Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные свойства романской скульптуры - антитеза духа и плоти, внешней изменчивости и незыблемой сущности.
Примеры:
1. Церковь Святого Трофима в Арле (Франция). Нач. XII в.
|
|
|
| Скульптура не отделима от стены и пластически несамостоятельна.
В пластическое решение портала включены фигуры апостолов, составляющие единое орнаментальное решение. Модуль орнамента – колонна, растительный орнамент и фигура апостола.
Верхний фриз (над колоннами) построен на череде рельефных человеческих фигур, лишенных при этом какой бы то ни было индивидуальности.
|
| 2. Капители колонн церкви Сен-Поль (Св. Павла) в Иссуаре (Франция), 1130 г.
|
| Тайная Вечеря
| В орнаментальное решение капителей храма включены сюжеты из Нового Завета («Вход Господень в Иерусалим», «Несение креста», «Тайная Вечеря» и др.).
Пример синтеза условно-декоративного начала в изобразительном искусстве.
Стол, за которым размещены Христос и Апостолы опоясывает всю капитель колонны; таким образом, все фигуры обращены лицом к молящимся.
Все фигуры изображены настолько реалистично и правдиво, что их восприятие отходит от декоративной сущности каменного орнамента капители.
|
|
3. Собор Сен-Лазар (Св. Лазаря) в Отене (Франция) 1120 – 1146 гг.
Скульптуры выполнены мастером Гислебертусом (Жильбером)
| Рельеф передает картину грядущего Страшного суда, о чем гласят две надписи на портале: «Так воскреснет тот, кто не вел безбожную жизнь» и «Пусть содрогнется от ужаса впавший в земные заблуждения, ибо такова его страшная судьба, изображенная здесь».
Центр тимпана занимает огромная фронтально развернутая фигура Христа – Создателя и Судии мира.Фигура Христа решена плоскостно, развернута прямо на молящегося.
Четыре ангела поддерживают окружающую его гигантскую мандорлу (символ силы и славы), овал которой находит отзвук в полукружиях архивольтов.
Вверху, по правую руку Христа, ангелы сопровождают праведников в рай, по левую - черти тащат грешников в ад.
Там же взвешиваются добрые и дурные поступки людей: ангел (архангел Михаил) и дьявол держат весы, и каждый старается перетянуть чашу на свою сторону. У ног ангела в страхе перед предстоящим судом в складки его одежды прячутся маленькие человечки. В нижнем ярусе теснятся души, с трепетом ожидающие приговора.
| Страшный суд
|
|
| Композиция в тимпане собора
Фрагмент
| «Судьба грешника»
|
В композиции наглядно представлены ужас ада и благость рая.
В композиции рельефа соединены разновременные события: ожидание суда Божиего, взвешивание душ, адские чудовища, соседствующие с ангелами.
Место ада и рая в композиции было обусловлено освященным традицией противопоставлением благостной правой и проклятой левой сторон, однако рельеф в Отёне оставлял зрителю возможность сделать самостоятельный выбор. Изображенные наглядные разительные противоположности рая и ада последовательно убеждали, а не насильственно внушали. Мастер противопоставил рай и ад, сатану и апостолов, праведников и грешников.
Изобразительный язык мастера Жильбера конкретен и сочен, в рельефах много живых наблюдений и выразительных деталей, ритуальное сочетается подчас с бытовым.
Художник показывает, как грешен, жалок и ничтожен человек в сравнении с Богом.
|
4. Собор Сен-Лазар (Св. Лазаря) в Отене (Франция) 1120 – 1146 гг.
Скульптуры выполнены мастером Гислебертусом (Жильбером)
| Фрагмент рельефа собора Сен-Лазар «Ползущая Ева»
|
|
|
| Рельеф с притолоки портала собора в Отене.
Гибкие движения пластически моделированного тела Евы, близки к волнистому ритму орнамента. Но при этом они воспринимаются как поэтизация красоты человеческого тела. Фигура Евы, композиционно связанная с обрамляющим ее орнаментом, вместе с тем четко выделяется и противостоит ему.
Главное в рельефе – глаза Евы, глядящие в неведомые дали. Как много знает, как много пережила и как далеко заглянула в судьбы рола человеческого эта женщина…
|
5. Собор Святого апостола Петра в Муассаке (Франция), 1130 г.
| Скульптура островыразительна, отличается экспрессией. Фигура апостола Петра вытянута и сложно изогнута, выражает душевный порыв, внутреннее напряжение, страстную взволнованность.
Мастер геометризирует объемы; складки одежд возникают как плоские орнаментальные линии на гладкой поверхности.
Пропорции фигуры умышленно искажены: огромная вертикаль ноги, маленькая голова, углом выступающее плечо, на одной плоскости с головой вылеплены руки.
Скульптор передает дух апостола Петра – огненный, мятущийся.
| Апостол Петр
(Фигура на левом выступе портала)
|
|
6. Собор Св. Михаила в Гильдесгейме (Германия), 1001-1033 гг.
| Фрагмент рельефа бронзовых дверей
|
| Духовное падение и греховность человеческой плоти выражены через внешнее уродство.
| 7. Западный («Королевский портал») портал собора в Шартре (Франция) Нотр-Дам де Шартр
Начало строительства: 1135 – 1155 гг.
Скульптура Шартрского собора имеет переходный характер стилистики: частично имеет Романскую стилистику, сочетая ее с чертами нарождающейся Готики.
С одной стороны фигуры святых западного портала не отделены от стволов декоративных колонн, и таким образом, сами являются элементами декора (Романская стилистика). В то же время, скульптуры помещены на специальные подставки; над их головами символический священный покров, что является отличительными чертами зарождающейся Готики.
|
|
|
|
| «Жертвоприношение»
|
| Название получено от центральной сцены композиции «Жертвоприношение Авраамом Исаака».
Слева – фигура Аарона, справа – пророка Моисея.
Каждая фигура композиции решена самостоятельно, что выражено в их поворотах, жестах, настроении.
Фигуры не столь застывшие, как было обыкновенно в романской стилистике. Выразительно и тонко проработана драпировка одежд.
Пропорции фигурам передают стройные колонны портала.
Фигуры мысленно возможно отделить от стены собора и представить каждую из них стоящей на пьедестале.
|
ü Живопись
Романское изобразительное искусство представлено монументальной живописью – фресками; книжной миниатюрой, витражами. В декоративно-прикладном искусстве активно развивается ковроткачество.
Романская монументальная живопись (фреска) подчинена архитектуре, играющая большое место в убранстве интерьера романского храма. Многоцветные фресковые росписи покрывали пестрым ковром поверхности апсиды, стен нефов, притвора и сводов. Плоскостной характер живописи с локальными тонами и контурным рисунком подчеркивал массивность стен.
Примеры:
|