Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Эмоциональный блок. ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Работая с подростками по принятию некоторых особенностей их характеров, мы вводим идею об использовании характера как инструмента, который позволяет: 1. Лучше понять, что же сделает тебя в этой жизни по-настоящему счастливым (то есть для целеполагания). 2. Дает возможность достигать поставленных целей. Такая постановка вопроса требует, с одной стороны, более тщательного исследования своего характера, а с другой — налаживания отношенийс некоторыми из составляющих характер особенностей. Ответственность. На одном из первых занятий мы составляем список претензий к собственному характеру. Как правило, к таким претензиям относятся взрывчатость и несдержанность, впечатлительность, плаксивость, ранимость, стремление к самообвинениям, излишняя мягкость и уступчивость, застревание на отрицательных эмоциях и так далее. По сути, список составить нетрудно, просто прочитав текст выданного компьютерной программой интерпретатора. Составляя список, мы учимся разделять ответственность между собой и Характером. Работа по принятию ответственности на этом занятии сводится к тому. чтобы увидеть, что часть претензий не относится к характеру. Например, лень, плохая память, усталость, раздражительность — это не характерологические проблемы, а последствия выборов личности или разновидности " масок", которыми прикрываются несобранность, безответственность и эгоизм. Три последние категории не являются характерологическими. Принятие внутренних противоречий. Когда подростки получили уже достаточно информации о типах акцентуаций и могут самостоятельно давать целостные описания каждого типа, можно предложить им персонифицированное знакомство с собственным противоречивым типологическим профилем. В " Тинэйджере" или результате ПДО, проведенного ручным способом, мы получаем индивидуальный профиль, в котором представлены превышения над МДЧ по ряду типов. Например, это может быть такая картинка: Профиль А: Г= / 1, Л= 8, Профиль Б: Г= 10, Н= 10. В данных профилях есть противоречащие друг другу черты. В профиле А гипертимные черты дают ощущение твердости, активности и предпочтение силовых способов решения задач, они также позволяют подростку чувствовать некоторую независимость, в то время как черты лабильные делают его зависимым и " мягкотелым", выбирающим " женский" стиль поведения в некоторых конфликтных ситуациях. В профиле Б гипертимные черты требуют аванса доверия и свободы от пошагового контроля для ощущения психологического комфорта, а если этого нет, подросток выдает протестные реакции и перестает что-либо делать. В том же профиле неустойчивые черты требуют наличия постоянного контроля за подростком, иначе он не чувствует себя способным что-то довести до конца. Это противоречие внутри одного тела, одной личности вызывает постоянную тревогу, так как появляются неудачи. Для решения проблемы " примирения" частей одного человека между собой мы использовали психодраматический прием составления целостного профиля. Работа с частями " Я" может проводится в виде психодраматической процедуры или в технике психосинтеза. Суть ее в том, что каждую цельную внутри себя часть характера представляет выбранный протагонистом член группы. Так мы разводим противоречивые, но цельные внутри себя части (Лабильную и Гипертимную, Неустойчивую и Ги-пертимную и т.д.). " Примирение" осуществляется уже в самый момент их разделения. Когда же каждый, принимающий участие в сессии от имени своей части характера говорит протагонисту, зачем ему нужна эта часть, что в ней есть сильного, возникает эффект гармонии и единства. Работа психолога сводится к выслушиванию подростка, к прояснению его проблем, связанных с той или иной акцентуацией характера, а также к пере-сказыванию проблемных черт позитивным или " сильным" языком. Обучение поддержке. В ходе занятий основной деятельностью психолога является обучение участников группы позитивному видению своих и чужих особенностей характера. Позитивное мышление как любое искусство может казаться простым, пока ты не увидел более высокой " планки", заданной кем-то, кто делает это лучше. Психолог может представлять такой высокий уровень (см. Пезешкиан." Позитивная психология и психотерапия"). Простой пересказ позитивным языком неудобных черт характера обладает психотерапевтическим действием. Так, если подросток страдает из-за своей " мягкотелости", назовите ее ему по-другому — " тонкокоже-стью", способностью остро чувствовать и понимать переживания и боль другого. " Занудство" можно назвать " упорством в достижении цели", " упрямство" — " гранитной твердостью" и т.