![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Историческая школа права
5) Теория насилия объясняет возникновение гос-ва результатом действия военно – политического фактора – завоевания одних племен и народов другими. 6) Расовая теория – ее основу составляет постулат о том, что люди вследствие их физ. и психич. неравноценности образуют высшие и низшие расы. Расовая теория недемократична, негуманна, пропагандирует вражду между народами. 7) Органическая теория –спенсер. эволюция развития природы приводит к образованию объединения людей, кот.в процессе естест.отбора образуют единый организм, кот.называется гос-во. оно развивается подобно чел.организму. люди-клетки организма, институты-отд.органы, части. идет ест.отбор и выживвает наиб.приспособленный. плюсы-признание роли гос-ва.восприятие гос-ва, как единого гос-ва. недостатки-проведение аналогии между биологич.организмом и социальным. 8) Психологическая теория – Петражицкий. Цицерон полагал, что люди объединились в гос-во в силу врожденной потребности жить вместе. Гос-во и право порождаются эмоциями и переживаниями людей, а не материальными условиями жизни.стремление людей к поиску авторитета, на кот.можно возложить отв-ть. право-суб.оценка добра и зла. 9)Теория инцесты (кровосмешения) - на этапе развитого состояния родовой общины, люди стали замечать, что от кровосмешения рождаются неполноценные создания. 10)Ирригационная или гидравлическая теория – в Др. Египте, на берегу Нила, люди постепенно стали переходить к оседлой жизни, необходимо было строить каналы и гидравлические сооружения для ведения земледельческих работ.
3. Типология государства: формационный, цивилизационный и иные подходы. Типология государства - это его специфическая классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих государств на такие группы, чтобы это дало возможность раскрыть их социальную сущность. Типология проводится в основном с позиции 2 подходов: формац. и цивилизац-о. В основе формационного подхода лежит понятие «общественно-экономическая формация», которая призвана характеризовать тип общества в единстве его базиса (типа производственных отношений, экономической структуры общества) и надстройки. Этот подход разработан в рамках марксистской теории. Формационный подход является традиционным для марксистского обществоведения, в кот «общественная формация» - это исторический тип общества, основанный на опред способе производства. (рабовладельч., феодал., буржуазн., социалистич.) недостатки-после социал.ничего нет.умаление культурно-духовн.факторов общества. В основе цивилизационного подхода лежит понятие «цивилизация». главной особенностью цивилизационного подхода считает то, что «согласно цивилизационной теории тип государства, его соц.природа определяются в конечном счете не столько объективно- материальными, сколько идеально-духовными, культурными факторами». сущность государства определяется не только реально существующим соотношением сил, но также накопленными в ходе историч.процесса и передаваемыми в рамках культуры представлениями о мире, ценностями, образцами поведения; - разнородность культур - во времени и пространстве - позволяет понять, почему некоторые типы государств, соответствующие одним условиям, останавливались в своем развитии в других условиях. суть-при оценке и хар-ке стран следует учитывать не только способы производства, но и духовно-культ.факторы.религия, миропонимание, террит.расположенность. (выделялось пять общественно-экономич.формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая. Тем из них, кот.были классовыми соответствовал свой исторический тип государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический) основное отличие цивилизационного подхода от формационного состоит в возможности раскрыть развитие общества и государственности через человека, через его представления о ценностях и целях его собственной деятельности. в типологии государства следует учитывать как цивилизационный подход, так и формационный. В рамках первого главным критерием выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). В рамках цивилизационного подхода основными критериями выступают духовные признаки - культурные, религиозные, национальные, психологические и прочие. Выделяют след.цивилизации: египетскую, китайскую, западную, православную и т.п. в мир.литературе предлагалось немало оснований классификации государств. чаще других звучало предложение подразделять их на демократич. и недемократические. Заслуживает внимания классификация государств по их отношению к религии. (светские, клерикальные, теократические и атеистические государства.) переходное государство - явление конкретно-историческое, обладающее национально-культурной ориентированностью и отражающее накопленные конкретным народом духовные и иные ценности. В последнее время весьма широко применяется классификация государств на тоталитарные, авторитарные, либеральные и демократические.
|