![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Что нужно знать о характере педагогам и воспитателям?Стр 1 из 5Следующая ⇒
Школьным учителям и психологам при общении с подростками надо бы быть психотерапевтами или хотя бы не мешать, не обострять своим отношением и без того острые и значимые для подростков проблемы. Поэтому предлагаемая нами программа " Я и мой характер: кто кого? ", посвященная адаптации подростка к собственному неповторимому характеру, строится на следующих основных положениях: > нет " плохих" и " хороших" характеров, все типы характеров могут быть успешно использованы для достижения человеком своих целей, ни один характер не создает ограничений для интеллектуальной деятельности или для профессиональных достижений любой сложности; > " Я" и характер — не одно и то же. Знание своего характера позволяет использовать его максимально эффективно; незнание своего характера формирует опыт неудач. Эти принципы обычно излагаются учителям и воспитателям в виде лекции или выступления на педсовете и сводятся к следующим тезисам: 1. Самосознание (отношение к своему поведению, чувствам и мыслям как к чему-то внешнему) возникает не ранее определенного возраста, как правило, в 13-15 лет. В этом возрасте, но не ранее, имеет смысл говорить с подростком о том, что его характер и его личность (его " Я") — не одно и тоже. 2. Характер подростка к 13-15 годам — это уже нечто сложившееся, готовое (разговор с подростком о том, что в его характере — от природы, наследственности, а что — от родительского воспитания — интересный, но бесполезный для решения его проблем). Характер для него — данность, а сам подросток не является ни источником, ни виновником того, что его характер именно таков. Он может долго переживать обиду по поводу " неподходящего" доставшегося ему характера, но это ничего не изменит. Он не сможет изменить что-то " в лоб", просто приказав себе не делать того, чего требует его характер, не поможет и опасная затея " переломать, побороть и уничтожить" в себе что-то (вообще агрессия, направленная на себя, бесполезна). Нет плохих и хороших характеров, есть люди, которые умеют использовать свой характер в своих целях и есть такие, которые не хотят знать себя и боятся себя, оставаясь неудачниками, не достигшими цели. 3. Конструктивным в отношении с характером может быть следующее: принять свой характер, подружиться с ним и отнестись к нему, как к инструменту для постановки и достижения своих жизненных целей, как к инструменту общения с миром. 4. Подобное отношение требует от подростка хорошего знания и постоянного изучения своего характера. В этом спокойном и увлекательном деле педагог или психолог может помочь подростку, используя компьютерную психодиагностическую методику " ТИНЭЙДЖЕР" (Кривцова, 1994). Описанная трансформация отношений закономерно происходит с человеком по мере взросления. Структура и содержание программы Программа строится из 3 блоков: > когнитивного (информационного), содержащего сведения об особенностях акцентуаций и их роли в достижении целей личности; > эмоционального (поддерживающего), этот блок выполняет психотерапевтическую функцию и работает на принятие себя; > поведенческого — посвященного моделям поведения и жизненным целям, которые подросток выбирает, сообразуясь со своими индивидуальными способами решения жизненных задач. Опишем подробнее содержание этих блоков и методические приемы, используемые для их усвоения на занятиях подростковой тренинговой группы.
|