![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Информационный блок.
Для психолога У каждого человека есть природные, натурные черты и желания и есть социальные, культурные. Первые непосредственны, они как бы присущи человеку, формируются в раннем детстве, тесно связаны с органическими особенностями, часто заданы генетически. Вторые — результат воспитания, они формируются постепенно и именно благодаря им человек становится человеком. В характере взрослого переплетено природное и социальное. Если человек научился удовлетворять свои природные потребности социально приемлемыми способами, можно говорить о его нормальной социальной адаптации. У подростков социальная адаптация проходит очень тяжело. С одной стороны, их натурные потребности уже сложились и многие из них усиливаются в период полового созревания. С другой стороны, социальные, культурные нормы регуляции своего поведения еще не отработаны. Они не могут устоять под натиском новых чувств, острых желаний и ощущений. Все это позволяет предполагать, что у подростков, в отличие от людей взрослых, поведение более связано с телесными, определяющимися характером причинами и потому более шаблонно, более предсказуемо. Предсказуемость, являющаяся следствием неприятия и неконструктивного отношения к природным данным, может быть серьезной причиной для социально-психологической дезадаптации. Поэтому проблема характера, работы с характером является одной из центральных тем социально-психологической проблематики. Характером, согласно " Основам общей психологии» С.Л.Рубинштейш являются наиболее устойчивые черты человека. Те, которые практическ не поддаются изменению. Поданным К.Леонгарда (Леонгард, 1986) 40%, людей имеют так называемый сбалансированный тип характера, то гибкий, устойчивый к стрессам, с умеренной тревожностью и относительно невысокой чувствительностью. По данным А.Е. Личко (Личко, 1983), приблизительно у 5% подростков от 13 до 17 лет встречается сбалансированный характер. По данным нашего исследования, проведенного в 1996-97 годах, на 925 подростках Москвы и Московской области сбалансированный характер составил 0, 1%. Таким образом, у большинства взрослых людей и практически у всех подростков обнаруживаются те или иные акцентуации характера. Акцентуациями характера называют " крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, от чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим" (Личко, 1983). Иными словами, человеку, имеющему акцентуацию характера, бывает психологически трудно переносить некоторые ситуации, в то время как в других ситуациях он чувствует себя нормально (спокойно, уверенно, бодро). Акцентуации — это вариант психической нормы. Однако у каждой акцентуации есть " точка наименьшего сопротивления", то есть тот набор уязвимых черт, который проявляется в определенных, вполне предсказуемых ситуациях. Вслед за А.Е. Личко мы будем говорить о" точке наименьшего сопротивления" в характере. Планируя работу по программе " Я и мой характер: кто кого? ", мы использовали возможности компьютерной психодиагностической программы " Тинэйджер". Все желающие старшеклассники прошли компьютерную диагностику по данной методике и получили " письма" с описанием собственных характеров. Вот фрагменты таких подростковых писем:
|