д. Приведите, например, определения из практики позитивной психотерапии X. Пезешкиана. Умение учиться у другого и ценить " инакость". Инакость, непохожесть на меня и на знакомых мне людей часто вызывает у конформных подростков протест и враждебное или осторожное отношение. Такое же отношение возникает зачастую по отношению к представителям определенных акцентуаций астеничного склада: " ботаниками", " чудиками" называют они своих одноклассников с психастеническими чертами, с лабильными и сенситивными проявлениями характера. Мы уже говорили о том, что обнаружив подобные " слабые" черты в себе, подросток может испытать настоящее потрясение и впасть в депрессию. По данным проведенного нами обследования проявление депрессивных черт у гипертимны подростков встречается довольно часто и называется циклоидной акцентуацией в типологии А.Е.Личко. Лабильно-циклоидные черты встречаются у 26% подростков 13-16 лет. Точно так же у подростков с астеничного типа акцентуациями вырабатывается враждебно-пренебрежительное отношение к " качкам", то есть к стеничным типам. Вместе с тем у каждого типа есть свое особенное типологическое отношение к искусству, природе, литературе и творчеству, которое может расширить взгляды остальных людей и быть чрезвычайно полезным для лучшего понимания людей. Ниже приводится таблица, составленная нами на основании материалов М.Е. Бурно (Бурно, 1989) о своеобразии отношений разных типов людей к природе. Эта информация может быть полезна для занятий с подростками и ее можно давать не " в готовом виде", а как подтверждение собственной исследовательской деятельности участников группы. Занятие на тему: " 0тношение к природе людей с разными типами характеров" позволяет подростку выяснить свое личное отношение к природе и увидеть своеобразие восприятия ее другими. " Внимательное знакомство с картинами известных пейзажистов, с описанием природы писателями, с воспоминания современников о характере художника, писателя, дает возможность понять-почувствовать, какое из всех этих отношений — переживаний природы ближе его собственному, в чем его собственная дорога, в том числе, к природе" (Бурно, 1989, с. 121). Для занятия участники группы должны принести несколько открыток (живопись или фотография) животных, которые ему не просто нравятся, а созвучны, близки. Из этих открыток важно выбрать самую близкую. Подростки видят открытки друг друга, то есть себя и других в этих открытках. То же самое — с открытками цветов, деревьев, пейзажей. Ведущий заранее готовит слайды, репродукции или фотографии тех или иных растений, животных, пещер, садовых видов, звезд, полей и пр. Таблица 5. Отношение к природе представителе различноготипахар-ра
Еще одной процедурой, направленной на принятие другого, непохожего на себя, может быть театрализованный панегирик представителю другого типа. Это задание часто встречается в тренингах, и мы предлагаем свою модификацию. Предлагают все 11 типов характера, и далее задание может строится как домашняя работа малой группы, создающей " оду", хвалебную песнь 2-3 типам, причем таким, которые не встречаются в типологических профилях членов подгруппы. Единственное ограничение — нельзя сравнивать " свой" тип с другими. Это ограничение практически непреодолимо для подростков, однако его следует установить. В другом варианте задания каждый участник группы получает свой тип и пишет о нем оду стихами или прозой в виде домашнего сочинения. Остальная группа выступает в роли жюри. Опыт переживания счастья. Эта работа по коллекционированию состояний покоя, гармонии, внутренней светлой радости или азарта, острых ощущений и пр., — всего того. что дает ощущение удовлетворенности собой, что повышает самоуважение, по-настоящему нравится и в то же время происходит из характера подростка. Она помогает понять, что же мне на самом деле нужно в жизни и тесно связана с целеполаганием и работой с ценностями. В данную область попадают хобби, представления о своей работе и запросы к семейной жизни, вытекающие из характерологических особенностей человека. Работа может проводится через упражнения на визуализацию, направленное воображение и т.п. и ненавязчиво сопровождать весь цикл работы группы, но результаты ее накапливаются в отдельную папку или в отдельное место дневника участника группы, чтобы все материалы в заключительном этапе могли быть суммированы и проанализированы самим подростком.
|