Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Экономическое развитие.
Промышленное развитие России в 60— 80-е годы XIX в. 1. Отмена крепостного права (1861) привела к бурному росту производительных сил страны, развитию внутреннего рынка, железнодорожного строительства, росту го-родов. Либеральные реформы 60—70-х годов значительно улучшили политические и правовые условия для развития капиталистической экономики. Расслоение крестьянст-ва вело к развитию капиталистического рынка. Богатым крестьянам требовалось все больше сельскохозяйственных машин, орудий, удобрений и т. п. Приобретение их на рынке способствовало росту спроса на средства производства. Крестьяне, существо-вавшие в основном на «заработки», приобретали теперь и предметы потребления на рынке, стимулируя тем самым развитие рынка потребительских товаров. Неимущие крестьяне продавали свою рабочую силу как предприятиям сельскохозяйственного, так и промышленного производства. Железнодорожное строительство нуждалось в метал-ле, топливе, рабочей силе. К 80-м годам завершился переход от мануфактуры к фаб-рике. Машинная техника вытеснила ручную в основных сферах промышленности и на транспорте. 2. Но в 60-х годах, вместо ожидаемого подъема, возник некоторый спад в про-мышленности. Он объяснялся следующими причинами: > происходила перестройка производства после реформы; > вкладывались крупные капиталы в промышленность, но от дача последовала позже; > многие отрасли, особенно металлургия, суконные фабрики, которые ранее при-меняли труд посессионных и приписных крестьян, переходили с принудительного труда на вольнонаемный; часть рабочих уходила с заводов, производство сокращалось; лишь через 10 лет эти предприятия сумели восстановиться; > из-за Гражданской войны в Америке возникли трудности в снабжении хлопком текстильной промышленности. Но спад был временным явлением, и в 70-х годах последовал бурный подъем промышленности, особенно крупной. 3. Экономическому подъему способствовало развитие банковской системы. Был открыт Государственный банк для финансирования частных предприятий. Создавались коммерческие банки, которые оказывали огромное влияние на экономику пореформенной России. По инициативе купца В. А. Кокарева были созданы Московский купеческий банк и Волжско-Камский банк для финансирования промышленности. 4. Стали накапливаться крупные частные капиталы. Помещики получили в виде выкупа 1 млрд. рублей и значительную часть средств вложили в железнодорожное строительство и промышленность. Особенно интенсивно развивались текстильная и пищевая промышленность, которые не требовали больших капитальных вложений. За 20 лет потребление тканей и сахара в стране выросло в 2 раза, начался экспорт сахара за рубеж. 5. К старым промышленным отраслям прибавились новые — угольная, нефтедо-бывающая, химическая, машиностроение. В конце 70-х годов выплавка чугуна возрос-ла в 10 раз, особенно в Донбассе и Кривом Роге. В Баку резко увеличилась добыча нефти. С конца 70-х годов подвижной железнодорожный состав стал преимущественно отечественным. 6. Несмотря на быстрое развитие, российская промышленность значительно от-ставала от передовых стран по размерам производства на душу населения, в техниче-ском отношении — по темпам роста производства. Вместе с тем к 70-м годам про-шлого века Россия в определенной степени была уже втянута в мировую капиталистическую систему, и в 1873 г. ее впервые затронул мировой промышленный кризис. В начале 80-х годов в стране резко снизились темпы производства по следую-щим причинам: огромные средства были истрачены на войну с Турцией 1877—1878 гг.; выкупные платежи крестьян, огромные налоги ограничивали покупательную способность населения; произошло снижение цен на зерно на мировом рынке. Но после спада вскоре вновь начался экономический подъем.
Б. Железнодорожное строительство 1. Важным условием для развития экономики является создание мощной инфра-структуры — шоссейные и железные дороги, каналы, порты, склады, транспорт, сред-ства связи. Строительство железных дорог началось еще при Николае I (1851 г., Петер-бург—Москва). 60—70-е годы вошли в историю страны как период «железнодорожной горячки». Если в 1861 г. протяженность железных дорог составляла 2 тыс. км, то к началу 80-х годов — 22 тыс. км. Крупнейшие текстильные районы (Шуя, Иванове, Москва и др.) были соединены между собой общей сетью железнодорожных путей. Дороги в основном находились в частном владении. 2. Новый этап железнодорожного строительства наступил в 90-е годы, когда ми-нистром путей сообщения был С. Ю. Витте (с 1892 г. — министр финансов). В 1891 г. началось осуществление грандиозного проекта строительства Транссибирской магист-рали. К 1904 г. строительство в основном было закончено. Но соединить две линии мешал Байкал. Более 5 лет строилась дорога вокруг Байкала, было сооружено 33 тонне-ля. Позже, по настоянию П. Д. Столыпина, стали строить Амурскую дорогу по русской земле (1916). 3. В общей сложности строительство великой магистрали от Петербурга до Вла-дивостока продолжалось около 80 лет. В это дело бьыи вложены громадные средства и труд нескольких поколений русских строителей, инженеров, рабочих. В результате си-бирские товары получили широкий доступ на российский и мировой рынки. В Сибирь двинулись переселенцы из России. Дорога имела огромное хозяйственное значение, сыграла важнейшую роль в освоении богатых областей Сибири и Дальнего Востока, а также в решении военно-стратегических задач.
