![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В подавляющем числе примеров, в Романских храмах скульптура не отделена от собственно стены здания.Стр 1 из 5Следующая ⇒
Романская скульптура и живопись Эпоха Средневековья – время могущества христианской церкви, вне влияния которой нет ни искусства, ни образования. Монастыри являются центрами духовной и культурной жизни. Главенствующим видом в архитектуре является архитектура культовая (храмы и монастыри). Скульптура и живопись всецело подчинены архитектуре. Живопись и скульптура, тесно связанные с высокоразвитым зодчеством, приобрели монументальный характер. Изобразительное искусство романского периода было почти целиком подчинено религиозному мировоззрению. Отсюда его символический характер, условность приемов и стилизация форм. В эпоху Средневековья народ читать не умел. Церковь стремилась к тому, чтобы искусство стало «Библией для неграмотных» и выполняло роль наставничества в вере. Главным источником знаний о Боге были росписи и рельефы в церквях. Верующие, заходя в церковь «читали» изображения. Таким образом, они могли узнать, что было в Ветхом и Новом завете, понять, как ему надобно жить, молиться, что такое хорошо и что такое плохо. Центральное место в романской живописи и скульптуре занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном Божьем могуществе (Христос во славе, Страшный суд и т.п.). Борьба за человеческую душу между ангелами и сатаной – излюбленный мотив Романского искусства. То есть тема изображений в средневековых храмах была в основном повествовательная и поучительная. В области монументальной живописи фреска преобладала всюду, за исключением Италии, где сохранялись и традиции мозаичного искусства. Широко распространена была книжная миниатюра, отличавшаяся высокими декоративными качествами. ü Скульптура В конце XI — начале XII вв., когда своды и стены Романских храмовых построек брели более сложную конфигурацию, ведущим видом храмового декора стали монументальные рельефы, украшавшие порталы (входы), а часто и всю фасадную стену, в интерьере же сосредоточенные на капителях колонн. Основным материалом скульптуры был камень, в Центральной Европе - преимущественно местный песчаник, в Италии и некоторых других южных областях - мрамор. Литье из бронзы, скульптура из дерева и стука также применялись, но далеко не повсеместно. Произведения из дерева, стука и камня, не исключая монументальной скульптуры на фасадах церквей, обычно раскрашивались. Следует заметить, что романская колонна не знает устойчивых типов ордеров, чрезвычайно разнообразна по пропорциям и отличается множественностью форм капителей. В ранний период наиболее распространена была форма, приближающаяся к усеченному шару. Во время полной зрелости романского искусства вырабатывается особый вид скульптурной капители. В зрелом романском стиле плоский рельеф сменяется более высоким, насыщенным светотеневыми эффектами, но в основном сохраняющим органичную связь со стеной. В скульптуре шел процесс превращения каменной резьбы в скульптурный сюжетный рельеф. Возродилась в качестве важного вида искусства и круглая монументальная пластика, правда, еще зависевшая от монументально-декоративного храмового ансамбля и, как правило, высеченная в каменном блоке столба или иной архитектурной детали здания. Художественный язык оставался условным. Важнейшее значение Романской пластики – усиление роли человеческой фигуры в декоративно – орнаментальной композиции. В изображении человеческой фигуры пропорции часто нарушались, складки одеяний трактовались произвольно, независимо от реальной пластики тела. Однако как в живописи, так и в скульптуре наряду с подчеркнуто плоскостным декоративным восприятием фигуры широкое распространение получали изображения, в которых мастера передавали материальную весомость и объемность человеческого тела, - правда, в схематичных и условных формах. Фигуры типично романской композиции находятся в пространстве, лишенном глубины; нет ощущения расстояния между ними. Бросается в глаза их разномасштабность, причем размеры зависят от иерархической значимости того, кто изображен: так, фигуры Христа намного выше фигур ангелов и апостолов; те, в свою очередь, крупнее изображений простых смертных. Кроме того, трактовка фигур находится в прямой зависимости от членений и форм самой архитектуры. Фигуры, помещенные в середине тимпана, крупнее находящихся по углам; статуи на фризах обычно приземисты, а у статуй, расположенных на столбах и колоннах, пропорции удлиненные. Такое приспособление пропорций тела, способствуя большей слитности архитектуры, скульптуры и живописи, вместе с тем ограничивало образные возможности искусства. Поэтому в сюжетах повествовательного характера рассказ ограничивался лишь самым существенным. Соотношение действующих лиц и места действия рассчитано не на создание реального образа, а на схематическое обозначение отдельных эпизодов, сближение и сопоставление которых часто носит символический характер. В соответствии с этим разновременные эпизоды помещали бок о бок, часто в одной композиции, а место действия давалось условно. Романскому искусству присуща острая выразительность. Эта характерная черта романского изобразительного искусства часто приводили к утрировке жеста. Появлялись и верно схваченные живые детали - своеобразный поворот фигуры, характерный тип лица, иногда бытовой мотив. Процесс формирования монументальной каменной романской скульптуры шел двумя путями: · Первый - введение в геометрический и растительный орнамент капителей изображений отдельных человеческих фигур, а позднее - многофигурных сюжетных композиций. · Второй - путь украшения наружных стен фасада большими рельефными композициями. Обычно для этого использовали элементы архитектуры, связанные с оформлением главного входа: надвратную балку-архитрав и тимпан. Позднее стали украшать статуями и уступчатые срезы портала. Скульптура (круглая и рельеф) в основном, располагалась на главном – западном фасаде храма, сосредоточив на нем базовые для Западной христианской церкви основы вероучения. В подавляющем числе примеров, в Романских храмах скульптура не отделена от собственно стены здания.
|