Тема занятия
| Требования к уровню подготовки
| Вид контроля
|
3 семестр
| | |
Измерение количественной оценки информации
| Основные подходы к измерению информации: вероятностный и алфавитный подходы. Формулы Шеннона, Хартли. Характеристики информации. Свойства информации. Меры и единицы измерения информации.
| Фронтальный опрос
|
Решение задач по теме «Меры и единицы измерения информации»
| Знать основные понятия теории информации, виды информации и способы представления ее в электронно-вычислительных машинах.
Знать формулы измерения информации: Шеннона и Хартли и применять их для решения задач. Уметь приводить примеры.
| Опрос.
Проверка практической работы
|
Контрольная работа №1. «Измерение информации»
| Уметь применять полученные знания для решения практических задач.
| к/р
|
Системы счисления
| Основные определения, связанные с системами счисления. Понятие базиса. Принцип позиционности. Единственность представления чисел в Р-ичных системах счисления.
Представление целых, вещественных и дробных чисел в различных позиционных системах счисления.
| Тест
|
Перевод чисел из десятичной системы счисления в Р-ичную. Перевод чисел из Р-ичной системы счисления в десятичную.
| Знать основные алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую. Уметь выбирать алгоритм для решения конкретной задачи. Уметь применять правила недесятичной арифметики. Уметь переводить числа из одной системы счисления в другую.
| Опрос.
Проверка практической работы
|
Арифметические операции в Р-ичных системах счисления.
| Уметь производить арифметические действия с числами в различных системах счисления.
| Опрос. Проверка практической работы
|
Решение задач
| Уметь применять рассмотренные алгоритмы для решения практических задач
| Проверка практической работы
|
Контрольная работа №2. «Системы счисления»
| Уметь применять полученные знания для решения практических задач.
| к/р
|
Информационные характеристики источника сообщения и канала связи
| Непрерывная и дискретная форма представления информации. Представление целых чисел. Представление вещественных чисел.
| Тест
|
Представление числовой информации.
| Знать форматы представления данных: с фиксированной точкой и плавающей точкой, кодирование информации: прямой код, обратный код, дополнительный код, декодирование.
Уметь применять алгоритмы для кодирования числовой информации. Уметь кодировать числовую информацию.
| Опрос.
Проверка практической работы
|
Представление текстовой информации.
| Уметь применять алгоритмы для кодирования текстовой информации. Уметь кодировать символьную информацию
| Опрос.
Проверка практической работы
|
Представление графической информации.
| Уметь применять алгоритмы для кодирования графической информации. Уметь кодировать графическую информацию
| Опрос.
Проверка практической работы
|
Представление звуковой информации.
| Уметь применять алгоритмы для кодирования звуковой информации. Уметь кодировать звуковую информацию
| Опрос.
Проверка практической работы
|
Информационные характеристики дискретных каналов связи.
| Знать характеристики дискретных каналов связи.
| Опрос.
Проверка практической работы
|
Контрольная работа №3. «Представление информации».
| Уметь применять полученные знания для решения практических задач.
| к/р
|
Кодирование информации при передаче по дискретному каналу без помех
| Кодирование информации. Код. Кодирование. Декодирование. Способы кодирования. Эффективное кодирование. Теорема Шеннона.
| Тест
|
Основная теорема Шеннона о кодировании в канале без помех.
| Знать и понимать теорему Шеннона.
Знать принципы кодирования информации.
Уметь давать определение кодирования без помех.
| Опрос.
Проверка практической работы
|
Кодирование информации при передаче по дискретному каналу без помех.
| Знать алгоритмы кодирования без помех.
Знать принципы кодирования информации.
| Опрос.
Проверка практической работы
|
Контрольная работа №4. «Кодирование в канале без помех»
| Уметь применять полученные знания для решения практических задач.
| к/р
|
4 семестр
|
|
|
Кодирование информации при передаче по дискретному каналу c помехами
| Основная теорема Шеннона о кодировании для канала с помехами.
Помехоустойчивое кодирование: основные понятия.
| Фронтальный опрос
|
Примеры эффективного кодирования простейших сообщений.
| Знать принципы кодирования информации.
Уметь приводить примеры эффективного кодирования простейших сообщений.
| Проверка практической работы
|
Кодирование информации при передаче по дискретному каналу с помехами.
| Знать принципы кодирования информации.
Уметь давать определение кодирования с помехами.
| Проверка практической работы
|
Контрольная работа №5. «Кодирование в канале с помехами»
| Уметь применять полученные знания для решения практических задач.
| к/р
|
Теория алгоритмов и формальных языков
| Понятия алгоритма. Свойства алгоритмов. Основные алгоритмические структуры: следование, ветвление и цикл. Формы представления алгоритмов: синтаксические диаграммы, диаграммы Несси-Шнейдермана.
Уточнение понятия алгоритма. Машина Тьюринга. Машина Поста. Алгоритмы Маркова.
Понятие сложности алгоритма. Анализ алгоритмов поиска. Анализ алгоритмов сортировки.
| Тест
|
Применение машины Тьюринга к словам.
| Знать алгоритм работы машины Тьюринга.
| Проверка практической работы
|
Конструирование машины Тьюринга.
| Уметь решать задачи на конструирование машины Тьюринга.
| Проверка практической работы
|
Решение задач машина Тьюринга.
| Уметь решать задачи на составление алгоритмов.
| Проверка практической работы
|
Применение машины Поста.
| Знать алгоритм работы машины Поста.
| Проверка практической работы
|
Решение задач машина Поста.
| Уметь решать задачи на составление алгоритмов.
| Проверка практической работы
|
Контрольная работа №6. «Уточнение понятия алгоритма».
| Уметь применять полученные знания для решения практических задач.
| к/р
|
Оптимальное кодирование информации.
| Методы сжатия цифровой информации. Алгоритмы обратимых методов. Методы сжатия с регулируемой потерей информации.
Оптимальное кодирование информации. Код Хаффмана. Программы архиваторы.
| Опрос
|
Метод упаковки. Код Хаффмана.
| Знать метод упаковки. Уметь решать задачи на составление алгоритмов. Код Хаффмана.
| Проверка практической работы
|
Метод LZ. Метод RLE.
| Знать метод LZ и RLE. Уметь решать задачи на составление алгоритмов. Уметь сжимать информацию.
| Проверка практической работы
|
Алгоритмы JPEG, MP3, MPEG.
| Знать метод JPEG, MP3, MPEG. Уметь решать задачи на составление алгоритмов. Уметь сжимать информацию.
| Проверка практической работы
|
Сжатие и архивирование информации. Работа с программами архиваторами.
| Уметь архивировать информацию.
| Проверка практической работы
|
Контрольная работа №7. «Методы сжатия цифровой информации»
| Уметь применять полученные знания для решения практических задач.
| к/р
|
Защита информации
| Информационная безопасность личности. Информационная безопасность общества.
Политика безопасности. Понятие доступа. Безопасные компьютерные системы.
| Фронтальный опрос
|
Работа с «Энциклопедией компьютерных вирусов»
| Знать классификацию вирусов.
| Проверка практической работы
|
Установка антивирусных программ. Настройки. Проверка системы на наличие вирусов. Проверка внешних носителей на наличие вирусов.
| Знать классификацию антивирусных средств.
Уметь установить антивирусное средство и проверить с его помощью носители разного уровня на наличие вирусов.
| Проверка практической работы
|
Контрольная работа №8. «Защита информации».
| Уметь применять полученные знания для решения практических задач.
| к/р
|
Итоговая контрольная работа
| Уметь применять полученные знания для решения практических задач.
| к/р
|