получил свою бессмертную душу от Бога. По-другому объясняют происхождение человека сторонники теории палеовизита. По их мнению, человек является созданием пришельцев из космоса, которые, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа, ставшие причиной появления человека и человечества. По мере развития самого человека, а также наук, изучающих человека, возникают и развиваются научные представления о происхождении человека. Большим достижением в этом направлении было появление во второй половине XIX в. эволюционной теории Чарльза Дарвина. В основу эволюции Дарвин положил фактор естественного отбора, в котором он и его последователи видели главную причину изменчивости организмов. Изменчивость живого связывается с изменениями в окружающей среде. В процессе борьбы за существование выживают те организмы, которые в наибольшей степени смогли приспособиться к меняющимся условиям существования. В соответствии с эволюционной теорией человек как особый биологический вид также имеет естественное, природное происхождение и генетически связан с высшими животными-млекопитающими. Психика человека, его способность мыслить, трудиться есть результат эволюционных процессов. Данная теория в определенном смысле растворяла человека в животном царстве. Дарвинизм не давал окончательного ответа на вопрос, что именно послужило причиной выделения человека из животного мира. Ответить на этот вопрос пытался Ф. Энгельс в своей теории происхождения человека. В качестве главной причины появления человека он называл труд. Он считал, что только трудовая деятельность свойственна человеку и является основой существования человеческого общества. Под влиянием труда сформировались специфические качества человека - сознание, язык, творческие способности. Процесс становления и развития человека - антропогенез - носил длительный эволюционный характер и был неразрывно связан со становлением общества - социогенезом. Становление человека и становление общества - две тесно связанные стороны единого по своей природе процесса - антропосоциогенеза, длившегося более трех миллионов лет. Современный тип человека — homo sapiens (человек разумный) появился 50-40 тыс. лет назад. Антропологами исследованы останки древних человекообразных обезьян. Самыми отдаленными в этом отношении предками являются дриопитеки, жившие 14-20 млн. лет назад, далее идут рамапитеки (10-14 млн. лет назад). За ними следуют австралопитеки. Они, по мнению многих ученых, вплотную подошли к границе, отделяющей животных от человека. Начало антропогенеза ученые связывают с появлением homo habllis (человек умелый) 2, 5-3 млн. лет назад. Он изготовлял примитивные каменные орудия труда и охотился на животных. С этого момента постепенно начинает формироваться человеческое общество. Далее эволюция привела к появлению (1, 6 млн. лет назад) homo erektus (человека прямоходящего), а затем и неандертальца (150—200 тыс. лет назад). В ходе антропогенеза переход от неандертальского человека к homo sapiens (человеку разумному) совпал с формированием существующих и ныне различных человеческих рас – европеоидной, негроидной, монголоидной. Найденные ископаемые останки свидетельствуют, что человек является продуктом длительной эволюции жизни на Земле. Важной вехой в эволюции выступает прежде всего прямохождение, которое, изменив центр тяжести, повлекло за собой изменение всего организма обезьяноподобного предка человека. Главное - оно высвободило передние конечности для систематического манипулирования предметами в качестве орудий труда (человек научился обрабатывать различные предметы и использовать их в качестве орудий труда). Еще один эволюционный скачок - появление сравнительно крупного мозга. У современного человека он в среднем равен 1450 куб. см. У человека умелого он составлял 650-680 куб. см, у человека прямоходящего - примерно 974, у неандертальца - в среднем 350. Увеличение объема мозга было связано с расширением возможностей взаимодействия предков человека между собой и с окружающим миром. Постепенно закрепляется решающее отличие человека от других животных, даже от обезьян - это труд. Трудовая деятельность способствовала развитию общения между людьми, что обусловило появление и развитие языка и речи. Развитие речевого общения было одним из важнейших факторов антропогенеза. Существенная веха в антропогенезе и социогенезе была связана с изменениями в семейно-брачных отношениях. Антропогенез привел к запрету близкородственных отношений и переходу к экзогамии - установлению брачных отношений с членами других общин. Эти и другие запреты (табу) явились первыми простейшими социально-нравственными запретами и ознаменовали переход человечества к нравственным ориентирам поведения, что явилось еще одним важным фактором становления человека и его отдаления от животного мира. Завершающей стадией антропосоциогенеза была так называемая неолитическая революция, ознаменовавшая переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству, от присваивающей экономики к производящей. Развитие человеческого общества в дальнейшем было связано с различными вехами в разделении труда: исторически первым крупным общественным разделением труда было отделение скотоводства от земледелия, вторым - выделение ремесла, а третьим - выделение торговли в самостоятельные отрасли деятельности. Все эти изменения в хозяйственной деятельности не могли не сказаться на социальных процессах - переход к оседлому образу жизни (формирование племенных объединений), социальное расслоение общества, дифференциация форм сознания и др. создали предпосылки для перехода человеческого общества из первобытного состояния в цивилизованное.
|