В. Промышленный переворот. Русские предприниматели 1. Промышленный переворот в России начался в конце 30-х годов XIX в., он имел 2 стороны: > техническую — переход от мануфактуры к фабрике, замена ручного труда ма-шинным; > социальную — формирование промышленного рабочего класса и класса бур-жуазии. Промышленный переворот продолжался 50 лет и завершился в конце 80-х годов XIX в. 2. К 80-м годам сформировались основные промышленные районы России: > Московский; > Петербургский; > Прибалтийский; > Уральский; > Южный (Донбасс и Криворожье); > Бакинский. Самым мощным бь1Л Московский район, где была развита кустарная промыш-ленность, которая постепенно превращалась в мануфактуру, а затем в фабрику. Москва и Прибалтика были также крупнейшими центрами текстильной промышленности. В Петербурге получило развитие машиностроение. На Урале изначально развивалась горнорудная и угольная промышленность. К этим старым промышленным районам прибавились новые: Южный — угольно-металлургический и Бакинский — нефтедобывающий. 3. В пореформенное время в России появилось много талантливых предпринима-телей. Купец Бахрушин основал в Москве кожевенную фабрику; его потомки стали крупными кожевенными и текстильными фабрикантами. Они тратили огромные суммы на строительство приютов и больниц для рабочих. К этой семье принадлежал и театральный деятель А. А. Бахрушин, который на основе своих коллекций создал в Москве частный литературно-театральный музей, носящий сегодня его имя.
Г. Города, население во второй половине XIX столетия 1. Свидетельством капиталистического развития России после реформы 1861 г. стал рост городского населения. Согласно официальной статистике в конце века в Рос-сии было 932 города, в которых проживало 13, 5% всего населения страны. Социальная структура городского населения была такова: 11% — крупная буржуазия, помещики и высшие чиновники; 13 — зажиточные мелкие предприниматели и торговцы; 24 — мелкие ремесленники и лавочники и 52% — рабочие. В каждом городе была также прослойка люмпен-пролетариата — людей без паспорта, без дома, а нередко и «без имени» — так называемое «социальное дно». 2. Самый крупный город России в конце XIX в. — Петербург с населением 700 тысяч человек. Это был капиталистический город с развитой промышленностью и рез-кими социальными контрастами. Среди богатых особняков располагались ночлежные дома. Вторым по численности городом была Москва — 600 тысяч жителей. Самые большие сибирские города — Томск и Иркутск (до 30 тысяч жителей). В развитии этих и других сибирских городов значительную роль сыграл Большой Сибирский тракт. 3. В России была высокая степень концентрации промышленности, т. е. преобла-дали крупные предприятия. Более 50% рабочих было занято на крупных предприятиях — самая высокая концентрация в мире. 4. Положение рабочего класса было очень тяжелым, как и во всех странах в эпоху начального капитализма. Рабочий день достигал 15 часов. Заработки были низкими, штрафы высокими. Широко применялся малооплачиваемый женский и детский труд. Плохими были жилищные условия. Все это заставляло рабочий класс бороться за улучшение своего положения.
