![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Способности и характерВ структуре личности важное значение имеют такие качества и свойства, как способности, темперамент, характер, волевые качества, мотивация, социальные установки и др. Способности- это индивидуальные особенности личности, позволяющие ей успешно заниматься определенного рода деятельностью. Способности дают возможность успешного приобретения знания, умений, навыков, но не сводятся к последним. Формирование способностей происходит на основе определенных задатков. Задатки - это врожденные, анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу развития способностей. Хотя формирование способностей зависит от природных предпосылок, способности не столько дар природы, сколько продукт человеческой деятельности. Способности не приобретаются в готовом виде, а обнаруживаются и развиваются в процессе деятельности и тренировки. Большое значение имеет и правильная методика обучения личности. Выделяют разные виды способностей: интеллектуальные (умственные, мыслительные), художественные, организаторские, коммуникативные, инструментальные. Возможно деление способностей на общие, определяющие успехи человека в различных видах деятельности (умственные способности, развитая память, совершенная речь), и специальные, или узкие, способности, которые определяют успехи в специфических видах деятельности, для которых нужны особые задатки -музыкальные, математические, технические и др. Существует возможность компенсации одних свойств и способностей за счет других. Сочетание различных высокоразвитых способностей называется одаренностью; эта характеристика относится кчеловеку, способному ко многим видам деятельности. Уровень и степень развития способностей выражают понятия «талант» и «гениальность». Под талантом понимаются выдающиеся способности, при которых деятельность человека отличается совершенством, оригинальностью. Гениальность - высший уровень развития способностей и талантов. Гениальность связана с созиданием качественно новых, уникальных творений, с открытием ранее неизвестных, неизведанных путей творчества. Гениальные достижения составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры. О. Бальзак подчеркивал: «Великие гении опередили века, некоторые таланты опережают только годы». Характер(гр. c hamkfer - печать, чеканка) - индивидуальное сочетание устойчивых особенностей личности, проявляющихся в типичных способах поведения. В структуре личности характер занимает центральное место, так как определяет индивидуальность и своеобразие личности, влияет на все ее другие свойства, на познавательные, волевые, эмоциональные процессы и состояния. Отдругих черт личности характер отличается своим ранним формированием и устойчивостью. Характер человека представляет собой целостное образование, состоящее из ряда взаимосвязанных свойств - интеллектуальных, эмоциональных, волевых, нравственных. Формируется характер под воздействием трех условий: наследственности, общественной среды - окружения, воздействия других людей и самовоспитания. Развитие характера происходит в процессе активной деятельности человека, в зависимости от его действий и поступков. Стремление познать себя, сформировать свой характер, развить способности и волю - все это необходимо человеку для полноценной жизни. Все вышеперечисленные характеристики человека являются предметом изучения таких наук, как психология и педагогика.
Данная страница нарушает авторские права? |