Д. Особенности развития помещичьего хозяйства. Два пути аграрного разви-тия России 1. В отличие от промышленности развитие сельского хозяйства в пореформенное время не было достаточно успешным. Правда, за 20 лет экспорт хлеба из России увели-чился в 3 раза (1-е место в мире). Цены на хлеб были высокими. Но сельско-хозяйственное производство росло в основном за счет распашки новых земель, то есть развивалось экстенсивным путем, в то время как только интенсивный путь развития обеспечивает рост производства сельскохозяйственной продукции благодаря повыше-нию производительности труда, внедрению новой техники, более совершенной агро-номии, селекции. Основными производителями товарного хлеба оставались помещичьи хозяйства. 2. Но реформа 1861 г. тяжело отразилась на значительной части помещиков. Они с трудом перестраивали свои хозяйства на капиталистические начала. Помещики вла-дели огромным количеством земли: 30 тысяч крупных помещиков имели 70 млн. деся-тин земли, почти столько же, сколько ее имели 10, 5 млн. крестьянских дворов. Чтобы вести сельское хозяйство по-новому, помещику требовались орудия, машины, удобре-ния и т. п. На это нужны были большие деньги. Деньги нужны были и для оплаты труда батраков. И хотя помещики получили от государства огромный выкуп за землю, большинство из них эти деньги просто растратили. Поэтому после реформы они чаще продавали землю или отдавали в аренду, чем использовали сами в своем хозяйстве. За аренду помещичьей земли крестьяне платили деньгами или отработкой. 3. Формы оплаты крестьянами арендованной земли — яркое выражение переход-ного состояния от феодально-крепостнических методов хозяйствования к капиталисти-ческим: > отработки — крестьянин за полученную в аренду землю отрабатывал на бар-ской земле своим инвентарем. Это была своего рода барщина, с той лишь разницей, что крестьянин был лично свободен и вступал с помещиком в договорные отношения; > испольщина — за аренду земли крестьянин отдавал половину урожая; > издольщина — за аренду земли крестьянин отдавал от 1/3 до 2/3 урожая. 4. Переход от феодальных форм хозяйствования к капиталистическим длился около двух десятилетий. Многие помещики не смогли перестроить свои хозяйства на капиталистический лад. Другие сумели приспособиться к условиям рынка. Смогли это сделать и многие разбогатевшие крестьяне, нередко вчерашние крепостные. Те, кто хо-тели и могли вести хозяйство по-новому, использовали наемную силу, сельско-хозяйственные машины, применяли передовые агротехнические приемы и т.п. Сложи-лись районы сельскохозяйственной специализации: Центрально-черноземные губер-нии, Заволжье и Поволжье — зерновые районы; Прибалтика, север России — районы молочного хозяйства; северо-запад, Украина — технических культур. 5. Истории известны два пути развития сельского хозяйства после феодализма: прусский и американский. Прусский путь — помещичье хозяйство медленно перестраивается на капитали-стический лад; сохраняются крепостнические пережитки. Американский путь — ликвидация феодальных пережитков, создание фермерского хозяйства, где используется труд батраков. Развитие сельского хозяйства в России в пореформенное время пошло в основ-ном по прусскому пути.
Е. Крестьянская община 1. После реформы началось интенсивное расслоение деревни. Выделялись бога-тые крестьяне (20% семей), которые имели значительное количество земли, скота (нс меньше 4 лошадей), машины, батраков. Эта часть зажиточных крестьян вела, по суще-ству, предпринимательское, капиталистическое хозяйство. Появились также бедняки — безлошадные и однолошадные крестьяне. Они зачастую соединяли занятие зем-леделием с разными промыслами, в том числе с работой по найму. Именно в этой кате-гории крестьян происходил процесс «раскрестьянивания». Основой их существования была продажа своей рабочей силы. Они составляли рынок рабочей силы как для пред-принимательского сельского хозяйства, так и для крупной капиталистической про-мышленности. Ежегодно в город уходило 5—6 млн. крестьян, что создавало условия для быстрого развития промышленности. Но основу деревни составляли середняки — двух-, трехлошадные крестьяне, имевшие хороший дом, орудия производства. 2. Сельская община, которая существовала еще со времен Киевской Руси, полу-чила в 1861 г. название сельского общества. Она распределяла земельные наделы, со-бирала налоги, следила за порядком. 3. Орган управления общины — сельский сход, который избирал старосту. Кре-стьяне владели землей чересполосно: имели хорошие и плохие полосы на пригорках и в низинах. Земля распределялась по числу мужчин в семье. Если умирал мужчина, то надел отбирался. Если рождался мальчик, он получал надел; это называлось частным переделом. Рост крестьянского населения в силу естественного прироста, увеличение численности мужского населения вели к сокращению размера надела в расчете на душу мужского пола. Нехватка надельной земли заставляла одних крестьян арендовать землю на кабальных условиях, других — продавать землю зажиточным крестьянам. Все эти процессы свидетельствуют о постепенном переходе сельского хозяйства на капиталистические рельсы. Однако помещичье землевладение остается главным тор-мозом на этом пути. 4. Таким образом, российская экономика в пореформенное время в целом разви-валась по пути капитализма. Однако темпы и степень этого развития в разных отраслях были неодинаковы. Наиболее успешно процесс организации капиталисти-ческого производства шел в промышленности. В 80-е годы завершился технический переворот в главных отраслях промышленности: преобладающими стали машинное производство и паровая тяга. Значительно вырос товарооборот в промышленности, чему немало способствовали строительство железных дорог, быстрое развитие водного парового транспорта. Но и после промышленного переворота Россия оставалась аграрной страной, сохранялось множество крепостнических пережитков и отсталых форм хозяйствования. Капиталистическое переустройство сельского хозяйства шло довольно медленно. Именно решение аграрного вопроса станет основным в общественно-политическом развитии России в начале XX в.
|